Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и обучения грамоте»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 «ИНТЕЛЛЕКТ»
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
План – конспект интегрированного урока
Математика и обучение грамоте
1 класс
Тема: «Сложение и вычитание 4. Работа над смыслоразличительной ролью звука»
Разработка
учителя начальных классов
«Специалиста
I квалификационной категории» Малыгиной Т.П.
Интегрированный урок: математика,
обучение грамоте
1 класс
Математика
Тема: Сложение и вычитание 4
Обучение грамоте
Тема: Работа над смыслоразличительной ролью звука
Цель: Знать приемы сложения и вычитания числа 4. Уметь составлять и решать примеры на сложение и вычитание по рисунку и практическим действиям, решать простые арифметические задачи на одно действие с помощью сложения и вычитания, чертить и измерять отрезки; закреплять навык чтения. Развивать умения сопоставлять, сравнивать, анализировать и делать выводы (интеллектуальную компетентность школьников). Воспитывать точность, аккуратность, дисциплинированность, интерес к слову.
Ход урока
I.Организация класса.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Мы работать начинаем,
В страну знаний попадаем.
II. Введение. «Мозговая атака»
1.Устный счет. Прибавление и вычитание в пределах 10.
Считалочка А. Л. Барто
«Сидит пеструшка на яйцах, сидит, удивляется:
Сколько времени сижу, ничего не получается. Как это так?
Вдруг под ней яйцо – крак! Словно из пеленочек выскочил цыпленочек. Сидит один, озирается, других дожидается.
Тут и второе яйцо треснуло. Из домика тесного еще один цыпленок – цвок! Один да один, стало их два. Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются. Из третьего яичка вышла сестричка. Два да один, стало их три. Сидят втроем озираются, других дожидаются. Еще яйцо – кок! Еще цыпленок – скок! Три да один, стало их четыре. Сидят вчетвером озираются, последнего дожидаются.
А из последнего яичка опять сестричка. Четыре да один – пять. Попробуй сосчитать!
Стала Пеструшка с цыплятами ходить, стала их по улице водить. Ходит, не зевает, им корм добывает.
А на соседнем дворе у Хохлатки тоже вывелись цыплятки: из пяти яичек пять пушистых птичек.
Стала и Хохлатка с цыплятками ходить, стала их по улице водить. Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там, то назад побежит, то вперед, а цыплята за ней вразброд. Вот и случилась беда: пропал цыпленок без следа. Один, два, три, четыре,… а было пять! Нет одного. Где искать?
А Пеструшка-то удивляется, что у нее семья прибавляется. Пять да один – шесть. Наперебой просят есть.
Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у нее и дочка. Теперь, сколько не смотри, осталось их три. А у Пеструшки между тем стало их семь.
Какая, однако, Хохлатка зевака! Закружилась у нее голова. Осталось цыплят только два, один да один – дочка и сын. А сколько у Пеструшки, спросим? Семь да один – восемь.
Сбежала у Хохлатки и дочка. Не прозевать бы теперь сыночка. Сидит он один, озирается, видно, уже удрать собирается.
У Пеструшки цыплят – целый отряд. Восемь да один – девять.
Да это еще не весь день!
Плохо Хохлаткино дело: последнего она проглядела. То тут пошарит, то там, а все зевает по сторонам.
И последний цыпленок к Пеструшке удрал. Видно у нее хорошо!
Собралось цыпляток… ровно десяток. Кто книжку почитал, всех сам пересчитал: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10».
2. Повторение состава чисел, у которых одним из слагаемых является число 4.
Разгадывание загадок математического содержания с числом 4.
У него 4 лапки, лапки – цапцарапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот.)
Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал, скорей назови! (Стул.)
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка.)
4 брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля.)
Объяснение решения примера 5 + 4.
Как решить этот пример? Можно прибавлять по одному, можно число 4 прибавлять по частям: 5 + 2 + 2, 5 + 1 + 3, 5 + 3 + 1.
Работа по учебнику.
Задание 1. Объяснение способов прибавления числа 4.
Какой способ был удобнее для каждого из вас?
Задание 2. Чтение и решение примеров на сложение, и вычитание числа 4 (цепочкой).
Сколько примеров на сложение нужно запомнить?
В каком примере возникают затруднения?
Работа в парах. Один ученик читает занимательный пример, другой отвечает.
В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
Два павлина за кустами –
Сколько их? Считайте сами!
Как–то четверо ребят
С горки покатились,
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились?
Три ромашки – желтоглазки
И четыре василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
Кто решил все примеры правильно?
Выполнение звуко–буквенного анализа слова.
- Какой первый звук в слове четыре? Составьте звуковую схему данного слова. Назовите «цепочку» звуков в этом слове, охарактеризуйте их, опираясь на схему.
Отгадывание шарад.
«Ч» с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
С «О» - я вам рассказ кончаю,
С «У» - дождем вас поливаю,
С «А» - ваш груз перевожу,
С «К» - с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка – тучка – тачка – качка)
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С»можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка)
Работа над задачами. Определение действия, которым решается задача.
Задача 1
У Марины 3 куклы и 4 мячика. Сколько всего игрушек у Марины?
Задача 2
У Марины 3 куклы, а мячиков на 4 больше. Сколько мячиков у Марины?
Работа над считалкой.
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть который час.
Раз – два – три – четыре.
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
IV. Рефлексия
Чтение слов на карточках: кочка, точка, дочка, бочка. Определение букв, которыми они отличаются. Выполнение задания: нарисуйте столько кругов, сколько слов вы прочли. Под каждым кругом нарисуйте столько четырехугольников, сколько их на рисунке. Чего больше? Чего меньше? На сколько?
Составление с прочитанными словами стихотворения – путаницы:
Встречает маму точка,
Стоит в тетради дочка,
Нужна лягушке бочка,
Полна водички кочка.
V. Подведение итога урока.
Как можно прибавлять число 4?
Как изменяются ответы в столбиках таблиц сложения и вычитания числа 4?
Почему в слове нельзя менять даже одну букву?
Назовите пары слов, которые отличаются одной буквой.