Контрольная работа по литературному чтению
«Сформировалось читательских умений»
(3 класс)
Александр Куприн
Скворцы
Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, подвесили новые. Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!» И правда, они сидели высоко на ветках тополей… Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни.
Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев из скворечников. Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз.
Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома. Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься: ветреная, пустая, несерьезная птица. И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй ты, черноголовый. Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». – «Как? Мне? Да я его сейчас!» – «А ну-ка, ну-ка…» И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой. Скворец таскает туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало – не больше пяти сантиметров.
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!. Его корм на земле и в земле. И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья… Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт.
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. О ком или о чём рассказывается в этом произведении?
- о хитростях воробьёв
- о дружбе птиц
- о скворцах
- о воробьях
- о приходе весны
2. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов?
- утром пятнадцатого марта
- днём двадцатого марта
- девятнадцатого марта вечером
- вечером в субботу
- утром в воскресенье
3. Сколько дней скворцы набирались сил после полёта?
- пять дней
- один день
- несколько дней
- два дня
- неделю
4. Как происходит выселение воробьёв из скворечников?
- воробьёв выгоняют
- воробьёв клюют
- воробьёв стерегут
- воробьёв не кормят
- воробьёв не поят
5. Как скворцы стерегут своё гнездо?
- всей семьёй
- поочередно
- всей стаей
- не стерегут совсем
- нанимают сторожа
6. Из чего скворцы делают гнездо?
- из веток
- из прутьев
- из строительного мусора
- из одного пуха
- только из перьев
7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню?
- большим
- маленьким
- средним
- не более пяти сантиметров
- узким
8. Где скворец находит себе корм?
- в воздухе
- в воде
- на земле
- в земле
- на земле и в земле
9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца?
- вечером
- на закате
- ранним утром
- днём
- утром
10. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Восстанови порядок описанных событий. Пронумеруй события рассказа.
- Отдых.
- Жизнь дома.
- Строительство гнезда.
- Возвращение скворцов.
- Выселение воробьёв.
12. Определи жанр этого произведения.
- сказка
- художественный рассказ
- басня
- исторический рассказ
- научно-познавательный рассказ
13. Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор?
- камни
- песок
- мелкие кусочки разного мусора
- цемент
- стекло
14. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________