kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Как повысить скорость чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Как повысить скорость чтения" для учеников 4 класса начальной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Как повысить скорость чтения"»

МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1»










Исследовательская работа

«Как повысить скорость чтения?»







Выполнили:

учащиеся 4 «Б» класса

МОУ «ЛСОШ №1»

Суркова Альбина

Иевлева Виктория

Алачлы Валерия

Павлова Анастасия




Лихославль 2019г.


Содержание



Введение



Глава 1. Теоретическая часть


1.1. Какой процесс называется чтением?


1.2. Что такое техническая сторона чтения?


1.3. Что такое скорость чтения?



Глава 2. Практическая часть

Заключение

Список используемых источников

Приложения






















Введение

Мы заканчиваем 4 класс. С каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. На успеваемость ребенка в школе влияет много факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения. Но современные дети так мало читают, и мы не исключение. Как помочь самим себе правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении. Ведь имея низкую скорость чтения, мы просто не будем успевать выполнять задания?

Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше.

Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени;

Задачи исследования:

1.Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;

2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;

3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;

4. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.

Объект исследования: чтение

Предмет исследования: скорость чтения.

Гипотеза: если систематически выполнять комплекс специальных упражнений, то нам удастся повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени

Методы исследования:

сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение, конструирование памяток.

Глава 1. Теоретическая часть.


1.1. Какой процесс называется чтением?

Пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение». А ещё – «Кто много читает, тот много знает».

С помощью словаря мы узнали, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из её источника. Благодаря чтению человек получает 90% информации. Читая, человек узнает мир, учится анализировать свои поступки, понимать других людей; узнает новое о мире, расширяет свой словарный запас.

Чтение представляет один из основополагающих видов речевой деятельности человека. В зависимости от условий оно выступает или самоцелью, или вспомогательным средством обучения. Благодаря чтению человек с ранних лет приобщается к культурному и научному наследию человечества, знакомится с традициями, правилами, достижениями, произведениями искусства как своего, так и других народов. Самыми элементарными и лежащими на поверхности преимуществами процесса чтения являются обогащение активного и пассивного лексического запаса читающего, формирование у него грамматических навыков.

Чтение – это процесс, который, будучи вполне последовательным и рациональным, помогает человеку добиться осуществления каких-либо поставленных целей. Однако перед тем как переходить к задачам, выполнение которых обеспечивается благодаря чтению, следует остановиться на такой категории, как «характер понимания», которая включает в себя: точность понимания; полноту понимания, то есть то, какая процентная часть от общего текста оказывается понята; глубину понимания, выражающуюся в способности анализировать и интерпретировать, высказывать собственное отношение к прочитанной информации.


1.2. Что такое техническая сторона чтения?

Мы начали свою работу с того, что попытались разобраться, что же такое техническая сторона чтения?

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится, складывается из двух сторон (смысловой и технической) и включает следующие элементы:

1)правильность чтения, т. е. умение прочитывать правильно слова без искажений;

2) умение понимать содержание текста, его смысл;

3) выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;

4) это способ чтения; различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение словами. 5) это темп чтения, т. е. скорость прочитывания слов в минуту. Техническая сторона чтения – это способ чтения, правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинён пониманию прочитанного.

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Навык чтения — это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о темпе чтения. Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

 Главное – понимать и осознавать прочитанное, ведь мы учимся читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает смысловую. Но для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения, доведённого до автоматизма.

Динамика скорости чтения. Сравнивать показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени. Как правило, дети, которые читают медленно, дают меньшую прибавку, и наоборот.

Правильность чтения — это чтение без ошибок. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребёнок допускает ошибки.

Осознанность- способность ребёнка хорошо понимать то, что он читает. Глубина осознанности определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи, запаса наблюдений, потребностей и круга интересов ребёнка.

Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована.

 Проблема учащихся начальной школы - низкая техника чтения. А ведь чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность, выразительность.












1.3. Что такое скорость чтения?

Скорость чтения – один из показателей техники чтения, характеризуется количеством слов, произносимых в минуту, и зависит от способа чтения

Школьнику необходимо оптимальное чтение. Оптимальная скорость – это чтение со скоростью разговорной речи (100-150 слов в минуту). К такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Можно использовать эффективные резервы обучения чтению.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

3. Ежедневное чтение.

4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.







Глава 2. Практическая часть

Беседуя с учителем русского языка и литературы нашей школы, Татьяной Владимировной Ивановой, мы задали ей вопрос о том, влияет ли скорость чтения на обучение в старших классах? И, вообще, нужно ли хорошо уметь читать? Татьяна Владимировна уверена, что скорость чтения напрямую связана с успешностью учения учащихся. Также она обратила наше внимание не только на скорость чтения, но и на понимание прочитанного текста. «Скорость чтения, конечно, важна, но понимание прочитанного текста имеет огромное значение в успешности учения в старших классах!» - пояснила Татьяна Владимировна.

Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа: стартовой диагностики, собственно экспериментальный и итоговой диагностики. На этапе стартовой диагностики перед нами стояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.

Для решения первой задачи мы сравнили количество слов в одном из параграфов учебников 4 и 5 классов с одной темой и проверили, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания. 4 класс «Окружающий мир», тема «Мир древности: далёкий и близкий. Древний Египет». Параграф учебника составил 546 слов. Скорость чтения группы учеников с низкой скоростью примерно 70 слов в минуту. На чтение текста было потрачено 8,5 минут. Ответы на вопросы заняли 3 минуты; пересказ - 5 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру ему понадобилось 16,5 минут. Если же скорость чтения ниже, то на эту же работу ученику потребуется уже около получаса. В учебнике истории 5 класса по теме «История Древнего мира.Древний Египет» содержится 987 слов, т. е. почти в 2 раза больше, чем в учебнике 4 класса. Прочитать параграф удалось за 16 минут. Ответы на вопросы заняли 6,5 минут. На пересказ потратили 9 минут. Всего на эту работу потратили 31,5 минуту. А с низкой скоростью чтения ученик просидит только с одной историей более часа. Объём и количество учебных предметов у пятиклассников намного больше нашего. При низкой скорости чтения ученику старших классов и 24-х часов не хватит, чтобы прочитать весь объём домашнего задания. Проанализировав данные, мы составили таблицу «Время, необходимое на выполнение домашнего задания»:

Класс

Количество слов в параграфе

Скорость чтения

Время, затраченное на чтение

Время, затрачен-

ное на пересказ


Время, затраченное на устные ответы на вопросы

Общее время работы с текстом

4

546

Примерно

70 слов/мин

8.5 мин

5 мин

3 мин

16.5 мин

5

987

16 мин

9 мин

6.5 мин

31.5 мин


Для решения второй задачи мы традиционным способом проверили скорость чтения учеников. Была дана одна минута для чтения текста, и мы узнали скорость чтения в минуту. После прочтения мы ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе мы оформили в диаграмме «Стартовая диагностика».

«Стартовая диагностика».




Выводы: - скорость чтения нужно повышать, т. к. объем материала увеличивается; - скорость чтения учеников даже одного класса различна.

Чтобы добиться результата, нужна система занятий. За помощью мы обратились к психологу нашей школы Екатерине Викторовне Поповой. Она нам посоветовала провести комплекс упражнений на увеличение скорости чтения и понимания прочитанного текста и дала необходимые рекомендации.
Ежедневно, мы выполняли разные упражнения и результаты записывали в специальные тетради по чтению.

Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать.

Выполняли упражнения, используя предлагаемые правила чтения, помогающие быстрее находить информацию и лучше ее запоминать.

Упражнения по чтению на материале таблиц звуков, слогов, слов и словосочетаний, используя три способа прочтения («Прятки», «Титры», «Скороговорки»), требующие умения быстро и правильно говорить, выполняли, чередуя их с другими упражнениями:

- на развитие внимания («Найди спрятанные слова», «Зачеркни разными способами», «Найди лишнее», «День и ночь»);

- на развитие мышления («Поиск закономерностей», «Найди пару»);

- на тренировку памяти («Запомни и покажи», приём «Молния»);

- на расширение поля зрения, необходимого для охвата слова или словосочетания целиком (числовые пирамиды, лабиринты). Чередование упражнений позволяло мобилизовать познавательные процессы на достижение целей исследования. Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью. Результаты выполнения сложных упражнений мы записывали внизу страницы (время, объем). Техника быстрого чтения обеспечивалась высокой концентрацией внимания, развитием волевых усилий.

Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещё несколько упражнений на развитие техники чтения.

Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т. е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа налево прочитать 2 страницы текста.

Корректировка деформированных предложений. Необходимо было найти в предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например: «стоящего мимо осторожно автомобиля проходи».

Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а также развивает словесную память.

Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Каждый из нас был очень рад, когда первым успевал найти абзац, который читал ведущий. Кроме всего этого, ежедневно на ночь мы читали не менее 2- 3 страниц печатного текста.

Приём «Буксир». Использовали для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны успеть за ним.

Выводы: наиболее эффективными оказались упражнения, имеющие творческий занимательный характер. Мы ведь дети – большие любители поиграть такие как «Поиск закономерностей», «Запомни и покажи», лабиринты, поиск в тексте заданных слов, «Игра в прятки». Ещё нам очень нравилось контрольное чтение текстов, т. к. не терпелось узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения.

Сложными для нас были упражнения: «Найди слова», работа с таблицами звуков, слогов, слов, словосочетаний, используя три способа чтения «Прятки», «Титры», «Скороговорки», т. к. необходимо было прилагать усилия для качественного их выполнения. На эффективность работы повлияли личные психофизические, логопедические особенности, но положительные изменения есть у всех.

На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из учеников после выполнения всех тренировочных упражнений. Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. Мы узнали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты представлены на диаграмме «Итоговая диагностика»

«Итоговая диагностика»




Выводы:

- скорость чтения каждого из учеников увеличилась;

- если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.



















Заключение

Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания.

Работа над техникой быстрого чтения – процесс достаточно

длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для её тренировки. На уроках мы стали замечать, что пополнился наш словарный запас.

Задания, направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстрее всех в классе. Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:

- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;

-на эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические особенности;

- скорость чтения при использовании упражнений увеличилась;

- повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения. Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим – не терять ранее приобретенные навыки.










Практическая значимость работы

Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома.

Для класса: есть ряд упражнений-игр для больших перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно, или их может организовывать учитель на уроках. Минутки-шутки, которые направлены на повышение скорости чтения уже тем, что интересны детям.

Для родителей: работу по развитию навыка беглого чтения необходимо начинать с 6-7 лет, поэтому для родителей 1 класса мы сконструировали

памятки: советы родителям «Упражнения для детей 6-7 лет»».



















Список литературы

1. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание шестое. Феникс. 2013 г.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4е издание, дополненное. Москва. 2010 г.

3.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 6-8.

4.Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2007. – С.89.

5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 1997



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательская работа "Как повысить скорость чтения"

Автор: Смирнова Галина Михайловна

Дата: 25.09.2021

Номер свидетельства: 587479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая разработка на тему «Использование кейс-технологий на уроках внеклассного чтения во 2 классе» "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-vnieklassnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "207740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430635201"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Исследовательская  деятельность на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(121) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-rabota-nad-formirovaniiem-navykov-kachiestva-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "112908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408984543"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. "
    ["seo_title"] => string(140) "orghanizatsiia-spietskursov-v-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "124211"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414662011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства