kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство в религиозной культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: "Искусство в религиозной культуре " в рамках курса " Основы мировых религиозных культур".Урок с применением ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство в религиозной культуре»

Искусство в религиозной культуре

Предмет: ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель: сформировать представление  о роли искусства в разных религиях (урок 14 – в христианстве); познакомить с формами искусства православной культуры России.

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление  о роли искусства в разных религиях (урок 14 – в христианстве и исламе); познакомить с формами искусства православной культуры России.

  • Развивающие: развивать умение формулировать вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать; способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать уважение к религиям и их представителям; внимание к богатству своего внутреннего мира; понимание ответственности за свои поступки, желание творить добро.

  • Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, (беседа, сообщение на тему, творческая работа, самостоятельная работа с тестом).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация .

  • Учебник. Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”.

  • Выставка православных икон.

  • Справочная литература об иконописи.

  • Электронные словари и справочные системы.

  • Компьютер.

  • Проектор.

  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Актуализация знаний. 

Учащимся предлагаются перекрестные вопросы.

1. Назовите основные мировые религии.

(а) буддизм;б) иудаизм в) христианство; г) ислам)

2. Назовите здания для молитв у буддистов?

- у иудаистов?

- у мусульман?

-у христиан?

3. Почему мы изучаем эти четыре религии?

(самые распространённые на территории нашего государства)

4. На прошлом уроке мы познакомились со священными сооружениями, где верующие совершают религиозные обряды. Сопоставьте изображения с названиями религий. Назовите постройки..

(христианство – храм, ислам – мечеть, иудаизм – синагога, буддизм – ступа, пагода)

II. Целеполагание и мотивация.

- Мы с вами говорили не только об истории этих священных сооружений, правилах пребывания в них, но и любовались неповторимой красотой и уникальностью каждого вида сооружения. Многие из них являются памятниками архитектуры.

- Сегодня я вас приглашаю войти во внутренние помещения и познакомиться с предметами религиозной культуры, которые являются произведениями искусства.

Тема сегодняшнего урока - “Искусство в религиозной культуре”. (Слайд1)

III. Изучение нового материала.

1.- Что означает слово «икона»? (от греческого «образ», «изображение»)

- Как появились иконы?

Легенда возникновения первой иконы Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника. Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платом, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада». Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/kak-poyavilis-pervye-ikony/

- Для чего они нужны?

Давайте вспомним заповедь Господа Бога, которая говорит, что нельзя рисовать или создавать образ кого-либо и делать из него своего святого кумира, и поклоняться ему. Так, что же тогда получается с иконами, зачем они нужны, если на них нарисованы святые которым мы поклоняемся? Прежде всего, давайте окунемся в историю православного христианского мира много веков назад. Давным-давно иконы писались не для того, чтобы им поклоняться, а лишь использовались как украшения дома своего, создавая уют. В дополнение иконы писались для обучения детей православному слову, и использовались в виде наглядных пособий для того, чтобы показать детям различные православные ситуации. Спустя время, православные христиане стали обожествлять иконы и тех, кто на них изображен, таким образом иконы стали принимать понимания святыни.

Сегодня, наверняка, вы, как православный христианин, знаете, что православная икона служит для того, чтобы на нее молиться и получать благодать святого духа, то есть Бог посылает вам излечение или какую-либо иную благоприятную жизненную ситуацию. Но как же можно молиться иконам, если сам Бог сказал, что нельзя писать образы и делать из них святых и поклоняться им. 

- Христиане общаются с Богом не только в храме, они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу.

Обращение к словарю:

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — красивый, прекрасный; святой угол, передний угол, кутныйугол, кутник) — часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

  • В) Иконопись.

- Искусство создания икон называют иконописью.

- Как называют человека, который пишет иконы? (Иконописец)

Обращение к словарю:

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Самым известным русским иконописцем был Андрей Рублёв.(выступление детей)

- Символом русского духа стала икона Андрея Рублёва «Троица». А «Владимирская икона Божьей матери» считается чудотворной. Как понимаете это слово?

- Эта икона два раза чудесным образом спасалась из горящих храмов. А когда к Костроме подступило монголо-татарское войско, она своими лучами обратила их в бегство. А дружина князя Василия была спасена.

- В Севастополе с времён Крымской войны почитается икона «Казанской божьей матери» как державная защитница России. 16 ноября 2014 года эта икона была возвращена Севастополю

Искусство в религиозной культуре христианства.

А)При входе в храм или молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. В большинстве случаев предметы искусства, находящиеся здесь, связаны с учетом той религии, в храме которой мы находимся. Искусству часто придаётся особый религиозный смысл.(Слайд№ 2)

Искусство в религиозной культуре христианства

В основе христианства лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Коль скоро Христос жил среди людей, о нём можно не только написать в книге, но его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан получили распространение изображения Христа,, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называть иконами (от греческого «образ», «изображение»). Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей православного искусства. Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён, - Иисусу Христу, Богоматери, святым(.Слайд№ 3)

Работа с выставкой православных икон.

- Посмотрите, что я принесла на урок. Как называются эти изображения? (иконы)

Где мы их можем увидеть? (в православных храмах)

- Действительно, это часть моей коллекции икон, собранной во время путешествий по России.

- Кого изображают на иконах? (святых людей) Но главным иконописным изображением является лик Иисуса Христа. Как вы думаете, почему? (Иисус Христос – основатель христианской веры)

«Семистрельная»

Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.

(Слайд 4)


Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить. (Слайд 5)

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело. (Слайд 6)

НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ

Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого. (Слайд 7)

ТРОИЦА

Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом. (Слайд 8)

Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.

Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья. (Слайд 9)


КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.

Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа. (Слайд 10)

Господь Вседержитель

Богородица Умиление(Слайд 11)

Б) Работа со статьёй учебника «Искусство в религиозной культуре христианства». (C.34-35)

- Как создаются иконы? (Самостоятельная работа с вкладкой учебника «Это интересно» - с.35)

.

- Вы заметили, что я не случайно расставила иконы на выставке. Кто догадался, по какому принципу я их разбила на группы? (1-ая – изображения Иисуса Христа, 2-ая – образы богоматери, 3-ья – лики святых).

- Посмотрите на иконы с изображением Богоматери. Это одна или разные женщины? Кто она?

Обращение к словарю:

Богоматерь, БогородицаДева МарияПресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа.(Слайд 10)

- Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, один из самых почитаемых в христианстве.За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. 


Искусство в религиозной культуре ислама.

  • Ислам не рекомендует изображать людей и животных. При этом мусульмане огромное значение придают Священному Писанию – Корану. Поэтому среди них большое развитие получило искусство – каллиграфии. Оно берёт своё начало в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатлённые на бумаге или на чём-нибудь ином, конечно же, должны быть и внешне прекрасны. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва.

  • У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растений. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и других зданий.

IV.Самостоятельная работа с учебником

1 группа: Ознакомиться со статьёй «Искусство в религиозной культуре христианства», составить ее план.

2 группа: Ознакомиться со статьёй «Искусство в религиозной культуре ислама», ответить на вопросы:

V. Подведение итогов и рефлексия.

Какой предмет религиозной культуры присутствовал у нас на уроке?

- Какую религию он представляет?

- Что означает слово икона?

- Чем отличается от других произведений изобразительного искусства?

- Какие иконописные образы вы запомнили?

- Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и ислама . На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения , иудаизма и буддизма

VI. Рефлексия (1 мин., ответы по желанию).

Закончи предложение:

На уроке я узнал, что …

Мне очень понравилось, что …

Я хочу знать, что …

Оказывается, что …















Приложения



1 группа:

Ознакомиться со статьёй

«Искусство в религиозной культуре христианства»,

составить ее план.



















































2 группа:

Ознакомиться со статьёй

«Искусство в религиозной культуре ислама»,

ответить на вопросы:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Искусство в религиозной культуре

Автор: Вединеева Ольга Викторовна

Дата: 11.02.2019

Номер свидетельства: 499294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Программа курса История религиозной культуры "
    ["seo_title"] => string(48) "proghramma-kursa-istoriia-rielighioznoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "198568"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428420000"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Статья "Вопросы интеграции курса «Основы религиозной культуры и светской этики" в искусстве.""
    ["seo_title"] => string(83) "statiavoprosyintieghratsiikursaosnovyrielighioznoikulturyisvietskoietikiviskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "274677"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452433384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Статья "Вопросы интеграции курса «Основы религиозной культуры и светской этики" в искусстве.""
    ["seo_title"] => string(84) "statiavoprosyintieghratsiikursaosnovyrielighioznoikulturyisvietskoietikiviskusstvie1"
    ["file_id"] => string(6) "274678"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452433391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему: Искусство в религиозной культуре. "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-po-orkse-na-tiemu-iskusstvo-v-rielighioznoi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "158995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421838678"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль  «Основы светской этики») "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-uchiebnaia-programma-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-dlia-4-klassa-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "138350"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417530225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства