Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе
Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе
Проблема активности личности в обучении младших школьников на уроках литературного чтения – одна из наиболее актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Урок литературного чтения во 2 «В» классе
Программа « Школа России»
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, учить смысловому чтению на примере русской народной сказки «Два Мороза».
Задачи:
Обучающие:
– работать над навыком выразительного чтения произведения, учить видеть художественные приёмы;
Предметные: знакомство с новым произведением, формирование навыка осознанного чтения с целью удовлетворения интереса и приобретения читательского опыта, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Метапредметные: Познавательные: - осуществлятьпоиск информации, необходимой для решения учебных задач. - формирование основ смыслового чтения;
Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Регулятивные: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений); - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; - определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Личностные:формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Пожелайте хорошего настроения себе и своим товарищам
И скажите «У меня все получится»
Эмоционально готовятся к началу учебной деят-ти
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
2. Сообщение темы. Целеполагание.
« Стадия вызова»
-Посмотрите в окно. Какая погода? Какие чувства она у вас вызывает?
- Но зима заглянула и к нам в класс, обронив несколько снежинок. Что же на них записано?
-Как вы понимаете значение этих слов? Какое из них многозначное?
- Что объединяет все слова?
- Как это слово связано с нашим уроком?
- Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
- Чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся и как оно связано с зимой - разгадайте ребус.
-Верно, ребята а какие ассоциации возникают у вас от слова Дед Мороз?
-Многие поэты и писатели говорят о морозе как о живом существе. Пока не придет могучий мороз-зима не настанет. -Мосты на реках наведет, человека заставит идти быстрее, да ногами притопывать, чтобы не замерзнуть.
- Сегодня ребята, мы познакомимся аж с двумя Морозами, предположите , а какие два Мороза будут у нас?
- сегодня тепло, светло, всё белое. Погода вызывает радостное настроение.
- Вьюга, снеговик, варежки, сосульки, Мороз
- Ответы учащихся. Мороз.
- Все эти слова относятся к зиме, к холоду.
- Наверное сегодня мы будем говорить о зиме.
- Дед Мороз
- ассоциация с праздником, каникулами, подарками.
- Возможно они будут друзьями или наоборот соперниками.
Делятся впечатлениями.
Устанавливают соответствия, связь с другими предметами.
Формулируют тему и цели урока.
Высказывают ассоциации со словом
« Мороз»
Контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
3. Изучение нового.
Стадия осмысления
- Ребята, сейчас я вас попрошу открыть учебник на стр. 199 и 201, посмотрите на картинки, что вы можете сказать рассмотрев иллюстрации.
- Как вы думаете, почему Морозы летят рядом? Чего они хотят?
- Хорошо, сейчас внимание на стр. 198. Я попрошу вас взять простой карандаш и по ходу чтения, мы будем ставить два знака "!", "?". А также по ходу чтения текста подчеркните слова, которые будут вам не понятны.
1. Чтение учителем и подготовленными детьми сказки.
Прием « Чтение с вопросом»
!-поразило
?-не знал.
- Молодцы, закончили чтение.
- Для начала проведём небольшую словарную работу. Какие слова вы подчеркнули? (Разбор каждого слова).
-А сейчас, ребята, скажите, понравилось ли произведение? Много ли у вас возникло вопросов?
- По ходу урока вместе мы найдем ответы.
-Кем оказались главные герои? -К какому жанру можно отнести данное произведение?
- Какая это сказка?
- Почему вы так решили?
- Скажите, можно ли разделить эту сказку на смысловые части?
- На сколько частей можно разделить сказку?
-Давайте попробуем. Выразите одним предложением каждую часть.
-О чем 1 часть?
- О чем 2 часть?
2. Повторное чтение. (выборочное)
- Ребята, прочитаем текст ещё раз.
-Знал ли старший брат - Мороз, что младшему трудно будет справиться с крестьянином?
- Что он ему сказал до и после встречи?
-Каким литературным приемом это показано ?
- Хорошо, а теперь найдите и зачитайте отрывки из сказки к иллюстрациям учебника.
- Оказывается, существует и другая версия обработки этой сказки. Там она заканчивается словами «Закаялся я мужиков морозить»
- Что значит "закаялся"
-О чем говорят такие различия в пересказе сказки?
Работа по группам
-Чтобы разобраться что же главное скрыто в этом произведении давайте поработаем по группам- разойдитесь согласно цвету фишек, а затем мы обменяемся мнениями.(правила работы в группе)
1 группа «Простые вопросы»
- Какой спор у них вышел?
-Когда и где встретились два Мороза?
2 группа «Уточняющие вопросы»
-Правильно ли я поняла, что старший брат смог заморозить купца? Почему это произошло?
-Правильно ли я поняла, что Морозу Синему носу затея не удалась? Почему?
3 группа «Объясняющие вопросы»
-Почему теплая одежда не помогла купцу?
- Почему даже в дырявой одежде дровосек не замерз?
4 группа «Оценочные вопросы»
-Как вы оцениваете поведение купца?
-понравился ли вам дровосек? Почему?
5 группа «Творческие вопросы»
-Что было бы, если старший брат побежал за крестьянином?
-изменится ли после этого случая поведение купца?
6 группа «Практические вопросы»
-Посоветуйте, что надо сделать купцу чтобы не замерзнуть?
7 группа « Вопросы другу»
-Составьте свои вопросы товарищам?
Обмен мнениями
-Ребята, какова же главная мысль сказки?
- Мы видим почти одинаковые картинки, две лошади с санями, на первой иллюстрации едет в санях человек, он тепло одет, рядом с ним летит Дед Мороз синего цвета. На второй иллюстрации тоже лошадка, сани, только человек просто одет и бежит рядом с санями, а не сидит в них, и рядом с ним тоже летит Дед Мороз, только он красного цвета.
- что они позабавятся, поморозят людей. Когда Мороз красный нос сказал что заморозить дровосека легко, "Будь по твоему". А после встречи "Молод ты брат и глуп".
- автор сравнивал молодость и мудрость.
- пообещал больше не делать.
- она народная, ее много раз передавали из уст в уста, добавляя свое.
- Кто из них быстрее заморозит человека.
- Встретились они в чистом поле.
- Да, правильно. Так произошло, потому что купцу бы вылезти из саней, ногами потопать, руками похлопать, а он лежит себе да кутается.
- Правильно, потому что заморозить дровосека так и не удалось.
- потому что он не двигался, а только сидел и кутался.
- потому что он работал и постоянно двигался, поэтому и не замёрз.
- купец ленивый, пассивный.
- да, он не боится холода, он много работает, ему жалко свою лошадь.
- у него бы тоже ничего не получилось.
- нет.
- больше двигаться, не лениться.
- Какой вывод сделает Мороз красный нос, после встречи с дровосеком.
- Труд греет, помогает выжить. Без труда человек может погибнуть в жизни, что показано на примере бедного мужика.
Чтение текста, высказывание предположений.
Работа с трудными словами из текста.
Работа по группам.
Слушать и понимать речь других. Высказывать собственные суждения. Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную информацию из текста. Слушать собеседника.
понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную информацию из текста. Слушать собеседника.
5. Применение полученных знаний на практике.
Прием «Корзина идей»
(соединить части пословиц)
Глаза облюбовали трудолюбивый
Топор лучше шубы руки сделали
Самый счастливый человек греет
- Как вы считаете, какие черты характера проявил дровосек во время работы?
- Ребята, также я предлагаю вам поработать с кластером. У каждой команды есть слово, вам нужно записывает все то, что вспомнилось по поводу данного слова.
Кластер
дровосек
трудолюбие
старание
упорство
выносливость
сила духа
терпение
- Найдите в сказке предложение выражающее главную мысль и зачитайте.
- настойчивость, трудолюбие, выносливость.
- Топор лучше шубы греет.
Работа в парах, формулирование гл. мысли произведения.
Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.