Интегрированный урок ОБЖ и технологии
в 3 классе.
Тема урока: Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов.
Красочна, многообразна наша пластика бумажная. Изготовление дорожных знаков из картона и бумаги.
Цель: углубить знания детей о ДТП с участием пешеходов; совершенствовать теоретические и практические навыки учащихся в чрезвычайных ситуациях различного характера; практически проверить умение учащихся пользоваться дорожными знаками и разметками; изготовить макеты дорожных знаков из картона; развивать творческое воображение детей, координацию зрения, движений, чувства симметрии и пропорции; воспитывать чувство уважения к правилам дорожного движения, чувство взаимопомощи и коллективизма; способствовать росту самосознания и самооценки детей; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.
Тип урока: интегрированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
практический.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Подумайте, одна секунда... Много это или мало?
Одна секунда для автомобиля и одна секунда для пешехода?
Для пешехода одна секунда пустяк, шаг шагнуть. А для водителя одна секунда - вещь весьма серьёзная. За одну секунду машина, идущая со скоростью 60 км/ч, проезжает больше 16 метров, а со скоростью 80 км/ч - 22 метра.
Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомёк, что водитель не успевает вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановиться только через 400 метров!
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы продолжаем обсуждение темы «Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
На доске иллюстрации с условными знаками автомобильного и пешеходного дорожного движения, макет светофора.
1. Коллективное творческое дело.
Класс поделён на три группы. Каждая группа инсценирует дорожно-транспортную ситуацию.
Ребята первой группы инсценируют стихотворение О. Бедарева
«Если бы...»
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
— На светофоре красный свет:
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
— Мне наплевать на красный свет! -
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
—Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза-
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да...там, где улица была,
Где ты ходить привык.
Невероятные дела Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины — прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину...
Но нет: стоит на мостовой Регулировщик-постовой,
Висит трёхглазый светофор,
И знает правила шофёр.
2. Рассказ учителя
Чтобы перейти улицу, как положено, на зелёный свет, надо подождать всего 30-35 секунд. Если кто-то захочет сэкономить эти секунды, то может поплатиться своим здоровьем или даже жизнью.
ДТП-это аварийная ситуация в результате которой страдают люди и транспортные средства.
3.Коллективное творческое дело.
Ребята второй группы инсценируют ситуацию «Азбука пешехода»
Собрались как-то вместе Чебурашка, крокодил Гена, Винни-Пух и Светофорик. Светофорик подмигнул своим друзьям тремя своими глазами и предложил почитать им «Правила дорожного движения». Но друзья стали возражать. За окном стояла прекрасная погода. А крокодил Гена давно обещал покатать друзей в тележке. Друзья пошли в город.
Чебурашка. Смотри, Гена, вот самая широкая улица.
Винни-Пух. И лёд сегодня отличный на дорожке!
Крокодил. Ну, хорошо. Садитесь быстрее в тележку. (все садятся)
Винни-Пух. Смелее, вперёд!
Чебурашка. Ох и хорошо! Быстрее, Гена! Давай по середине улицы! Вдруг навстречу выезжают две машины, а сзади показалась ещё одна. Крокодил стал тормозить, попробовал свернуть в сторону, но было уже поздно. Раздаётся визг, скрежет, крики героев.
Следующая сцена - герои лежат в больнице с перевязанными руками, ногами, головами. Они стонут и жалуются. Появляется Светофорик с книгой в руках.
Светофорик. Я же предупреждал вас, что без знаний правил дорожного движения не обойтись. Вы ещё легко отделались! Кто из вас такое придумал: кататься в тележке по мостовой, да ещё зимой. Кругом так скользко!
Винни-Пух. Светофорик, мы теперь обязательно выучим правила. Так ведь Гена?
Гена. Да. Можно начинать прямо сейчас.
Чебурашка. Мы будем прилежными учениками.
Светофорик. Вот теперь другое дело. Знайте правила движенья, как таблицу умноженья.
4. Фронтальный опрос.
- В чём нарушили правила дорожного движения наши герои?
- Можно ли играть прямо на улице?
- Как следует переходить улицу, на которой висит светофор?
- А если нет светофора и других указателей?
5. Работа в тетради с печатной основой по ОБЖ .
- Обведите красным карандашом нарушителей правил дорожного движения?
6. Коллективное творческое дело.
Ребята третьей группы инсценируют стихотворение М.Пляцковского «Светофор». Один из ведущих — в роли светофора. Светофор сделан из картона в виде футляра с тремя глазками. Одни ребята изображают транспорт на перекрёстке, другие - пешеходов. Светофор стоит в центре.
Светофор.
«Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофёр!»
Красный глаз
Глядит в упор-
Я ведь строгий светофор!
(Включается красный свет, все остановились.)
Вид я строгий напускаю,
Дальше ехать не пускаю!
Обождал шофёр немножко,
Снова выглянул в окошко.
Пешеходам в этот раз
Показал
Зелёный глаз,
Подмигнул и говорю:
« Ехать можно, путь открыт!»
(Включается сначала жёлтый, затем зелёный свет. Нарушителям вручает штрафные карточки.)
Светофор (продолжает).
Знаки важные, дорожные- Компас взрослых и ребят.
Дети,
Будьте осторожны!
Знайте,
Что нельзя, что можно!
Выполняйте Непреложно Всё, что знаки говорят!
Изготовление дорожных знаков из картона по намеченном) плану. (Работа в группах.)
Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать правила дорожного движения и знать дорожные знаки.
Чтоб машины не спешили.
Шёл спокойно пешеход,
Помогать мы им решили
Мы дежурим круглый год.
Самый малый знак дорожный
Он стоит не просто так
Будьте очень осторожны
Уважайте каждый знак!
1. Заготовка деталей по предварительно выполненной разметке.
2.Самостоятельное изображение дорожных знаков.
Проверка изделий в действии. Оценка выполненных работ.
I. Творческое задание. ( По группам раздаются карточки, где изображена оживлённая улица, на которой расположены указатели и дорожные знаки).
- Сейчас эти знаки треугольники, квадраты, круги - пусты. Кто быстрее и правильнее расставит дорожные знаки.
Закрепление и систематизация знаний.
- Экзамен важного значения
Держи по правилам движения
Тестовая работа.
VIII. Итоги урока : О чем говорили на уроке , что интересного узнали?