Древнейшая дошедшая до нас «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написанные его предшественниками, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. Летопись начинается словами: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжить?» летопись потом переписывалась много раз, разошлась по многим монастырям, дошла до нас почти через девять веков. Соперничество людей может завершаться победой, утверждением превосходства одной стороны и проигрышем другой. Поражение (впрочем, как и победа) всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Иногда они толкают оказавшегося в ситуации проигрыша к ответным действиям, к мести. Месть – явление сложное и противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций. Александра Осиповна Ишимова – одна из первых детских писательниц, чьими книгами зачитывалась вся юная Россия. А написала она их более 20. достойной наградой за её труды стала не только престижная Демидовская премия, но и похвала великого поэта. Послушайте отрывок из письма А.С. Пушкина А.О. Ишимовой, волею судеб оказавшимся последним в его жизни. В этот день он был смертельно ранен на дуэли. «Сегодня я нечаянно открыл вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать! C глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, вашим покорнейшим слугою. А. Пушкин» Чтение фрагмента из «Повести временных лет» в переложении А.О. Ишимовой Аналитическая работа по тексту: Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения? Что вы понимаете под словом «месть» Словарная работа. Зачитать словарную статью к слову «месть» в каждом из словарей. - В каком из словарей сильнее выражена негативная оценка? (родственные слова в других языках говорят о смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому). - Какое из толкований, по-вашему мнению, больше соответствует действиям Ольги? - Кому именно мстила Ольга? Сколько раз и какими способами она это делала? (Месть может быть направлена не только на непосредственных обидчиков, но и на невинных; сама месть может многократно – по своей жестокости и по размаху – превосходить нанесённую обиду, оскорбление. В данном случае, месть может быть связана с обманом, коварством.) - Как автор относится к действиям Ольги? - Есть ли в тексте какие-либо авторские характеристики героев? А вот как тот же самый эпизод летописи выглядит в переложении историка С.М. Соловьёва Аналитическая работа по сопоставительному анализу двух фрагментов: Сравните описание одного и того же эпизода в этих двух фрагментах. Чем они отличаются? А что в них совпадает почти дословно и почему? Какой вариант рассказа о мести Ольги было бы лучше поместить в учебник литературы и почему? Познакомьтесь с тем, как историк С.М.Соловьёв характеризует князя Игоря и как объясняет поступок княгини Ольги. V. Аналитическая работа по тексту: Каким предстаёт перед нами князь Игорь? На какие черты характера указывает С.М. Соловьёв? О какой мести идёт речь и почему? VI. Зачитываются статьи из «Русской правды» учителем истории. - Какие чувства вы испытываете к тем, кто стал объектом мести? ( Жалость, сострадание к мукам древлян, а может быть и признание правомерности поступка княгини Ольги, восхищение её умом, выдержкой, хладнокровием.) VII. Закрепление. Учащимся выданы тестовые вопросы по истории. VIII. Подведение итогов урока. Вывод. - Так что же это за чувство – месть? На что она похожа? ( Месть – одно из сложнейших, противоречивых явлений в жизни человеческого общества.) IX. Домашнее задание: Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. Подумайте и дайте свою оценку поступкам княгини Ольги. Познакомьте своих домашних с историей мести княгини Ольги. Узнайте их мнение о поступках Ольги. | Вступление учителя истории Вступление учителя литературы Книга для ученика стр.59-60 Ответы учащихся Пояснение учителя литературы Книга для ученика стр. 61 Чтение учащимися фрагмента из «Повести временных лет» в переложении историка С.М. Соловьёва ( книга для ученика стр.61) Чтение учащимися фрагментов из работ С.М. Соловьёва, в которых характеризуется князь Игорь и объясняется поступок княгини Ольги. |