kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования понятия об имени прилагательном как самостоятельной части речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»

Тема урока: «Что такое имя прилагательное»

Класс: 2

Цель урока: создание условий для формирования понятий об имени прилагательном как самостоятельной частью речи

Задачи урока:

1.Формировать знания об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего служит в речи; формировать умения работать по алгоритму.

2. Развивать аналитико-синтетические умения при изучении имени прилагательного, правильно и осознанно употреблять их в речи, совершенствовать навык самостоятельной деятельности, самопроверки и взаимопроверки.

3. Воспитывать у учащихся уважение к слову как источнику точности; культуру общения, чувство товарищества и взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению одноклассников при работе в парах


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I.Мотивирование к учебной деятельности (1 мин)


Мотивация учащихся. Создание положительной атмосферы.

Словесный(Беседа)

Наглядный(Просмотр

портретов)

Приемы: организационный, логический

Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

-А сейчас соедините с соседом по парте ладони, показывая, что вы с хорошим настроением готовы дружно работать на уроке. Садитесь.

-Наш урок хочется начать с высказывания русского писателя Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

-Как вы понимаете его?

Русский язык – великая тайна, мудрость народа, созданная на протяжении столетий. Поэтому его надо ценить, как свою жизнь, беречь, знать как свою веру и Родину.

Знакомство со значением слова Лингвисты(мотивация учебной деятельности)

-А помогают сделать таким язык ученые-языковеды, которых называют лингвистами. И перед вами портреты известных ученых –лингвистов, которые занимались изучением русского языка и сделали много интересных открытий.

-Вот и сегодня мы с вами побудем в роли юных исследователей –ученых.

-У каждого из вас на столах лежит карточка исследователя, где вы на каждом этапе урока будете оценивать свою работу.

Карточка-исследования



Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебную деятельность.

Ф

Слайд презентации, карточка-исследователя

беседа








П:поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р:планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (1 мин)

Актуализация опорных знаний

Словесный(Беседа)

Работа со слайдом

-Ребята, а какой сейчас месяц? (февраль)

- К какому времени года относится этот месяц?( к зиме)

- А какие еще месяцы относятся к зиме? (декабрь, январь)

-Как можно назвать их одним словом? (зимние)

На слайде появляются слова : декабрь, январь, февраль, зима, зимние .

-Посмотрите внимательно на слова, как вы думаете, какое лишнее? (зимние)

-Почему? (декабрь, январь, февраль, зима- существительные, а к какой части речи относится слово «зимнее», мы не знаем.)


Отвечают на вопросы учителя


Ф

Слайд презентации

Беседа






П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

III.Выявление места и причины затруднения(2 мин)

Формулирование темы, цели и задач урока учащимися.

Словесный(беседа.)Практический (работа с анаграммой)

-Посмотрите внимательно на слова, как вы думаете, какое лишнее? (зимнее)

- Слово зимние оказалось лишним.

- Почему?( декабрь, январь, февраль, зима- существительные, а к какой части речи относится слово «зимнее», мы не знаем.)


- Перед нами возникла ПРОБЛЕМА, нужно узнать, как же называется данная часть речи. Ее название вы найдете в заглавных буквах анаграммы.

рПоРсИдЛгАдГьАмТлЕфЛщЬзНиОйЕ

- Кто же догадался, с какой частью речи нам предстоит познакомиться?

-Верно, тема нашего урока так и звучит « Имя прилагательное»,.

-Какая ЦЕЛЬ нашего урока? (Вывести правило, что такое прилагательные, уметь подбирать их и использовать в речи…..)


Формулируют тему, цель урока. Фиксируют затруднение.


Ф,И

Слайд презентации

Беседа

Анаграмма

















П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

IV.Построение проекта выхода из затруднения (1мин)


Формулировнаие плана учебного занятия

Словесный(беседа)

Практический(создание плана)

Исходя из цели , подумайте и определите план занятия.

1)Вывести правило;

2)Сверить выведенное правило с учебником;

3) Применить правило на практике;

-Отлично , вот мы и составили план нашего исследования.

Составляют план работы.


Ф








Слайд презентации

Беседа

Составление плана








П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

V. Реализация построенного проекта.

(7 м)


Формировать знания об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего служит в речи;

Словесный(Беседа).

Практический (идндивидуальное, групповое и парное выполнение практических заданий)













1.Исследовательская деятельность учащихся

- Что же для юных ученых будет объектом исследования? (имя прилагательное) Вы сами составите правило о новой части речи . Каждый из вас получает план исследования, который поможет узнать, что же такое имя прилагательное.

Алгоритм исследования:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ:

- что обозначает

-на какие вопросы отвечает

-какую роль играет в предложении


Итак, начнем первый этап нашего исследования. Что же мы должны узнать? ( Что обозначает имя прилагательное)

Работа в парах. (Фронтальная работа)

-А сейчас мы выполним очень сложное задание.

Посмотрите на слайд, что вы видите ? (слова)

Красное, зелёное, желтое, сладкое, сочное, кислое, круглое, продолговатое.

-Признаками какого предмета могут быть эти слова? (яблоко)

-Как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти слова? Подумаем вместе. (цвет, форма(размер), вкус)

-Верно, кто может назвать слова, которые характеризовали бы цвет яблока…вкус…. форму или размер.

- Какой можно сделать вывод? Что обозначают прилагательные? (Прилагательные обозначают признак предмета по цвету, вкусу, форме)


2. Начнем второй этап исследования. Обратимся к алгоритму – исследователя. Что мы должны узнать? (на какие вопросы отвечает имя прилагательное )


Работа в группах.

-А для этого разделимся на две группы по цвету фигуры. Вспомним правила поведения в группах.(культура поведения, умение слушать,слышать друг друга и др.)

Выберем руководителя каждой группы.

-Первая группа будет работать у интерактивной доски. Вам необходимо найти в предложенных словах пару ,Cоединить стрелкой, поставить вопросы и объяснить почему.

язык

прекрасное

мысли

родной

будущее

светлые

речь

грамотная


-Вторая группа будет работать у интерактивной панели: допишет окончания у каждого словосочетания.

Сердце золот…, руки золот…., лист золот…., пшеница золот…


Взаимопроверка

А теперь давайте послушаем лингвистов 1 группы.

- Почему именно так они сгруппировали слова?

2 группа хлопните в ладоши 1 раз, если 1 группа выполнила задание правильно. Почему именно так выполнили задание?

-Проверим при помощи документ камеры ,правильно ли выполнили задание лингвисты 2 группы , если да, то хлопните в ладоши.

-Какой вывод сделаем по проделанной работе?

-Молодцы, я рада, что это работа не вызвала у вас затруднения.

Микровывод учитель……Итак,…….


Определение роли прилагательных в предложении.

3. Продолжим третий этап исследования.

Обратимся к алгоритму – исследователя . Что мы должны узнать? (роль прилагательных на письме и в речи)

-Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (зима) Следующее задание будет связанно именно с этим временем года.

-Посмотрите на слайд. Перед вами два текста. Прочитайте их и САМОСТОЯТЕЛЬНО попытайтесь определить какой текст точнее.


Наступила зима Наступила холодная зима

Выпал снег Выпал пушистый снег

-Чем отличаются эти предложения?

-Какой текст интереснее? (Второй.)

-Почему? Там есть прилагательные: холодная, пушистый, сильные, широкая.

-Сделаем вывод. Для чего нужны прилагательные ?(Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной, точной.)


-А теперь , на основе проделанной работы сделаем общий вывод нашего исследования. Что же такое прилагательное?

-Сверим с определение в учебнике.

Какое определение обширнее? (выведенное нами) Почему?

-Ребята, а вы знаете, почему прилагательные так называются?

Возьмите свои листы самооценки и напротив этого задания поставьте + в соответствующей колонке.

Физминутка

-Поиграем в игру. Встаньте из-за парт. Если я произнесу имя прилагательные - вы поднимете руки вверх, если нет-шагаете на месте..

Учитель произносит слова: огонь, делать, оловянный, костер, нежный, горячий, ветер, дружба, вечный, сердце.


Работают с интерактивной доской и панелью.

Работают в группах и парах. Осуществляют взаимооценку.

Используют документ-камеру.















Ф,П,Г,И

Слайд презентации, карточка-исследователя, интерактивная доска и интерактивная панель. Документ-камера.





















Беседа,

Практическая работа у интерактивной доски и интерактивной панели

Знать: на какие вопросы отвечает имя прилагательное, что обозначает, какую роль играет в предложении


П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


VI.Закрепление полученного материала ( 2 мин)

Применение выявленного правила на практике

Словесный (беседа)

Практический(выполнение практических заданий в парах, самостоятельная работа)

1)Игра «Снеговик»

-Задание выполним с соседом по парте.

-У вас на столах лежат карточки круглой формы, посередине которых написаны существительные, от которых нужно образовать прилагательные. 1 вариант выйдет с фигурами и расположит их на доске вертикально от меньшего к большему.

Мороз__________

Соль____________

Сахар___________

(Ответ:морозная,морозное ,морозный.

солёная,солёный,солёное

сахарная,сахарный,сахарное


Проверим, какие прилагательные образовались от первого слова? …


-Молодцы, я рада, что это задание не вызвало у вас затруднений.


Творческая работа. Разноуровневые задания

-У вас на столах лежат карточки двух цветов: красного и синего. Если тему урока вы усвоили без труда, то выберите синюю карточку. Если испытываете затруднения-красную

Красная карточка.

Придумайте к прилагательным имена сущ. Подходящие по смыслу.


Заснеженный ___________________, дождевые ______________________________,

купленное _________________________, воздушный____________________________,


Синяя карточка

Придумайте и вставьте в предложения имена прилагательные .

Высоко в _____ небе застыли __________ облака. _____ тени лежат на сугробах. Вот с вершины _____ дерева упала и рассыпалась шапка.

Выполняют задание в парах: образуют прилагательные от существительного, выполняют самостоятельную работу.



П,И

Слайд презентации, фигуры круглой формы, карточка –исследователя, карточки с разноуровневыми заданиями

Практическая работа в парах, самостоятельная работа по карточкам.

Знать: на какие вопросы отвечает имя прилагательное, что обозначает, какую роль играет в предложении


П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

VII.Итог урока


(1 мин)

Подведение итогов. Самооценка деятельности.

Словесный(Катехизическая беседа)

Вот и подошло к концу наше исследование.

-Что нового вы узнали на уроке?

-С какой частью речи познакомились?

-Что такое прилагательное?

-Хлопните в ладоши, если мы достигли поставленной в начале урока цели.

Рефлексия: Возьмите лист самооценки и поставьте в последней строчке себе оценку за урок в соответствующей колонке . Поднимите их и покажите. А сегодня на уроке я поставлю «5»….

И хочу закончить наш урок словами И.С Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием


Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Карточки-исследователя.


Беседа


П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное

Автор: Скотникова Надежда Ивановна

Дата: 20.08.2021

Номер свидетельства: 585527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное» (открытый урок) "
    ["seo_title"] => string(88) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "149502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420213492"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок обобщение по теме: « Имя прилагательное как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "192593"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427475149"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-upotrieblieniie-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "232060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442742964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства