kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен  конспект  урока  русского   языка  в  4  классе  по  теме "  Склонение  имён  прилагательных  женского  рода  единственного   числа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка.»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Гринёва Е.А.

МБОУ « Масловопристанская СОШ

Шебекинского района Белгородской области»


Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Всё это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать практические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путём: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Убеждена, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий. Как развивать у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске ? Как сделать урок русского языка интересным, эффективным? Сочетание традиционных методов обучения и современных образовательных технологий позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения, развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений .

Один из главных путей развития интеллектуально- творческого потенциала личности ребёнка -это исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений , любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одарённости. Ребёнку гораздо легче изучить науку, действуя как учёному, чем получать знания в «готовом виде»-т.е. заучивать. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при объяснении нового материала предлагаю своим ученикам выступить в роли « исследователей » . На таких уроках дети - активные участники познавательного процесса: занимаются напряжённой умственной деятельностью, решают проблемы и выводят правила, побуждаются к творческим поискам, используют свой опыт, сами проверяют и оценивают, чувствуют себя ответственными за учебные достижения класса

В качестве примера предлагаю своим коллегам - учителям урок русского языка. На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

4 КЛАСС

Тип урока: урок- исследование.

Тема урока: Склонение имён прилагательных единственного числа

женского рода.

Задачи

- создавать условия для наблюдения за падежными окончаниями имён прилагательных женского рода единственного числа;

- учить выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа;

- учить склонять имена прилагательных женского рода единственного числа.

Планируемые результаты

Предметные

- называть падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа;

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа;

- подбирать к менам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;

- склонять имена прилагательных женского рода единственного числа.



Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу;

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей;

-анализировать информацию , представленную в таблице;

-преобразовывать табличную форму представления информации в текстовую;

- составлять сообщения по данной теме;

-работать в парах, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные

-проявлять интерес к русскому языку;

- проявлять познавательные способности через изучаемый предмет.



Ход урока.

1.Организационный момент.

Пусть будут добрыми слова и выражения,

Пусть будут умными все наши предложения.

Слова не созданы для зла ,

Их сочинили для добра,

Так пусть звенят они прекрасней серебра. ( О. Безымянная)


2. Индивидуальная работа у доски

а) Реши тест б) Подумай, над каким правилом работаешь

Укажи слова с Укажи род, число и падеж имён прилага-

непроизносимыми тельных, выдели в них окончание.

согласными. без верн…. друга

1) прелес…ная к син…. морю

2) доблес…ный поздн…. вечером

3) интерес…ный в пушист….. наряд…

4) извес…ный

5) чудес…ная


в) Составь предложение.

(Яркое солнце освещает верхушки дремучего леса.)

освещает, яркое, леса, солнце, дремучего, верхушки

3 Словарный диктант.( Фотографирование)

Правительство, путешествие, иней, экскурсия, прекрасный, коллекция,

пассажир, портрет, вокзал , свобода, победа.

Дети ставят ударение, подчёркивают и называют орфограммы.

- Какое слово вызвало у вас затруднение при написании


Имя прилагательное , мы с тобой дружны .

Признаки предметов знать мы все должны.


-Найдите имя прилагательное. Докажите. Подберите подходящее по смыслу существительное . ПРЕКРАСНЫЙ ( день, человек), объясните значение.(Прекрасный человек - добрый, отзывчивый, чуткий, душевный;

Прекрасный товарищ- верный, преданный, надёжный)


- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к словам:

Правительство ( какое?) умное, справедливое, достойное, мудрое.

Путешествие (какое? ) опасное, интересное, прекрасное, удивительное, далёкое, морское.

Иней (какой?) серебристый, искристый, пушистый

-Составить предложения со словом иней.

Пушистый иней искрится под лучами зимнего солнца.

Волшебница зима украсила веточки деревьев серебристым инеем.

Ветви деревьев украсились серебристым инеем.

Деревья тихо качали ветвями, и иней красивыми звёздочками

сверкал в прозрачном воздухе.

-Мы видим, что имена прилагательные украшают , уточняют нашу речь, делают её яркой, выразительной .


4.Проверка индивидуальных работ у доски.

Ученик объясняет , над каким заданием он работал.

Класс оценивает выполненную работу и задаёт вопросы.


а) -Как проверить непроизносимые согласные?

- Что объединяет данные слова?

- Докажите, что это имена прилагательные.

- Подберите синонимы к прилагательным ПРЕЛЕСТНАЯ( ЧУДЕСНАЯ, ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ, ИЗУМИТЕЛЬНАЯ, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ, ПРЕКРАСНАЯ).

-Где мы применяем умение подбирать к словам синонимы? Сочинения, изложения.

- С каким существительным сочетается прилагательное ДОБЛЕСТНЫЙ,

Подберите синонимы.( ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, СМЕЛЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ воин, солдат)

Для развития своей речи мы пользуемся словарями синонимов и антонимов. Показ словарей.


б) -Над каким правилом работал ?

- Алгоритм написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.


- Как ты понимаешь? Правила легче нет на свете:

Что в вопросе- то в ответе!

-Как изменяется имя прилагательное?

- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?


В) -Дай характеристику предложению.

- Разбери по членам предложения.

-Назови орфограммы.

Прочитай предложение без имён прилагательных .Сделай вывод, какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

(УКРАШАЮТ, УТОЧНЯЮТ, ДЕЛАЮТ ЯРКОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ)

- Объясни значение слова ДРЕМУЧИЙ( густой, тёмный, труднопроходимый)

- Где можно уточнить лексическое значение слова?


Учитель показывает словарь Ожегова Сергея Ивановича.


5. Обобщение изученного материала. Выступление знатоков русского языка « Всё про имя прилагательное»

-Я знаю, что имя прилагательное - это ………

( что обозначает, как изменяется, с какой частью речи «дружит»,

каким членом предложения является, какую роль в русском языке выполняет)

- Мы много знаем, но не будем останавливаться на достигнутом,

нас ждут новые открытия .


6. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Предлагаю вам выступить в роли исследователей.

- Определите по окончанию -АЯ, -ЯЯ грамматические признаки(род, число, падеж) имени прилагательного, вопрос.

(какая? ж. р. ; ед. ч. ; И. п.)

-Сегодня тема нашего урока: Склонение имён прилагательных женского

рода единственного числа

Учитель выставляет табличку с темой урока на доске.

- Что значит просклонять имя прилагательное?


7. Исследовательская деятельность. Работа с компьютером.

А)-Каждый исследователь ставит перед собой вопросы, на которые нужно найти ответ.

-Внимание на экран!

Презентация.

1 слайд. На какие падежные вопросы отвечают ?

Какие окончания имеют ?

Трудности.

-Перед началом работы выдвигаю перед вами гипотезу (предположение):

Как вы думаете вопрос КАКОЙ? имеет ли отношение к склонению имён прилагательных женского рода ?


Б) Работа над новой темой.

Склоняем словосочетание волшебная синяя звезда, пишем вопрос , выделяем окончание.

И.п. какая? волшебная синяя -ая -яя

Р. п. какой ? волшебной син….ей -ой -ей


Обращаемся за помощью к учебнику, к нашему надёжному другу.

Стр. 4 таблица . Ищем ответ на свой вопрос.

и т. д.

-Что мы делали с именами прилагательными женского рода ?

-Что общего заметили при склонении имён прилагательных женского рода?

- Подчеркните в в каких падежах совпадают вопросы и окончания.

-Делаем вывод:

2 слайд. И.п. какая? -ая -яя

Р.п.

Д.п. какой? -ой -ей

Т.п.

П.п.

В.п. какую? -ую -юю

Обратимся к учебнику. Соответствует ли наш вывод сведениям о языке в учебнике.

Стр. 5 Сведения о языке. Прочитать. Как понимаете, расскажите своими словами.

-Что бы вы дополнили к данному правилу?

-Что вам нравится в таблице склонения имён прилагательных женского рода ?

- И вместе с тем вопрос КАКОЙ ? вызывает у нас затруднение.

-Почему ?

3 слайд. КАКОЙ?

М.Р. Ж.Р.

-ой, -ий, -ый -ой, -ей

дремучий лес в дремучей чаще

На что обращаем внимание , если прилагательное отвечает на вопрос КАКОЙ ?( РОД)

Это тема наших следующих уроков русского языка.

-Мы славно поработали. Хотите знать , как оценил вашу работу компьютер?

4 слайд. МОЛОДЦЫ!

Того, кто трудится ждёт успех!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


8.Закрепление нового материала .

-Правила мы не только знаем, но и применяем в своей работе.

Алгоритм правописания падежных окончаний имён прилагательных.

  1. слайд.

по зимн… дорог…

на высок… берёз…

в соседн… деревню

вечерн… звездой


-Для нас это задание

6 слайд ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ

- Что это значит? Когда так говорят? Объяснить.

Выступает ученик с сообщением.

Репа - самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы легко было приготовить . С тех пор и пошло выражение « проще пареной репы».Так говорят о том , что просто сделать. Источник информации :

Словарь фразеологизмов, электронная « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»


9.Час делового общения. Работа в парах.

-Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки.

Вы коллеги по работе. Главное в общении- уважение, терпение, культура поведения.

Работаем над упражнением №2 на стр.7.

-Объяснить , какое задание ставит перед вами учебник.

-Подумайте, какой это текст- описание или повествование.

-Озаглавьте текст. Какова его тема?(То, о чём говорится в тексте)

-Какая главная мысль этого текста? ( Беречь родную природу .)

Работа на отпечатанных листах. Дети вставляют пропущенные орфограммы, объясняют правописание. Находят прилагательные женского рода, выделяют окончания.

-Проверка. Назовите слова, которые подходят к теме нашего урока.

Учитель показывает на табличку с темой урока.


10. Приближается звонок, нужно подвести итог.

-Над какой темой работали сегодня на уроке?

1 слайд с вопросами.

На какие падежные вопросы отвечают ?

Какие окончания имеют ?

Трудности.


11. Рефлексия.

-Поднимите руку, кто знает ответы на данные вопросы ?

- Поднимите руку, кому было трудно , но он справился и всё понял.

-Что создали мы в процессе своей исследовательской работы? Для чего? Где пригодится нам таблица падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа?

-Кто из вас считает, что сегодня на уроке работал добросовестно и заслуживает уважения?

7 слайд Электронное пожелание :

Пусть всегда сторонкой

Вас обходит лень.

Пусть пятёрки с вами дружат

Каждый день


12.Выставление оценок.

Выскажите своё мнение, оцените работу товарищей на уроке. Что понравилось в работе товарища, над чем ему надо поработать?

13. Задание на дом.

Стр .6 упр. 5 ; * Составить вопросы по теме «Склонение имён прилагательных женского рода единственного числа», таблица- помощник на стр.4


Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка.

Автор: Гринева Елена Андреевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование метода проектной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(113) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "123106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414416109"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. "
    ["seo_title"] => string(141) "issliedovatiel-skaia-rabota-kak-sposob-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "137705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417426432"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "ДОКЛАД :""Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_organizatsiia_vneurochnoi_deiatelnosti_mladshikh_shkolnikov_po_russkomu_i"
    ["file_id"] => string(6) "529055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875181"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методические рекомендации по теме: "Организация исследовательской деятельности на уроках  русского языка в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "243801"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445802915"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентации к урокам русского языка во 2 классе "Словарные слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsii-k-urokam-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-slovarnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "104559"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402733241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства