kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное. Многозначные слова, синонимы, омонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятиями "многозначные слова", "омонимы", синонимы и антонимы. Учатся распознавать их, знакомятся со словарями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Многозначные слова, синонимы, омонимы.1»

Урок русского языка в 4 классе

Тема раздела: Имя существительное. Многозначные слова, синонимы, омонимы.

ЦЕЛИ урока:

образовательные: помочь в формировании понятия «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова»; использования их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки чтения.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Планируемые УУД:  

Познавательные УУД: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы. обобщать и классифицировать по признакам. ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в иллюстрации

Регулятивные УУД: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты: развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.

Оборудование: медиапроектор, документ-камера, ноутбук, интерактивная доска, словари, карточки словарных слов, тесты.


Ход урока

Ι. Организационный момент.

(Слайд 1).

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас, - означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…

-Какие бывают слова?

-А где же живут слова?

II.Актуализация знаний.

1. Чистописание.

–Какую задачу поставите на данный момент? (написать чисто, соблюдая высоту букв, правильно выполнять соединения).

Сл сл ов ос

Слово словечко словарь словарик пословица

– Разберите слова по составу

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

-Что ещё заметили? - Что такое имя существительное? (рассказывают правило)

2. Составление предложений. Групповая работа.

-Составьте предложения с одним из данных слов, чтобы оно соответствовало схеме

( Группам даются схемы предложений: простое предложение, простое предложение с однородными подлежащими, простое предложение с однородными сказуемыми, сложное предложение, предложения с прямой речью).

-Справились вы с этим заданием? Оцените работу своей группы.

3. Словарная работа. У каждого слово есть значение, угадайте слово по значению и запишите его.

– сооружение в виде ступенек для подъема и спуска;

- ягода как малина только синего-черного цвета

- офицерское звание, командир судна;

- письменная школьная работа, где вы излагаете свои мысли;

-правда;

-длинный проход, соединяющий части здания;

-драгоценный камень.

-Назовите слова. (Лестница, ежевика , капитан, сочинение, истина, коридор, алмаз).


III. Формулирование темы, проблемы.

- Соберите первые буквы данных слов. Какое слово получили? Что обозначает данное слово? (Лексика)

- Взгляните на слова и сформулируйте тему урока: Лето-зима, солдат-воин, ключ, колокольчик. (картинки).

-Так о чем будем говорить на уроке? (Слайд 3.)


IV. Развитие умений.

Все слова, которые есть в языке образуют его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ. (слайд 4.)

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что нужно делать, чтобы обогатить свою речь?

Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?

- Полезное ли это дело – чтение словарей?

- Давайте узнаем мнение одного французского поэта Теофиль Готье (слайд 5)

Упр. 109 с.102 – чтение вслух.

-Какова его основная мысль?

Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

-Давайте запишем это предложение. Выделите основу, найдите имена существительные, дайте характеристику данному предложению, составьте схему предложения.

- Найдите предложение, которое будет соответствовать данной схеме? Что мы хотим выразить данной интонацией?

- Что означает цифра 3 над словом? Выполните морфологический разбор слова (1в – поэт, 2в – у писателя)

Работа со словарями. Исследовательская работа. (используется документ – камера).

-Какие вы знаете словари? Словари бывают толковые. Почему их так назвали? Во все словарях слова записаны в алфавитном порядке, к словам дана словарная статья.

А) поиск слова книголюб (с.278), кнопка–

Вывод. Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными. (Слайд 6)

Приведите примеры многозначных слов.

Ключ – понятие омонимы- если слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

(слайд 7 – 13)

Б) Воин, солдат – понятие синонимы – слова, которые пишутся по разному, но имеют одинаковое значение. (14)

Благодаря словарю синонимов можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной выразительной.

-Когда обратимся к словарю синонимов?


Война - мир – понятие антонимы – слова, которые имеют противоположное значение.

-Когда обратимся к словарю антонимов? (15)

3. Физминутка. Игра «Топай –хлопай!»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы-хлопаете……

Весёлый –радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ.

4.Упр. 110 (устно) Что обозначают цифры 1 и 2 в словарной статье?

В каком значении может употребляться это существительное?

Составьте предложение по картине со словом гроза в переносном значении чего- нибудь внушающего сильный страх.

Как называются слова, которые пишутся одинаково и имеют несколько значений?


Упр. 113 (выборочное списывание) – самостоятельная работа.

V. Закрепление.

1. а) Игра «Угадай словарь».

А). "Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов". Его назначение. (Толковый словарь).

Б). "Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". Его назначение. (Словарь синонимов).

В). "Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Слайд 13 - по очереди). Его назначение. (Словарь антонимов).

б) «Из какого словаря словарная статья?»

1) Статья, доклад; Жилище, дом , квартира, пристанище, жилплощадь, приют, угол, гнездо, крыша, кров, нора; (синонимический. Какие слова называются синонимы?)

2) Жилище- помещение для жилья ( толковый )

3) Друг- враг ( словарь антонимов ) Что такое антонимы?

2. Парная работа.

1)Найдите синонимы и запишите их парами.

Метель, распорядок, отметка, лентяй, дом, черта.

Здание, азбука, оценка, пламя, вьюга, режим, линия, лодырь.

2) Выпишите антонимы.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Каково начало, таков и конец.

Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

(Проверка).


Тест.

1. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав – это ...

А). Лексика;

Б). Фонетика;

В). Орфография;

Г). Морфология.

2. Словарь, по которому можно узнать лексическое значение слова:

А). Орфографический;

Б). Фразеологический;

В). Толковый;

Г). Иностранных слов.

3. Какое слово является многозначным?

А). учебник;

Б). рюкзак;

В). обложка;

Г). ручка.

4. Словарь, который поможет избежать повторов:

А). Синонимов;

Б). Антонимов;

В). Толковый;

Г). Омонимов.

5. Какая из пар слов – синонимы?

А). пруд – прут;

Б). победа – поражение;

В). Роза – роза;

Г). финал – конец.

6. Словарь, который поможет подобрать противоположное слово:

А). Синонимов;

Б). Антонимов;

В). Толковый;

Г). Омонимов.

7. Укажите пару антонимов:

А). пруд – прут;

Б). победа – поражение;

В). Роза – роза;

Г). финал – конец.

IV. Итог урока. Рефлексия.

О чем говорили на уроке?

-Так нужно ли читать словари? Почему?

V. Домашнее задание. Составить страничку для проекта.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя существительное. Многозначные слова, синонимы, омонимы.

Автор: Гафарова Лилия Салиховна

Дата: 18.07.2018

Номер свидетельства: 475116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Лексика.Однозначные и многозначные слова "
    ["seo_title"] => string(48) "lieksika-odnoznachnyie-i-mnoghoznachnyie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "182101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425465104"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ "
    ["seo_title"] => string(31) "imia-dwaegsushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "203887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429553324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Лексика. Имя существительное"
    ["seo_title"] => string(32) "lieksikaimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "327256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463409571"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoie-planirovaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "110211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405692444"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства