Русский язык 2 класс
Тема. Имя прилагательное как часть речи.
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определённой орфограммой, устанавливать аналогии.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Словарная работа.
Картинный диктант. Дети записывают слова, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную.
Тарелка, лягушка, малина, сапог, обезьяна, топор, лопата, снегирь, коньки.
Минутка каллиграфии.
Слова на доске:
сла..кий, улы..ка, зв..нок, сосе..ка, душ..стый, ука..ка, пиро.. .
- Запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните.
- Найдите и подчеркните имена существительные.
- Назовите одушевлённые имена существительные.
- Какое имя существительное состоит из трёх слогов?
- Угадайте, о каком слове идёт речь.
Это не имя существительное, его антоним – горький. (сладкий)
- Что может быть сладким?
Самоопределение к деятельности.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что обозначают? (сладкий – вкус, душистый - запах)
Это признаки предметов.
- Какой частью речи являются?
- На какой вопрос мы должны ответить? (Какой частью речи являются слова, обозначающие признаки предметов - сладкий, душистый?)
- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник на с. 86
Работа по теме урока
Упр. 148 с.86.
- Прочитайте задание.
- Признаки, каких предметов могут обозначать эти слова?
- На какие вопросы они отвечают?
- Запишите самостоятельно, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.
- Какие слова вы написали?
- Прочитайте слова тётушки Совы.
- Что обозначают слова?
- На какие вопросы отвечают?
- Как называются такие слова? (имя прилагательное)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стул,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
- О каких словах рассказывает поэт?
- Так скажите: какой частью речи являются слова душистый и сладкий?
- Докажите.
Физкультминутка
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу мы прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь, Будто наш упругий мяч.
Снова вышли на парад.
«Постреляли» мы глазами (Двигать глазами вправо-влево для профилактики нарушения зрения)
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора!
Проблемный вопрос
- Зачем в речи нужны имена прилагательные?
Давайте с вами попробуем выяснить.
Светит солнце.
- О чем это предложение? (о солнце)
- А вот ещё одно предложение.
Светит ласковое яркое солнце.
- О чем оно? (о солнце)
- Можно ли считать эти предложения одинаковыми?
- Что же отличает первое предложение от второго? (наличие прилагательных)
- Какую роль в предложении сыграли эти прилагательные? (Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.)
- Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
- Посмотрите еще на два рисунка расскажите, что видите? (красное яблоко, зеленое яблоко)
- Кто догадался, для чего ещё нужны прилагательные в нашей жизни? (имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.)
Продолжение работы по теме урока
Упр. 150 с.86 (работа в паре)
- Докажите, что выделенные слова это имена прилагательные. С какими именами существительными они связаны по смыслу?
- Запишите словосочетания. От имён существительных поставьте вопрос к именам прилагательным.
Взаимопроверка.
Рефлексия.
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его, вас оценить,
Но прилагательными только.
Каким он был?
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть плохим,
Совсем ненужным. Бесполезным….
Иль поучительным…? Каким?
Подведение итогов урока
- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают?