Представить результат исследовательской деятельности отдельных учащихся по теме.
Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Среда, редактор, в котором выполнен продукт
Программа PowerPoint
Необходимое оборудование и материалы для занятия
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)
На протяжении всего урока
Краткое описание, методические рекомендации по использованию
Можно использовать при фронтальной работе с классом, а так же во внеклассной работе
Список используемых источников
Книги: Толковый словарь С.И. Ожегова,
«Хомани» и «Хомаку».Аавторы М.С. Приходько, О.Б. Приходько.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в образовательном процессе »
Жизнь леса. ЛЕС – природное сообщество.
Цели: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: таблица «Смешанный лес», записи голосов птиц, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
-Почему люди называют землю «кормилицей»?
2. Игра-конкурс «Кто знает больше пословиц о земле?»
3. Проверка памяток для работников сельского хозяйства.
4. Выполнение теста.
Тест «Почвы».
Характерными почвами нашего края являются:
а)черноземы; б)подзолистые почвы;
в)тундровые почвы; г)серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а)в тундре; б)в лесной зоне;
в)в степях; г)в пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а)песка; б)перегноя;
в)глины; г)солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а)вода; б)воздух;
в) камни; г)соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а)песок; б)глина;
в)перегной; г)ил.
6. В состав почвы входят:
а)углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б)вода, воздух, песок, глина гумус, соли;
в)поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а)перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а)100-150 лет; б)5-10 лет;
в)250-300 лет; г)1-2 года.
9. Какое из высказываний верно:
а)если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б)внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в)почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
5. Индивидуальная работа по карточкам:
Заполните схему:
-Докажите существование связи между горными породами, растениями, животными и почвой.
-Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока. МУЗЫКА
Хочу пригласить вас сегодня в лес. В нем – деревья, ягоды, травы.
В добрый лес, могучий лес, Птицы и звери
Полный сказок и чудес. И прочие твари.
Если внимательны будете, дети, Ученые тоже работают тут,
Тайны чудные откроете эти. Лес они сообществом зовут.
Лес не только для нашей забавы.
На доске тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Звучит запись голосов птиц. На доске картина «Лес».
-Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)
-Чем является лес для живых организмов? (домом)
-А какой это дом? (большой, многоэтажный)
-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название.
-Дайте этим этажам названия, используя описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники)
2)Растения с мягкими зелеными стеблями (Травы)
3) Многолетние растения с крупным, твердым стеблем. (Деревья)
Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы).
Запишите это в тетради.
-Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, берёзы, осины)
-В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко)
-Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, грушанка)
-А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи)
-Что мы с вами видим, находясь в лесу?(Деревья, кустарники и другие растения)
-А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу. )
-А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве. )
-Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу).
_Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Вред или пользу приносят короеды лесу? Здоровому, молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. (Для молодых деревьев – это польза, а для старых – нет. )
Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться и экологическое равновесие.
-Какие животные встречаются в нашем краю?
-Какие из них живут на деревьях?
-Какие ведут наземную жизнь?
-А какие обитают в почве?
-Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах)
-Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Они живут, помогая друг другу. )
-Приведите примеры такой помощи. (Белка запасает орехи, унося их далеко от дерева – распространяет семена. )
Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь?
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
-Как вы думаете, лесу грибы нужны?
Презентация Малышева Е.
Работа по учебнику. С. 179.
Найдите ответ на вопрос в статье «Нужны ли лесу грибы?»
(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. )
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Фронтальный опрос.
-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки)
-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку: ежам, медведям, разным жукам. )
-Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных).
-Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом).
2. Работа в тетради. С. 55, №1.
Прочитайте, Запишите основные сведения о лесах нашего края.
Вопросы: Какие ярусы есть в лесу, где вы бывали?
Какие деревья, кустарники, травы составляют эти ярусы?
Животные нашего леса?
Грибы.
С. 55, №2.
Прочитайте.
По результатам экскурсии заполните таблицу.
Назовите деревья, которые видели во время экскурсии. Запишите.
Назовите кустарники, которые видели во время экскурсии, запишите.
Назовите травянистые растения, которые видели во время экскурсии, запишите в таблицу.
С. 55, №3
Прочитайте.
Каких животных встретили во время экскурсии? Запишите.
С.56, №4.
Прочитайте.
Запишите названия растений леса, которые вы смогли определить.
Проверка.
С. 56, №5
Узнайте и подпишите названия растений леса. Отметьте кружок, если вы встречали его в природе.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(297) "Доклад «Использование в образовательном процессе интерактивных игр и мультимедийных технологий в ДОУ и школе как средство повышение познавательного интереса» "
["seo_title"] => string(178) "doklad-ispol-zovaniie-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-intieraktivnykh-ighr-i-mul-timiediinykh-tiekhnologhii-v-dou-i-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniie-poznavatiel-nogho-intieriesa"
["file_id"] => string(6) "221501"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1435332323"
}
}