Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 4 классе.
Задачи урока:
1. - знать мифы о подвигах Геракла, целостное представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции. Уметь оценивать поступки литературного героя
2. - развитие аналитического мышления; эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи.
3. - приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе. Воспитывать духовно развитую личность.
Формы проведения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки с подвигами Геракла, таблички с названием групп, аналитическая таблица, шаблоны ваз, гуашь, кисти, баночка для воды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и ИЗО »
КГУ «Новопокровская средняя школа»
Подвиги Геракла. Вазопись.
(показательный интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 4 классе)
Подготовили : учитель начальных классов
Сайфутдинова Р.М.
учитель изобразительного искусства
Сапарова С.Ж
2014-2015 учебный год
Цели урока:
Знать мифы о подвигах Геракла, целостное представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции. Уметь оценивать поступки литературного героя
Развитие аналитического мышления; эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи.
Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе. Воспитывать духовно развитую личность.
«Вызов».
Эмоциональный настрой : Просмотр видео фильма «Притча о важности учителя»
Приветствие детей на греческом языке: «Хайрете, пайдес!
Калой кай агатой!!»
-Здравствуйте,дети! Прекрасные и совершенные! Так говорили ученикам учителя древнегреческой школы каждое утро, встречая их.
Сегодня на уроке вам будут, помогать , и вас направлять 2 учителя. Но, сегодня мы не совсем учителя , как вы думаете в роли каких героев мифов мы сегодня предстали перед вами ?(Ответы детей)
Раскрытие темы урока: (показ презентации для определения темы и ожидаемых результатов урока.)
Цели и задачи урока: Как думаете, чем вы будете заниматься на уроке?
Актуализация знаний
Р.М - Посмотрите какой сад расцвел в нашем классе , в каждом яблочке спрятан вопрос , на который вы уже должны знать ответ .
С.Ж. – а я с вами хочу повторить тему искусство древней Греций «Вазопись».
Аружан расскажи нам что ты поняла из пройденной темы??? ( Греческая живопись представлена главным образом вазописью. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству. Огромные вазы, достигающие иногда 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментами в виде кругов, треугольников, квадратов, ромбов (геометрический стиль). Рисунки с изображением фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.)
- 3 ученикам я заранее дала дополнительно изучить известных скульпторов того времени. Слово им …………………………………………….
Алексей – Фидий(Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры, одно из семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме… )
Добрина – Мирон (В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола — юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.)
Даниил – Поликлет ( В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.
)
С.Ж. - Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос «Живопись» и «Скульптура » это искусство или ремесла ? А теперь скажите почему греки считали их ремеслами ???? Спасибо за ответы, вы все молодцы!
Р.М.
В древней Элладе родился герой, Путь его труден и сложен порой Но лишь в настоящей нелёгкой борьбе Он славу добыл и богам и себе.
Когда пришло время родиться Гераклу, на Олимпе был пир богов. Владыка мира Зевс возвестил всем, что среди людей родится великий герой.
Сценка о рождении Геракла (исполняют учащиеся 4класса)
Зевс - Он будет моим любимым сыном, я дам ему власть над всей Грецией, и другие герои будут служить ему.
Гера - (в сторону) не позволю сыну смертной женщины стать правителем Греции! (обращаясь к Зевсу) – поклянись, что первый, кто родится в это час, получит власть над всей Грецией, а другие будут служить ему.
Зевс – Клянусь, что будет так!
Автор – Гера своей властью задержала появление сына Алкмены, и на свет первым родился Еврисфей.
Гера (Зевсу) – радуйся, Зевс! Родился тот, кто будет господином Греции!
Зевс – Ты обманула меня, Гера! Я знаю, что ты будешь преследовать сына Алкмены, но он выдержит все испытания с честью. И пусть имя ему будет Геракл, что значит «прославленный Герой».
Автор – Когда Гераклу исполнилось 20 лет, он отправился к царю Еврисфею, чтобы совершить 12 подвигов и исполнить волю богов.
«Осмысление»
Каждой группе заранее были даны тексты мифа о подвигах Геракла для чтения. Учитель даёт задание заполнить аналитическую таблицу в группах.
Название подвига
Что описывается?
Каким представлен Геракл в данном подвиге?
Физминутка
С.Ж, Самостоятельная работа
Вкл.презентация
Прекрасные эти античные вазы понравились нам почему-то не сразу. “Подумаешь вазы!” - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала взглянули на них мы, скучая, потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись… И может быть час никак не могли оторваться от ваз. То вазы-гиганты, то карлики-вазы, и каждая ваза с рисунком-рассказом! …Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Гектором грозный Ахилл (и Гектор, как видно, лишается сил)… А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот – Одиссей, подающий советы. А это – кентавры… А это… А это… Но мы описать и не пробуем враз крупнейшую в мире коллекцию ваз.
- Сейчас я вам предлагаю пополнить эту коллекцию ваз . Ваша задача расписать вазы , но главным рисунком будет «Подвиг Геракла» который вы ранее изучили. (Играет мелодия )
Итог урока.
С.Ж.Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к словам Ю. Лотмана: “ В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей”. Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами. Мы проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче.
Оценивание. Группа оценивают работы других групп. (Взаимооценивание)
Рефлексия.Учащиеся вывешивают стикеры-яблочки на дереве.
Дом. задание.
Придумать 13 подвиг Геракла и нарисовать иллюстрацию. (Работа в паре)