Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка.»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гринёва Е.А.
МБОУ « Масловопристанская СОШ
Шебекинского района Белгородской области»
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Всё это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать практические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путём: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Убеждена, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих собственных изысканий. Как развивать у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске ? Как сделать урок русского языка интересным, эффективным? Сочетание традиционных методов обучения и современных образовательных технологий позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения, развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений .
Один из главных путей развития интеллектуально- творческого потенциала личности ребёнка -это исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений , любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одарённости. Ребёнку гораздо легче изучить науку, действуя как учёному, чем получать знания в «готовом виде»-т.е. заучивать. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при объяснении нового материала предлагаю своим ученикам выступить в роли « исследователей » . На таких уроках дети - активные участники познавательного процесса: занимаются напряжённой умственной деятельностью, решают проблемы и выводят правила, побуждаются к творческим поискам, используют свой опыт, сами проверяют и оценивают, чувствуют себя ответственными за учебные достижения класса
В качестве примера предлагаю своим коллегам - учителям урок русского языка. На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАСС
Тип урока: урок- исследование.
Тема урока: Склонение имён прилагательных единственного числа
женского рода.
Задачи
- создавать условия для наблюдения за падежными окончаниями имён прилагательных женского рода единственного числа;
- учить выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа;
- учить склонять имена прилагательных женского рода единственного числа.
Планируемые результаты
Предметные
- называть падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа;
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа;
- подбирать к менам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;
- склонять имена прилагательных женского рода единственного числа.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей;
-анализировать информацию , представленную в таблице;
-преобразовывать табличную форму представления информации в текстовую;
- составлять сообщения по данной теме;
-работать в парах, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Личностные
-проявлять интерес к русскому языку;
- проявлять познавательные способности через изучаемый предмет.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Пусть будут добрыми слова и выражения,
Пусть будут умными все наши предложения.
Слова не созданы для зла ,
Их сочинили для добра,
Так пусть звенят они прекрасней серебра. ( О. Безымянная)
2.Индивидуальная работа у доски
а) Реши тест б) Подумай, над каким правилом работаешь
Укажи слова с Укажи род, число и падеж имён прилага-
Репа - самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы легко было приготовить . С тех пор и пошло выражение « проще пареной репы».Так говорят о том , что просто сделать. Источник информации :
Словарь фразеологизмов, электронная « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
9.Час делового общения. Работа в парах.
-Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь, пожмите друг другу руки.
Вы коллеги по работе. Главное в общении- уважение, терпение, культура поведения.
Работаем над упражнением №2 на стр.7.
-Объяснить , какое задание ставит перед вами учебник.
-Подумайте, какой это текст- описание или повествование.
-Озаглавьте текст. Какова его тема?(То, о чём говорится в тексте)
-Какая главная мысль этого текста? ( Беречь родную природу .)
Работа на отпечатанных листах. Дети вставляют пропущенные орфограммы, объясняют правописание. Находят прилагательные женского рода, выделяют окончания.
-Проверка. Назовите слова, которые подходят к теме нашего урока.
Учитель показывает на табличку с темой урока.
10. Приближается звонок, нужно подвести итог.
-Над какой темой работали сегодня на уроке?
1 слайд с вопросами.
На какие падежные вопросы отвечают ?
Какие окончания имеют ?
Трудности.
11. Рефлексия.
-Поднимите руку, кто знает ответы на данные вопросы ?
- Поднимите руку, кому было трудно , но он справился и всё понял.
-Что создали мы в процессе своей исследовательской работы? Для чего? Где пригодится нам таблица падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа?
-Кто из вас считает, что сегодня на уроке работал добросовестно и заслуживает уважения?
7 слайд Электронное пожелание :
Пусть всегда сторонкой
Вас обходит лень.
Пусть пятёрки с вами дружат
Каждый день
12.Выставление оценок.
Выскажите своё мнение, оцените работу товарищей на уроке. Что понравилось в работе товарища, над чем ему надо поработать?
13. Задание на дом.
Стр .6 упр. 5 ; * Составить вопросы по теме «Склонение имён прилагательных женского рода единственного числа», таблица- помощник на стр.4
Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.