IV. Развитие умений. Все слова, которые есть в языке образуют его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ. (слайд 4.) ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что нужно делать, чтобы обогатить свою речь? Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему? - Полезное ли это дело – чтение словарей? - Давайте узнаем мнение одного французского поэта Теофиль Готье (слайд 5) Упр. 109 с.102 – чтение вслух. -Какова его основная мысль? Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. -Давайте запишем это предложение. Выделите основу, найдите имена существительные, дайте характеристику данному предложению, составьте схему предложения. - Найдите предложение, которое будет соответствовать данной схеме? Что мы хотим выразить данной интонацией? - Что означает цифра 3 над словом? Выполните морфологический разбор слова (1в – поэт, 2в – у писателя) Работа со словарями. Исследовательская работа. (используется документ – камера). -Какие вы знаете словари? Словари бывают толковые. Почему их так назвали? Во все словарях слова записаны в алфавитном порядке, к словам дана словарная статья. А) поиск слова книголюб (с.278), кнопка– Вывод. Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными. (Слайд 6) Приведите примеры многозначных слов. Ключ – понятие омонимы- если слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. (слайд 7 – 13) Б) Воин, солдат – понятие синонимы – слова, которые пишутся по разному, но имеют одинаковое значение. (14) Благодаря словарю синонимов можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной выразительной. -Когда обратимся к словарю синонимов? Война - мир – понятие антонимы – слова, которые имеют противоположное значение. -Когда обратимся к словарю антонимов? (15) 3. Физминутка. Игра «Топай –хлопай!» - Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы-хлопаете…… Весёлый –радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ. 4.Упр. 110 (устно) Что обозначают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? Составьте предложение по картине со словом гроза в переносном значении чего- нибудь внушающего сильный страх. Как называются слова, которые пишутся одинаково и имеют несколько значений? Упр. 113 (выборочное списывание) – самостоятельная работа. |