kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы и истории "Порочный круг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и истории "Порочный круг" по сказанию о мести княгини Ольги из "Повести временных лет" для учащихся 6 класса. На уроке учителя вместе с учениками обсуждают феномен мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человечесого общества; внимание учащихся привлекается к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфликте. Учащихся подводят к пониманию того, что месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и истории "Порочный круг" »

Интегрированный урок по истории и литературе «Порочный круг»

(по сказанию о мести княгини Ольги из «Повести временных лет»)




Цели:

общие – инициировать обсуждение феномена мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человеческого общества; привлечь внимание учеников к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфликте; подвести к пониманию того, что месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его;

частная – углубить представление школьников о русской летописи (как особой литературной форме отражения исторических событий).


Оборудование урока:

  1. карта «Восточная Европа в IX веке»

  2. картина по истории «Полюдье»

  3. словари русского языка, литература по теме урока

  4. презентация по теме урока

  5. пособие для учащихся (у каждого ученика) «Вокруг тебя – Мир…» (Книга для ученика. 6 класс/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999)















Ход урока


    1. Вступительное слово учителей.


Древнейшая дошедшая до нас «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написанные его предшественниками, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. Летопись начинается словами: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжить?» летопись потом переписывалась много раз, разошлась по многим монастырям, дошла до нас почти через девять веков.

Соперничество людей может завершаться победой, утверждением превосходства одной стороны и проигрышем другой. Поражение (впрочем, как и победа) всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Иногда они толкают оказавшегося в ситуации проигрыша к ответным действиям, к мести.

Месть – явление сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций.


Александра Осиповна Ишимова – одна из первых детских писательниц, чьими книгами зачитывалась вся юная Россия. А написала она их более 20. достойной наградой за её труды стала не только престижная Демидовская премия, но и похвала великого поэта. Послушайте отрывок из письма А.С. Пушкина

А.О. Ишимовой, волею судеб оказавшимся последним в его жизни. В этот день он был смертельно ранен на дуэли.

«Сегодня я нечаянно открыл вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!

C глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, вашим покорнейшим слугою.

А. Пушкин»





    1. Чтение фрагмента из «Повести временных лет» в переложении

А.О. Ишимовой


    1. Аналитическая работа по тексту:

  1. Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения?

  2. Что вы понимаете под словом «месть»


Словарная работа.

Зачитать словарную статью к слову «месть» в каждом из словарей.

- В каком из словарей сильнее выражена негативная оценка? (родственные слова в других языках говорят о смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому).




- Какое из толкований, по-вашему мнению, больше соответствует действиям Ольги?

- Кому именно мстила Ольга? Сколько раз и какими способами она это делала?

(Месть может быть направлена не только на

непосредственных обидчиков, но и на невинных; сама месть может многократно – по своей жестокости и по размаху – превосходить нанесённую обиду, оскорбление. В данном случае, месть может быть связана с обманом, коварством.)


- Как автор относится к действиям Ольги?

- Есть ли в тексте какие-либо авторские характеристики героев?


А вот как тот же самый эпизод летописи выглядит в переложении историка

С.М. Соловьёва







    1. Аналитическая работа по сопоставительному анализу двух фрагментов:

  1. Сравните описание одного и того же эпизода в этих двух фрагментах. Чем они отличаются?

  2. А что в них совпадает почти дословно и почему?

  3. Какой вариант рассказа о мести Ольги было бы лучше поместить в учебник литературы и почему?



Познакомьтесь с тем, как историк С.М.Соловьёв характеризует князя Игоря и как объясняет поступок княгини Ольги.








V. Аналитическая работа по тексту:

  1. Каким предстаёт перед нами князь Игорь?

  2. На какие черты характера указывает С.М. Соловьёв?

  3. О какой мести идёт речь и почему?


VI. Зачитываются статьи из «Русской правды» учителем истории.


- Какие чувства вы испытываете к тем, кто стал объектом мести?

( Жалость, сострадание к мукам древлян, а может быть и признание правомерности поступка княгини Ольги, восхищение её умом, выдержкой, хладнокровием.)


VII. Закрепление. Учащимся выданы тестовые вопросы по истории.


VIII. Подведение итогов урока. Вывод.

- Так что же это за чувство – месть? На что она похожа?

( Месть – одно из сложнейших, противоречивых явлений в жизни человеческого общества.)


IX. Домашнее задание:

  1. Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. Подумайте и дайте свою оценку поступкам княгини Ольги.

  2. Познакомьте своих домашних с историей мести княгини Ольги. Узнайте их мнение о поступках Ольги.










Вступление учителя истории












Вступление учителя литературы









Книга для ученика стр.59-60






Ответы учащихся




Пояснение учителя литературы






Книга для ученика стр. 61



Чтение учащимися фрагмента из «Повести временных лет» в переложении историка

С.М. Соловьёва

( книга для ученика стр.61)










Чтение учащимися фрагментов из работ

С.М. Соловьёва, в которых характеризуется князь Игорь и объясняется поступок княгини Ольги.




























6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интегрированный урок литературы и истории "Порочный круг"

Автор: Степанова Елена Борисовна, Дуркина Ирина Ивановна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "интегрированный урок "Порочный круг" "
    ["seo_title"] => string(38) "intieghrirovannyi-urok-porochnyi-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "221488"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435321450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства