kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Мой край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о храме святых Павла и Петра

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мой край"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 »

Мой край

Исследовательская работа

Работу выполнила

Менавщикова Мария,

ученица 4 класса



Руководитель

Евсеенко

Надежда Юрьевна,

учитель начальных классов,

высшая категория

Гурьевский район

2018


Содержание: Введение………………………………………………………………………. Основная часть……………………………………………………………….. Социологическое исследование…………………………………………… Исследование воспоминаний служителей храма …… Внутреннее убранство храма……………………………………………………… Святые апостолы Пётр и Павел.………………………………………………. История Храма………………………………………………………………….. Храм Святых апостолов Петра и Павла сегодня Заключение……………………………………………………………………. Библиографический список…………………………………………………..




1. Введение.
В нашей семье четверо детей. Я с братом и и сёстрой часто бываю на службе в храмах. В школе я изучаю Основы Православной культуры это один из моих любимых предметов.. Однажды, когда я был маленьким, проезжая по городу Салаиру, я обратил внимание на большое здание в центре города. К нему, стоящему на краю большой площади, лучами сбегают улицы Салаира. Позже мы с классом не раз ездили туда на экскурсию. Это был храм апостолов Петра и Павла Мне захотелось больше узнать об истории храма.. Цель исследовательской работы - воссоздание истории храма святых апостолов Петра и Павла, раскрытие исторической загадки святого источника города Салаира. Задачи: воссоздать историю строительства церкви святых апостолов Петра и Павла; поиск имен благотворителей церкви; раскрыть историческую загадку салаирского святого источника. Методы исследования: анализ архивных документов  беседа со служителями храма метод включенного наблюдения (экскурсия на место расположения храма, святого источника). Объект исследования: исторические процессы развития храма. Предмет исследования: содержание истории возникновения и развития храма святых апостолов Петра и Павла и святого источника города Салаир
2. Основная часть. 2.1. Социологическое исследование. Прежде чем приступить глубокому изучению истории церкви святых Петра и Павла необходимо было узнать отношение общественности и родителей к этой работе. Для социологического опроса была проведена анкета, которая содержала 3 вопроса и варианты ответа к ним: Как Вы считаете, необходимо ли проведение акции «Восстановление духовно-исторической памяти», об утраченных святынях, в наших поселениях? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить. Как Вы относитесь к возрождению православных святынь Кузбасса края. а) положительно б) отрицательно в) затрудняюсь ответить. 3. Готовы ли Вы оказать посильную помощь в восстановлении памятных мест, об утраченных святынях. а) да б) нет в) затрудняюсь ответить. Яс ребятами своего класса провел социологический опрос среди жителей посёлка Лесной. В опросе  приняли участие 40 человек. Более 95% человек поддержали  проведение данной Акции. Результат анкетирования выглядят следующим образом: Как Вы считаете, необходимо ли проведение акции «Восстановление духовно-исторической памяти», об утраченных святынях, в наших сёлах? а) да 39 чел. б) нет 0 чел. в) затрудняюсь ответить. 1 чел. Как Вы относитесь к возрождению православных святынь нашего края. а) положительно 40 чел. б) отрицательно 0 чел. в) затрудняюсь ответить. 0 чел. 3. Готовы ли Вы оказать посильную помощь в восстановлении памятных мест, об утраченных святынях. а) да 36 чел. б) нет 1 чел. в) затрудняюсь ответить. 3 чел. Результаты опроса подтвердили положительное отношение общественности к восстановлению духовно-исторической памяти и возрождению православных святынь.
2. 2. Исследование воспоминаний служителей храма
Прежде чем начинать исследовательскую работу вместе с учителем мы обратилась за помощью к служителям Храма. Они с удовольствием отвечали на наши вопросы..

Мне часто снится храм высокий С отбитым сломанным крестом И я как странник одинокий Бреду по полю босиком. Здесь стены древние незримо Хранят тепло прошедших лет. И куполов, заросших ивой Все ж виден золотистый цвет. Я помолюсь и с болью в сердце Вхожу в святую обитель И с фресок уцелевших лица Мне говорят безмолвно: «Верь!» Что возродится жизнь в России, Поднимут вновь Колокола, И зазвучит под небом синим Святому Господу хвала. На занятиях факультативного курса « Основы православной культуры» мы получили информацию о том, что такое православный храм, из каких частей он состоит, по каким принципам строится и украшается .И, конечно же, благодаря помощи служителей храма увидели настоящий храм.


Служители церкви поведали нам о том, что для многих людей церкви представляются чем-то непонятным и таинственным. А между тем храмы, их архитектура, внутреннее убранство отражают историю возникновения христианства, выражают давние взгляды людей на мир, который их окружает и, в котором они живут. Надо помнить, что храмы, прежде всего – выражение духовности народа, которую необходимо сохранять для живущих и последующих поколений. В старину храмы строились над захоронениями святых и мучеников, а потом, наоборот, священников стали хоронить на его территории. Строились храмы из дерева или камня и, по-своему, служили «проводником», т.е. они должны были внушать верующим то, что через море жизни к небесному пристанищу их может привести только церковь. Придя в храм, люди молятся на восток, где восходит солнце, которое символически напоминает Царство Божье, Царство Добра и Любви. А вход в храм находится с западной стороны, и поэтому, если поблизости есть церковь, то всегда можно определить стороны света. 2.3. Внутреннее убранство храма. При входе в храм – небольшое темное помещение- притвор. Вначале это место было для кающихся грешников, или для тех, кто еще не принял христианство. Дальше идет светлое и просторное помещение, где молились христиане.
Здесь располагается святая святых – алтарь. Здесь, на престоле, находятся крест, Евангелие и другие священные предметы. И здесь же, по мнению верующих, присутствует и сам Господь Бог. Входить в алтарь и прикасаться к престолу могли только священники. Алтарь отделяется от других частей храма иконостасом, уставленным иконами.
В нижнем ряду иконостаса помещается икона, которая посвящена местному празднику или святому, и ее называют храмовой. В честь нее освящают и сам храм. Верующий человек, видя местную икону, сразу может сказать, в честь какого святого освящен этот храм. 2. 4. Святые апостолы Пётр и Павел.

Святой Павел Павел,святой. Родом из Тарса, первоначально носил имя Савл. Считая себя истинным иудеем, был яростным гонителем христиан. По дороге в Дамаск был лишен Богом зрения. После того как с помощью Анании он вновь обрел зрение, вернулся в Иерусалим и стал самым великим служителем христианской церкви и миссионером. Он совершил множество путешествий по Азии и Европе и написал много посланий. Настаивал на том, что язычники могут становиться христианами наравне с иудеями. Принял мученическую смерть в Риме. Святой Петр.
Петр ( Симон). Главный среди апостолов, которого Иисус называл камнем и избрал основателем Церкви в Риме. Несмотря на то, что Петр первым из апостолов узнал в Иисусе Мессию, он, как и другие, заснул на Елеонской горе, а также трижды отрекся от Иисуса, когда его спрашивали, знает ли он Его. Его служение как лидера апостолов закончилась мученической смертью в Риме. С самого начала христианство было той религией, которой суждено было распространиться по всему миру. Иисус велел апостолам нести благую весть в Иерусалим, Самарию, и на край земли. До сих пор Евангелие распространялось, в основном, благодаря тем людям, которые были вынуждены пускаться в дорогу, спасаясь от гонений. Теперь же апостолы отправлялись в путешествия специально для того, чтобы основывать новые церкви. Их цель была проста. Если Иисус был Сыном Божиим, значит, все должны узнать об этом. «… многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» Первое миссионерское путешествие Павла. Павел был сначала правоверным фарисеем, преследовал христиан. Но по дороге в Дамаск с ним разговаривал Иисус Христос и это изменило его жизнь. В Иерусалиме апостолы слышали. Что последователи Иисуса, которым удалось избежать преследований Савла. Распространили слово Иисуса до самой Финикии и греческих государств Кипра и Антиохии. Павел, который был призван Святым Духом, плыть к еще более далеким берегам, где жили другие народы. Первым пунктом путешествия Павла был остров Кипр. Павел со своими сподвижниками стал проповедовать в местных синагогах. Так они продвигались по острову , пока не пришли в город Паф- резиденцию римского наместника Сергия Павла. Он слышал об Иисусе из Назарета и пригласил Павла и Варнаву к себе, чтобы послушать Слово Божие. Когда апостолов провели в дом римского наместника, они увидели порочного человека, сидящего рядом с хозяином, и мешал наместнику проникнуться верой Иисуса. « Ты сын дьявола, закричал Павел, прекрати совращать тех, кто жаждет следовать за Господом. Знай же истинную силу Иисуса Христа. Быть тебе слепым и не видать света солнечного до времени!» И в тот же миг этот человек ослеп. Сергий Павел, пораженный увиденным, всем сердцем уверовал в Иисуса Христа. Из Пафа Павел и Варнава со своими помощниками вернулись в Антиохию, где проповедовали Слово Божие и ученики в Антиохи стали называться христианами. Но иудеи, недовольные учением Павла и Варнавы изгнали их из Антиохи. Но это было началом их несчастий. В Иконии Павел и Варнава обратили к Христу множество людей, крестили иноверцев. Недоброжелатели попытались избить апостолов камнями и те решили, что настало время уходить. Павел и его друзья вовсе не думали о возвращении домой, когда их принуждали покинуть тот или иной город. Они просто отправлялись в следующий город. Павел внимательно отбирал города для посещения. Он стремился попасть в те места, где существовала иудейская община. Если местные иудеи становились христианами, они могли передавать свою веру своим соседям язычникам. Он также выбирал города, из которых расходились дороги в разных направлениях. После его путешествий Благая весть распространялась на обширной территории. Павел написал много посланий. В Новый Завет вошли тринадцать из них, но на самом деле их было больше. Иудеи вели беспощадную борьбу против апостолов. В одном городе толпа пошла на Павла и побила его камнями, оставив умирать за городской стеной. Однако, как только чудом выживший Павел поправился, они с Варнавой продолжили свою миссию - ничто не могло остановить апостолов. Они путешествовали по разным землям. Укрепляя веру тех, кто истинно верил. Они напоминали людям о предупреждении Иисуса –всем, кто хочет войти в Царствие Божие, предстоит пройти через многие трудности и опасности. Второе миссионерское путешествие Павла. Большая часть путешествия Павла проходила от Антиохи через Малую Азию. В письме к коринфянам Павел говорил. Что он преодолевал много опасностей на своем пути. Его ожидали стремнины быстрых рек и встречи с разбойниками. Скорее всего Павел путешествовал пешком, а не верхом. Вместе с Силой они побывали в римской колонии на севере Греции. Затем Павел повел небольшую группу сподвижников в Филиппы, главный город Македонии. Там случилось землетрясение. Вот вам один из немногих примеров в Библии. Какое- нибудь природное явление, в данном случае землетрясение, случается как раз в то время, когда это нужно, чтобы помочь слугам Господа. Это чудо Божьего промысла. Бог не предотвратил заключение под стражу апостолов, хотя оно было незаконно без соответствующего приговора суда. Однако вскоре Он освободил апостолов и тем самым заставил многих уверовать в Господа. Павел был очень гибким человеком и хорошо мог чувствовать ситуацию. Каждое свое посещение он готовил по- разному. В разных местах испытывал разные подходы к людям. Начинал свою проповедь он, как правило. С синагоги. Если его выгоняли из одного здания, он шел и находил другое. Его проповеди и чудеса шествовали рука об руку. Апостол всегда начинал с проповеди. Но чудеса часто помогали людям поверить, что Иисус - Сын Божий. Подобно другим апостолам, Павел был канонизирован. Он как святой изображается с нимбом вокруг головы, что видно на этой кипрской настенной рукописи 17 века. Это был человек, наделенный даром провидения и огромной энергией. Он проявлял большую заботу о людях. Но порой был беспощаден к тем, кто не жил в соответствии с его жесткими требованиями. Положение Павла было крайне опасным. Более сорока иудеев поклялись не есть и не пить, пока не убьют апостола. В Риме иудеи устроили над ними суд. Но на суде Павла оправдали, правда, не смогли его освободить из под стражи. Павла и несколько заключенных на корабле отправили в Рим. Но начался сильный шторм, такой, что казалось, наступил конец света. « Мужайтесь, - ободрял всех Павел - прошлой ночью ангел, посланный Богом, сказал мне, что мы, в конце концов, увидим и землю, что корабль пойдет ко дну. Но никто из нас не погибнет». Невероятно, но как предсказал апостол, все 276 человек добрались живыми и невредимыми до берега, когда корабль потерпел кораблекрушение. На Мальте Павел снискал огромное уважение среди жителей острова. Но все же заключенных погрузили на корабль и отправили в Рим. Апостол Павел два года ждал решение суда. И за это время многие приходили к нему послушать проповеди об Иисусе Христе и Царствии Божием. Он продолжал служение до последних дней своей жизни, когда узнал, что будет приговорен к смерти за веру в Господа и Учителя своего Иисуса Христа. Апостол Петр. Апостол Петр был рыбаком. Однажды он встретил Иисуса Христа и в этот день поймал много рыбы. Этот чудесный улов произвел особое впечатление на Петра. Он знал, что в дневное время рыба опускается на дно озера, где вола прохладнее. Если у Иисуса хватило могущества, чтобы заставить рыбу попасть в сети, то в Его силах сделать все. Что угодно. Именно Петру как рыбаку открылась суть того, что произошло: это было настоящее чудо. « не бойся,- сказал Иисус. Раньше вы ловили рыбу, а теперь будете ловить человеческие души». И рыбаки, оставив все, что имели, посвятили свою жизнь Иисусу, став его учениками. Иисус проводил с 12 учениками большую часть своего времени. Он учил их ,а также готовил к тому, чтобы пред своей крестной смертью передать им Свою миссию И когда Христос воскрес, для апостолов все окончательно прояснилось , и они оказались готовы нести учение Господа в мир. К первоапостолам относились братья Петр и Андрей. Когда Петр был вместе с Иисусом и другими учениками, он был смелым и стойким. Но как только он оказался один, от его храбрости не осталось и следа. Эта история показывает человеческое естество одного из самых великих последователей Иисуса. Ошибка Петра была в том, что он перестал верить в Бога как раз в ТОО момент, когда ему необходимо верить в Него. Но затем Петр был прощен Иисусом. Слава Петра как целителя сделала его знаменитым. Люди из всех городов и деревень Иудеи стали выносить больных и класть их на дорогу, по которой пройдет Петр. Они верили, что их родные исцеляться. Даже если на них упадет тень апостола. И он исцелял их словом и делом. При жизни Христа и после Его вознесения Петр среди двенадцати апостолов был лучшим оратором и выразителем мнения общины. Часто было так, что он говорил - тогда, когда остальные боялись. Петр, как впрочем, и другие апостолы, сильно изменился с тех пор, как воскрес Иисус. Апостолы гораздо лучше стали понимать замысел Бога, но все продолжали учиться. Петру было показано не только видение о чистой и нечистой еде. Бог хотел объяснить апостолам, как они должны относиться к людям. Видение помогло Петру прийти к выводу, что христианское учение Евангелие обращено ко всему человечеству, и что у Бога более нет избранной расы История Храма Из интернет источников, из рассказов служителей храма я узнала об истории храма святых Петра и Павла Интересна история этого храма. 29 июня 1831 года начата постройка церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1834 году постройка окончена. Церковь освящена в 1836 году. Здание деревянное, без колокольни. Церковь строили всем миром, на собранные обществом деньги. Каждый давал сколько мог. Церковь горела. Но вскоре после пожара салаирцы построили еще одну, не такую величественную, но аккуратную. При церкви была библиотека, которая насчитывала 287 томов. Прихожане пользовались этими книгами. В приходе было две школы, и в них обучались 131 мальчик и 100 девочек. Славилась церковь колокольным звоном и иконостасом (сегодня восстановленный иконостас производит потрясающее впечатление). В советское время,  в 1933 году, церковь была разорена, колокола и кресты отправлены на переплавку, памятник Александру II исчез, а само здание церкви пришло в запустение. В 70-е годы обсуждалась возможность подрыва святилища и освобождения территории под другие постройки. С 1989 года храм передали Русской Православной Церкви. Длительные годы храм восстанавливали по частицам, в 1991 году снова осветили. В данный момент это место считается крупнейшей святыней Кузбасса. Над внутренней отделкой работали знаменитые живописцы, а наружный вид храма стал ещё величественнее. Сегодня салаирский храм, Храм Святых апостолов Петра и Павла является местом проведения не только религиозных обрядов, но и культурных, общественных акций, центром событийного туризма. Так летом, 2016 года прошёл восьмой традиционный , православный крестный ход, в котором приняли участие более двухсот байкеров из Новосибирской, Томской, Красноярской и Кемеровской областей, а также Алтайского края. Вдохновителем хода является священнослужитель Петропавловского храма в Салаире, духовник и участник городского православного мотоклуба «Свободные духом» протоирей Александр Байкеры посетили храм Божией Матери «Всецарица» на источнике святого Иоанна Крестителя в д. Гавриловка. Участники купались в купели, а потом продолжили крестный ход
Святой источник Иоанна Крестителя Ещё одно легендарное место Гурьевского района находится в пятнадцати километрах от Салаира, близ села Гавриловка. Многим кузбассовцам место это известно как "Святой источник". Стоит отметить, что в этих краях источников, ключей и родников великое множество, причём большинство из них пробивается сквозь залежи серебряной руды, отчего местные зовут эти источники "серебряными". Но источник близ Гавриловки не только серебряный, но и святой. По одному из существующих преданий, именно на этом месте от рук большевиков во время революции приняли мученическую смерть священники салаирской церкви иерей Рафаил и диакон Терентий, а вместе с ними ещё девять мирян. "Священники как раз служили молебен в местной салаирской церкви, когда в неё ворвались красные, - рассказывает один из старожилов Гурьевска. - Диакон убежал, а батюшку они схватили, привязали за ноги к лошадям и пустили через поле в лог, в общем, замучили его и бросили там умирать. Той же ночью диакону приснился сон, будто приходит к нему Рафаил и говорит: "Брат, ты устрашился своего венца, он ждёт тебя!" Наутро Терентий взял с собой 9 прихожан и отправился в лог, там их всех красноармейцы и поубивали. По одной версии - расстреляли, по другой - повесили". Легенда умалчивает, всех ли героев этой истории похоронили в этом логу или только Рафаила. Зато, по преданию, вскоре над этим местом появилось неестественное свечение, а потом пробился новый родник, вода в котором пузырилась, - будто дышала; позже местные жители стали в этой воде видеть лики икон. С тех пор к святому источнику стали ходить паломники. Кстати, ещё по одной легенде, во время земляных работ по расчистке и благоустройству источника рабочие нашли неглубокую могилу. В могиле был скелет человека, на котором был надет большой позолоченный крест, такой, какие носят священники. Предположительно, это и были останки Рафаила. Долгие годы источник был не обустроен и представлял собой обычный родник в логу, от которого через небольшую поляну, истоптанную в грязевую жижу пасущимся скотом местных жителей, тянулся длинный ручей, стекавший в болото. Вид источника преобразился лишь в 1995 году, когда протоиерей салаирской церкви отец Сергий освятил это место, а позже там была воздвигнута часовня Иоанна Крестителя, колодец, купель и поставлен огромный деревянный крест...


На одном из косогоров к святому источнику на средства семьи губернатора нашей области Амана Тулеева была разбита кедровая аллея. За кедрами ухаживают местные ребятишки, и они быстро подрастают.  . Заключение
 Проведённая работа показала огромную роль православного храма в духовной жизни русских людей. Прихожане стремились украсить свою церковь, жертвовали на храмы из своих небогатых сбережений. Приходские священники вкладывали свою лепту в жизнь односельчан, несли свет знаний, утешение. Работали не за деньги и почести, а во имя человеколюбия. Не смогли уничтожить духовность русских людей, их стремление к свету суровые годы революций и войн. Я продолжу сбор информации о храмах Кузбасса, расскажу о духовном подвиге наших земляков в тяжёлые годы репрессий. Храм святых апостолов Петра и Павла и святой источник в Салаире по праву может именоваться «золотым местом Кузбасса», ведь природная красота здесь сочетается с духовной чистотой и красотой! Любовь к своей стране, к своему родному краю воодушевляет многих людей отдавать своё время, досуг, знания и силы для его изучения. Родина, родной край – эти простые слова дороги каждому человеку. Родина - это история, славное прошлое, это чудесная наша природа, дорогие сердцу памятники старины. Познать всё это – счастливая доля . И не только познать самому, но и поделиться этими знаниями с людьми, сделать их неравнодушными к истории родного края. Библиографический список Из истории Салаира [текст] КемГУ, под ред. А.М. Адаменко. – Кемерово, 2007г. – 177стр. с.: ил. Храм Петра и Павла [текст] Альбом, - г. Белово «Канцлер», 2007г. – 39стр. с.: ил. Журнал «Православие» Сайт:   http://hram42.ru

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Мой край"

Автор: Евсеенко Надежда Юрьевна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Мой край - Луховицы"
    ["seo_title"] => string(19) "moi_krai_lukhovitsy"
    ["file_id"] => string(6) "445242"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513680731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Организация поведения исследовательской работы. Автор Попова Р.Т. "Заслуженный учитель РФ", психолог,филолог,юрист."
    ["seo_title"] => string(124) "orghanizatsiia-poviedieniia-issliedovatiel-skoi-raboty-avtor-popova-r-t-zasluzhiennyi-uchitiel-rf-psikhologh-filologh-iurist"
    ["file_id"] => string(6) "309428"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458805222"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Исследовательская работа "Зимующие птицы Мордовии" "
    ["seo_title"] => string(57) "issliedovatiel-skaia-rabota-zimuiushchiie-ptitsy-mordovii"
    ["file_id"] => string(6) "213981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432192603"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПО  ПРОЕКТУ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»"
    ["seo_title"] => string(102) "opisaniiepiedagogichieskogoopytaformirovaniienatsionalnogomirovozzrieniiapoproiektukraivkotoromiazhivu"
    ["file_id"] => string(6) "302360"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457149713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства