Урок окружающего мира в 3 классе «Три кита экономики»– пример использования приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе. Данная технология направлена на развитие умения работать с любой информацией (в данном случае с текстом учебника «Окружающий мир»), творчески перерабатывать, соотносить известное и новое, вырабатывать и аргументировано защищать свою точку зрения.
Особенность данного урока состоит в том, что он представляет собой синтез отдельных приемов технологии, которые позволяют осуществлять деятельностный подход, формируют универсальные учебные действия.
В центре внимания на уроке – работа со статьёй учебника.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Вид урока – урок-полилог.
Согласно технологии на уроке использованы 3 стадии модели урока: «Вызов», «Осмысление содержания», «Рефлексия». Учитель подводит учащихся к выводам, сочетая научность с доступностью изложения материала. Нетрадиционная форма проведения урока (интерактивное исследование), возможность высказать собственную точку зрения обеспечивает устойчивую мотивацию учащихся к исследуемой проблеме. Смена видов деятельности во время уроков (полилог с учащимися, работа в паре, в группе, чтение с пометками «INSERT», «Кластер», написание синквейна) способствует сохранению высокой работоспособности учащихся, исключая их быструю утомляемость. Ситуация успеха на уроке, рефлексия деятельности учащихся – те факторы успешности, которые обеспечили результативность урока.
Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развития учащихся. Организация деятельности учащихся на уроке отвечала поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволил глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.
Активность учащихся на уроке достигалась за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания – результат рефлексивной деятельности самих учащихся.
Актуализация знаний учащихся на стадии вызова достигалась следующими приёмами: верные-неверные утверждения, прогнозирование, обращение к личному опыту. На стадии осмысления содержания были использованы такие приёмы, как проблемный вопрос, чтение с пометками «INSERT», «Кластер». На стадии рефлексии учащиеся совместно с учителем выполнили творческое задание - написали синквейн.
Актуальность рассматриваемых вопросов для учащихся очевидна:
• на уроке дана консультация по написанию синквейна;
• учащиеся имели возможность аргументированно высказать свою точку зрения.
Полилог в ходе урока позволил решить поставленные проблемы; добиться целей.
Дифференцированное домашнее задание носит творческий характер,
поможет привести в систему полученные на уроке знания.
Комфортная психологическая атмосфера, взаимная заинтересованность всех участников урока помогли в достижении поставленной цели. Формы организации деятельности учащихся на уроке отвечают поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволяет глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.
Активность учащихся на уроке достигается за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания должны стать результатом рефлексивной деятельности самих учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Три кита экономики »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Урок окружающего мира в 3 классе
«Три кита экономики»
Горькова Елена Игнатьевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Зея, 2014
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Три кита экономики».
Пояснительная записка
Урок окружающего мира в 3 классе «Три кита экономики»– примериспользования приемовтехнологииразвитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе. Данная технология направлена на развитие умения работать с любой информацией (в данном случае с текстом учебника «Окружающий мир»), творчески перерабатывать, соотносить известное и новое, вырабатывать и аргументировано защищать свою точку зрения.
Особенность данного урока состоит в том, что он представляет собой синтез отдельных приемов технологии, которые позволяют осуществлять деятельностный подход, формируют универсальные учебные действия.
В центре внимания на уроке – работа со статьёй учебника.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Вид урока – урок-полилог.
Согласно технологии на уроке использованы 3 стадии модели урока: «Вызов», «Осмысление содержания», «Рефлексия». Учитель подводит учащихся к выводам, сочетая научность с доступностью изложения материала. Нетрадиционная форма проведения урока (интерактивное исследование), возможность высказать собственную точку зрения обеспечивает устойчивую мотивацию учащихся к исследуемой проблеме. Смена видов деятельности во время уроков (полилог с учащимися, работа в паре, в группе, чтение с пометками «INSERT», «Кластер», написание синквейна) способствует сохранению высокой работоспособности учащихся, исключая их быструю утомляемость. Ситуация успеха на уроке, рефлексия деятельности учащихся – те факторы успешности, которые обеспечили результативность урока.
Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развития учащихся. Организация деятельности учащихся на уроке отвечала поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволил глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.
Активность учащихся на уроке достигалась за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания – результат рефлексивной деятельности самих учащихся.
Актуализация знаний учащихся на стадии вызова достигалась следующими приёмами: верные-неверные утверждения, прогнозирование, обращение к личному опыту. На стадии осмысления содержания были использованы такие приёмы, как проблемный вопрос, чтение с пометками «INSERT», «Кластер». На стадии рефлексии учащиеся совместно с учителем выполнили творческое задание - написали синквейн.
Актуальность рассматриваемых вопросов для учащихся очевидна:
• на уроке дана консультация по написанию синквейна;
• учащиеся имели возможность аргументированно высказать свою точку зрения.
Полилог в ходе урока позволил решить поставленные проблемы; добиться целей.
Дифференцированное домашнее задание носит творческий характер,
поможет привести в систему полученные на уроке знания.
Комфортная психологическая атмосфера, взаимная заинтересованность всех участников урока помогли в достижении поставленной цели.Формыорганизации деятельности учащихся на уроке отвечают поставленным целям. Последовательный переход от одного этапа урока к другому позволяет глубоко раскрыть тему, предложенную для изучения.
Активность учащихся на уроке достигается за счет активизации познавательной деятельности на всех этапах: вызов – осмысление содержания – рефлексия.
Учебный материал организован таким образом, что предполагает творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Обобщения, итоговые выводы, выполнение творческого задания должны стать результатом рефлексивной деятельности самих учащихся.
Тема: «Три кита экономики».
Цели: Формирование представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.
Планируемые результаты:
Понятия: природные богатства, капитал, труд людей.
Предметные результаты: Знать: понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; о роли природных богатств в экономике; названия полезных ископаемых Уметь: отличать полезные ископаемые друг от друга.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
Познавательные: Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль
Личностные результаты: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Тип урока: урок открытия нового знания.
Структура урока: урок по ТРКМ.
Форма работы индивидуальная, работа в парах, группах
Приемы технологии развития критического мышления: игра: «Верите ли вы, что…», чтение с пометками «INSERT», «Кластер», «Чтение с остановками», «Корзина идей», «Синквейн».
Ход урока:
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Чтобы обо всём узнать,
Надо нам во всё вникать –
Это мы запомним впрок,
Начинается урок!
1часть. Вызов. 5 минут.
- Ребята, с какой большой темой мы начали работать на прошлом уроке?
- С чего мы обычно начинаем урок? (с повторения).
Игра: «Верите ли вы, что…».
Правила игры:
У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.
Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « -». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса.
1
2
3
4
5
6
7
8
Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей…. (+)
Экономика- это возможность заработать деньги (-) искусство ведения хозяйства
Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) сельское хоз-во
Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-) промышленность
Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)
- Положите листочек на середину парты.
Он больше всех зверей на свете. Такой один он на планете, (Его поменьше даже слон), Пускать фонтаны любит он, В воде он плавает и спит. Кто скажет первым? Это бегемот? (-) (КИТ)
- КИТ. Что вы представили?
- В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет форму шара. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах.
Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего–то.
-Послушайте стихотворение. Если вы будете внимательны, вы сумеете выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения.
Основа жизни – три кита - Об этом помните всегда. А в экономике основа - Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд. Всю сущность этой темы увидеть можно тут.
2 часть. Осмысление. 20 минут.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
ЭКОНОМИКА
природные богатства
капитал
труд
воздух
вода
полезные ископаемые
почва
растения
животные
физический
умственный
здания
дороги
станки
оборудование
инструменты
человек
- Найдите слова, которые звучали в стихотворении?
- Это не просто слова, это основа чего? ЭКОНОМИКИ!
(выставляю на доску карточки)
- Какова цель нашего урока?
- Сформулируйте тему урока.
- Прочитайте, первой кит экономики – это... (Природные богатства)
- Выберите слова, которые вы бы подарили первому киту экономики.
- Кто желает?
- Согласны с ним?
(помещаю в кластер)
Приём «INSERT»
- Работаем с учебником.
- Откройте учебник. Стр. 41. Возьмите в руки карандаш. Внимательно прочитайте текст. Если найдёте новую информацию о природных богатствах, то ставьте «+».
(ученики читают глазками)
- Что нового вы для себя узнали?
- Совпали ли наши предположения с информацией учебника?
- Все ли природные богатства, о которых вы прочитали, отмечены у нас на доске?
–Зачитайте «Как нужно использовать природные богатства?»
- Бережно. Это как?
– Следующий кит экономики - капитал.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Деньги, я с вами согласна.
- Но только ли деньги являются капиталом? Ответ на этот вопрос найдите в тексте учебника. Страница 44.
- Нашли ответ на вопрос? Капитал – это только деньги? Что ещё является капиталом?
- Какие слова отнесём ко второй основе экономики?
(здания, дороги, станки, оборудование, инструменты)
- Откройте тетрадь с.25 №2.
- Прочитайте задание. Приготовьтесь к чтению по ролям.
- Кто участвует в споре? Читаем. Я читаю слова автора. Слова Димы читает _______________, а слова Олега - ___________________.
- Вы теперь грамотные помогите ребятам разрешить спор.
- Отметьте кто прав. Как вы считаете? (Дима. Капитал – это всё то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг).
- Закройте тетради.
- Мы прочитали, что люди, которые руководят предприятиями и фирмами, обычно стремятся увеличить капитал.
Работаем в группах.
- Займите свои места. Правила работы в группе вы помните.
- Попробуйте представить себя в роли государственного чиновника, главы города. Кто является главой нашего города? (Чёрная Раиса Леонидовна)
- Что бы вы сделали, будь вы на месте главы города, чтобы увеличить капитал нашего города? (Построить в городе фабрики, заводы, приобретать современное оборудование, приглашать молодых специалистов с высшим образованием)
-Чья группа готова? Вам слово.
(выступление представителей групп)
- Будем надеяться, что вы вырастите и сумеете претворить свои мечты в жизни.
- У нас остались на доске слова умственный и физический.
- Что может быть одновременно и умственным и физическим?
- А каким ещё может быть труд, чтобы наша экономика была богаче, лучше, прочитайте в учебнике страница 45.
- Зачитайте, что делает труд успешным?
- Какую тайну экономики мы раскрыли сегодня на уроке? Обратимся к кластеру.
- Можно ли сказать, что какой – то кит главнее? Нет, они все важны!
- Вернёмся к таблице. Оцените достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах.
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет,
то « - ».
Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей…. (+)
Экономика- это возможность заработать деньги (-) искусство ведения хозяйства
Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-) сельское хоз-во
Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-) промышленность
Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)
Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)
Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)
Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров (+)
- Совпали ли наши предположения?
- У кого изменились мнения?
3часть. Рефлексия. Творческое размышление. 10 минут.
- Откройте тетрадь с.24 №1.
- Выполните задание в тетради.
- Так что же такое экономика? Для чего она нужна?
- Кто догадался, какое слово у меня спряталось за этой карточкой? (человек)
- К какой основе экономики вы можете поместить слово человек?
- Проверяем. Отстаивайте свою точку зрения.
- Согласны вы, ребята?
- А я своё мнение оформила так:
для
Человек экономика
без
- Человек и экономика. Есть ли какая - нибудь связь между этими словами?
- Ради человека и во имя человека существует экономика, потому что она призвана удовлетворять наши потребности, потребности людей!
Дома: У – стр. 46-47
Т – стр. 25 № 3, 4
* Можете выбрать любое ключевое слово, которое относится к теме «Экономика» и составить свой синквейн.
Работаем в группах.
-Давайте сочиним стихотворение - синквейн на тему «Экономика».
Экономика
Сильная, мощная, слабая, развитая, денежная
Изучает, удовлетворяет, производит, создаёт
Удовлетворяет разнообразные потребности людей
Улучшает жизнь людей
Правильно веди экономику
Богатство! Благополучие! Счастье!
- А теперь продолжите мою фразу:
- Урок интересный, потому что …
- Я могу похвалить себя …
- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …
- Мне было трудно, потому что …
Комментарий к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Три кита экономики»
Основой для подготовки конспекта урока был учебник Плешакова А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, (Школа России)
Рекомендуемая литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
3. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.