Интегрированный урок литературного чтения и русского языка
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка
Цели данного урока:
1. Развивать навыки выразительного чтения.
2. Научить писать сочинения
2.Познакомить ребят со сказками А. С. Пушкина, воспитывать любовь к русским поэтам
3.Развивать словарный запас слов у ребят
На данном уроке ребята не только знакомятся с миром сказок, но и учатся подбирать пословицы к сказкам, анализировать их. В конце урока ребятам предлагается написать письмо А. С. Пушкину, учитывая все правила написания письма и его последовательность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и русского языка »
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И РУССКОГО ЯЗЫКА
(развития речи)
Тема: «Великому поэту... »
3класс
Вступительная беседа.
- Человек. Многое ему подвластно: он поднимается ввысь, покоряет огонь, преодолевает огромные расстояния. Время - это то, что неподвластно человеку. Вернее, не каждый человек может преодолеть, покорить время. Но есть люди, и мы даём им имя великие, потому что из дела, их творчество, их произведения остановили время.
- Сегодня мы будем говорить об одном из них. Русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин. (Открываем слайд-портрет А. С.Пушкина)
Старинный интерьер и одежда говорят о том, что этот человек из далекого прошлого, а взгляд пронзает и останавливает время.
Знакомство с биографией А. С. Пушкина.
- 10 февраля - день памяти, великого русского человека. Его называли и называют чудом русской литературы, его произведения знают люди всего мира. Этот человек - поэт А. С. Пушкин.
26 июня 1799 года родился в семье Пушкиных маленький Саша. Его отец, Сергей Львович, - отставной военный, страстный любитель поэзии; мать, Надежда Осиповна,- светская дама. Воспитывали Сашу няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Тихими поздними вечерами маленький Пушкин, затаив дыхание, слушал сказки няни, которая не была обучена грамоте. Бабушка научила его говорить и писать по-русски. Сашу обучали танцам, французскому языку, позже - арифметике, истории и другим наукам. В доме часто звучали стихи, поэтому Саша полюбил поэзию. Уже в 8 лет он сочинял свои первые стихи на учителей на французском языке. Но главным источником была книга – он читал много в кабинете отца, иногда даже по ночам. В 12 лет определили учить в лицей. Там он всерьёз сочиняет стихи и продолжает писать их всю жизнь. Позже появятся стихотворные сказки, поэмы, роман.
Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихи, сказки любят читать и взрослые, и дети, потому что в сказках Пушкина необычный сюжет, народная мудрость, завораживающий поэтический язык.
«У лукоморья дуб зелёный...» - читает группа учащихся.
-Давайте вспомним эти замечательные сказки.
Работа над сказками А. С. Пушкина.
А)Задание классу.
- Отгадайте, к какой сказке А. С. Пушкина эти видеофрагменты.
После просмотра каждого из четырёх видеофрагментов ученики называют сказку и выбирают соответствующую книгу на выставке.
Б)Работа в группах.
Назовите героев сказки.
Расскажите:
1-я группа « Сказка о попе…» - о хитрости попа;
2-я группа «Сказка о царе Салтане…» - о коварстве старших сестер;
3-я группа «О рыбаке и рыбке…» - о запросах старухи;
4-я группа «О мёртвой царевне…» - о причине негодования мачехи.
Прочитайте полюбившиеся строки (чтение наизусть по выбору).
- А. С. Пушкин не только слушал народные сказки Арины Родионовны, но и вслушивался в их мелодичный завораживающий сказ, а став взрослым, постарался сохранить этот замечательный язык народных сказок. Назовите слова или выражения, которые украшают поэтические сказки А. С. Пушкина.
- Вам понравилась сказка? Почему?
- Выберите пословицу, которая, на ваш взгляд, подходит к вашей сказке. Докажите.
Каждой группе предлагается набор пословиц:
«Говорит бело, да делает черно».
«Жадность, что река – чем дальше, тем шире».
«Лишнее пожелаешь, нужное потеряешь».
Ученики объясняют свой выбор, подводится общий итог.
- В сказках высмеиваются жадность, корыстолюбие, завистливость, лень, злоба, недоверие, а прославляются честность, доброта, порядочность.
Работа над сочинением.
1. Подготовка к сочинению.
- Представьте, что эти сказки, их поэтический народный язык перенесли нас в рабочий кабинет А. С. Пушкина. Как вы думаете, хотел бы А. С. Пушкин услышать, узнать, читают ли его стихи, любят ли его сказки?
- Как можно было бы рассказать поэту о том, что вас заинтересовало, взволновало, какое впечатление на вас произвело чтение его сказок, стихов? (Возможно, написать письмо.)
2. Коллективная работа.
- С чего начинается каждое письмо? ( С обращения.)
- О чём вы можете написать в основной части письма? (О первом знакомстве со сказкой; о любимой сказке или героях; о том что по сказке поставлен фильм или мультфильм.)
- О чём задумались или что вас взволновало т. д.
Можно поделиться с поэтом своими мыслями и желаниями.
В конце письма можно написать свои пожелания, и не забудьте слова прощания.
Самостоятельная письменная работа.
- Сейчас вы напишите письмо великому поэту, а через несколько часов в свой кабинет войдёт А. С. Пушкин и прочтёт ваши письма и задумается… О чём? (Ученики пишут письмо - сочинение поэту.)
Итог урока.
- Кто из вас хотел бы прочитать своё письмо Пушкину? (Учащиеся читают по желанию.)
- А. С. Пушкин прочтёт эти письма и прозвучат его бессмертные слова:
Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
- Что останется с нами в память о великом русском поэте А. С. Пушкине?