Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 4 классе «Л.Н. Толстой «Детство». Подготовка к сочинению о маме».»
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 4б классе «Л.Н. Толстой «Детство». Подготовка к сочинению о маме».
Цели: Воспитывать доброе, чуткое отношение к матери.
Показать на примере художественных произведений, как ярко выражен образ матери в нашей литературе.
Образовательная: закрепить знания учащихся о структуре текста-повествования, учить детей отбирать материал к сочинению, учить детей писать сочинение по данному плану.
Коррекционная: Развивать устную и письменную речь учащихся; Обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями о маме,
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к матери.
Оборудование: фотографии мам, рисунки мам, рабочие материалы для учащихся, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем
Дети: Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжим работать с чудесным миром классики.
Проверка домашнего задания.
– Какое домашнее задание вам было задано.
Правильно! На дом вам было задано прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Детство»
Проверка восприятия.
– Какие события описывает Л. Н. Толстой в своем произведении?
Анализ произведения.
– Как вы думаете, что здесь важнее – описание событий или переживаний мальчика?
– Почему взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
– Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?
– Кто является действующими лицами в этом произведении? Охарактеризуйте их. Определите свое отношение к ним.
– В чем главная мысль рассказа?
Работа по иллюстрации
- Ребята, откройте учебник на стр.117
- Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует. Прочитайте выразительно как Николенька относится к своей матери?
- Скажите, а кто для вас самый дорогой человек? Как вы относитесь к своей маме?
Работа со словарем
-Что означает слово «мама»? -ответы детей
Хорошо! А теперь давайте обратимся к словарю и посмотрим какое толкование слова «мама» дает нам он.
- 1группа: Найдите толкование слово «мама» в словаре Сергея Ивановича Ожегова
-2 группа; Найдите толкование слово «мама» в словаре Владимира Ивановича Даля
Беседа о маме
-Слово «мама» часто встречается в устном народном творчестве (песнях, пословицах)
-Какие пословицы о матери вы знаете? Составьте по 2 пословицы. (Ребята делятся на группы)
- Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет. Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.
- Давайте познакомимся с этими замечательными произведениями о матери.
а) Прочитайте текст о маме Зои Ивановны Воскресенской.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.
У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.
И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская)
- Дети, какие слова автор использует для описания мамы? Подчеркните их.
б) Прочитайте стихи Татьяны Андреевны Шорыгиной, посвящённые маме.
Будто бирюза – мамины глаза,
Ясные и чистые, добрые, лучистые.
Словно звёздочки горят,
Озаряя всё вокруг,
И со мною говорят:
Мама – мой любимый друг!
Рядом с мамой мне светло,
И уютно, и тепло.
- Какие прилагательные использует автор для описания маминых рук? Подчеркните эти прилагательные .
в)Руки мамочки моей –
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Столько в них любви и силы!
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют –
Руки мамы всё умеют.
( Т.А. Шорыгина)
-Что мы узнали о руках мамы из этого стихотворения? Подчеркните глаголы.
-И прочтем еще одно стихотворение о маме Татьяны Курбатовой
г)Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей.
Как я люблю её тёплые руки,
Тихого голоса нежные звуки.
С мамой и солнце нам светит сильней,
Холодно в мире без мамы моей.
Кто пожалеет, и кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы заболеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
-Как описывает свою маму Т. Курбатова? Подчеркните понравившиеся слова и выражения.
Ребята, как вы можете описать свою маму?
- Чтобы вам легче было составить сочинение о маме, давайте составим план.
Творческая работа.
– Попробуйте по плану составить рассказ о своей маме. Запишите свой рассказ в тетрадь по чтению.
- Опорными словами вам могут послужить слова, которые вы подчеркнули в произведениях.