Плавниковая страна
Интеграция предметов: окружающий мир + технология.
Цели урока:
- обобщить и уточнить представления детей о рыбах;
- учить вырезать по линии контура, аккуратно и точно приклеивать детали;
- закреплять умение выполнять аппликационные работы;
- воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.
Оборудование: изображения рыб, картины подводного царства, выставка детских рисунков и поделок.
Ход урока:
Дети читают стихотворение:
По тропинке, по дороге, ходят лапы, ходят ноги:
Лапы тигра, лапы львицы, лапы волка и лисицы.
Ноги лося и слона, кабарги и кабана.
Ходят-бродят по болотам, по долготам, по широтам.
Через горы, через травы, через степи и дубравы.
Сквозь метели и туманы, но заглянем в океаны,
В мир креветок и миног. Там – увы – ни лап, ни ног.
Там бекасы косяками, ходят, машут плавниками
Там собака с плавниками, и лисица с плавниками.
С плавниками игла, с плавниками пила.
Меч и молот с плавниками, с плавниками луна.
Плавниковая страна.
1.Учитель:
- Как по-другому можно назвать Плавниковую страну?
- Правильно, Подводное царство.
Идёт показ видеофильма о подводном мире.
-Человек издавна стремился познать тайны подводного мира. Во все времена его привлекала синева морей и океанов, озёр и рек. Даже сейчас, в 21 веке, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды.
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
-Да, сегодня мы попытаемся разгадать тайны нашей планеты, тайны океанов, рек, озёр и более мелких водоёмов. Будем вести разговор о рыбах, об особенностях их образа жизни, разновидностях. О том, какую помощь они оказывают человеку. Подумаем, как человек может помочь рыбам в сохранении их видов.
- Рыбы - удивительные создания. Одни рыбы могут жить только в пресной воде, другие – только в солёной, одни живут лишь в холодной воде, а другие выдерживают тёплую и даже горячую воду. Известны даже летающие и ползающие рыбы.
- Рыбы – самая многообразная группа позвоночных животных. В неё входит более 25 тысяч видов – больше, чем земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых. По возрасту рыбы – самые древние из всех позвоночных животных.
- Рыбы средней полосы России – щука, плотва, окунь – могут жить зимой при температуре 3 градуса, так и летом при 30 градусов.
-Так кто же такие рыбы? Чем они отличаются от других животных?
Ответы детей.
На доске вывешивается схема – опора:
ВОДА ХВОСТ ПЛАВНИКИ ЧЕШУЯ ЖАБРЫ
2. Дети должны сделать вывод, что все рыбы делятся на две группы: речные и морские.
Каждая из групп представляет свою рыбу.
Первая группа:
- Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. ( Ёрш.)
Ученик показывает кухонный ёрш.
-Как вы думаете зачем я принес этот предмет и как он называется? Почему его так назвали? Ёрш – это особая щётка с жёсткими, колючими щетинками. Эта щётка такая же колючая, как рыба.
-Ёрш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники – защита ерша.
Вторая группа:
-На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом.)
-У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ещё у него есть усы.
-Это рыба – великан. Некоторые сомы могут быть длиной 5 метров и весом 300 килограмм. Есть и маленькие сомы, 2 сантиметра в длину. Сомы не любят холодную воду, поэтому живут в южных водоёмах.
Третья группа:
-Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула.)
-Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения.
-Самой крупной рыбой считают китовую акулу. Её длина 10 метров и весит она 15 тонн.
Четвёртая группа:
-На дне один лежит плоский блин. (Камбала.)
-Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы живут на мелководье, крупные в глубоких водах.
-Камбала может менять окраску под цвет дна, это ей помогает защищаться от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
-У всех рыб глаза находятся на разных сторонах головы. А у камбалы находятся на одной стороне головы.
Учитель:
-Каких ещё речных рыб вы знаете?
-Каких морских?
Подвести итог в знаниях детей о рыбах, используя схему – опору.
Провести тест. У каждого ребёнка имеется карточка:
Сельдь
Ёрш
Щука
Акула
Сом
Карась
Камбала
На доске схема: речные – зелёным цветом, а морские – синим.
Учитель:
- Мы должны очень бережно относиться к богатствам природы. В водоёмах лишь тогда будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка сможет оставить потомство. Как сохранить воду в водоёмах чистой?
Ответы детей.
Показ слайд с видами подводного мира.
Учитель:
- Сейчас переходим к практической деятельности.
-Каждая группа получает задание, которое должна выполнить за определённое время. А потом командир каждой группы поможет мне составить общую композицию.
Дети работают под музыку. Идёт показ видеофильма о подводном мире.
По окончании работы, учитель вместе с командирами наклеивает фигуры на общий планшет.
Получается панно с изображением подводного мира.
Задаются вопросы о значимости этого панно.
Итог урока.
За активную работу каждому ученику вручается закладка для книг с изображением рыб, на память о проведённом уроке.
В середине урока проводится физкультминутка.
Две ладошки прижму, и по морю поплыву. Две ладошки, друзья,- это лодочка моя.
Паруса подниму синим морем поплыву, а по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там, плывут рыбки тут и там.
Результат урока, получившийся проект: