I.Мотивирование к учебной деятельности (1 мин) | Мотивация учащихся. Создание положительной атмосферы. | Словесный(Беседа) Наглядный(Просмотр портретов) Приемы: организационный, логический | Приветствие -Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. -А сейчас соедините с соседом по парте ладони, показывая, что вы с хорошим настроением готовы дружно работать на уроке. Садитесь. -Наш урок хочется начать с высказывания русского писателя Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». -Как вы понимаете его? Русский язык – великая тайна, мудрость народа, созданная на протяжении столетий. Поэтому его надо ценить, как свою жизнь, беречь, знать как свою веру и Родину. Знакомство со значением слова Лингвисты(мотивация учебной деятельности) -А помогают сделать таким язык ученые-языковеды, которых называют лингвистами. И перед вами портреты известных ученых –лингвистов, которые занимались изучением русского языка и сделали много интересных открытий. -Вот и сегодня мы с вами побудем в роли юных исследователей –ученых. -У каждого из вас на столах лежит карточка исследователя, где вы на каждом этапе урока будете оценивать свою работу. Карточка-исследования | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. | Ф | Слайд презентации, карточка-исследователя | беседа | | П:поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р:планировать собственную деятельность при выполнении заданий К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (1 мин) | Актуализация опорных знаний | Словесный(Беседа) | Работа со слайдом -Ребята, а какой сейчас месяц? (февраль) - К какому времени года относится этот месяц?( к зиме) - А какие еще месяцы относятся к зиме? (декабрь, январь) -Как можно назвать их одним словом? (зимние) На слайде появляются слова : декабрь, январь, февраль, зима, зимние . -Посмотрите внимательно на слова, как вы думаете, какое лишнее? (зимние) -Почему? (декабрь, январь, февраль, зима- существительные, а к какой части речи относится слово «зимнее», мы не знаем.) | Отвечают на вопросы учителя | Ф | Слайд презентации | Беседа | | П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
III.Выявление места и причины затруднения(2 мин) | Формулирование темы, цели и задач урока учащимися. | Словесный(беседа.)Практический (работа с анаграммой) | -Посмотрите внимательно на слова, как вы думаете, какое лишнее? (зимнее) - Слово зимние оказалось лишним. - Почему?( декабрь, январь, февраль, зима- существительные, а к какой части речи относится слово «зимнее», мы не знаем.) - Перед нами возникла ПРОБЛЕМА, нужно узнать, как же называется данная часть речи. Ее название вы найдете в заглавных буквах анаграммы. рПоРсИдЛгАдГьАмТлЕфЛщЬзНиОйЕ - Кто же догадался, с какой частью речи нам предстоит познакомиться? -Верно, тема нашего урока так и звучит « Имя прилагательное»,. -Какая ЦЕЛЬ нашего урока? (Вывести правило, что такое прилагательные, уметь подбирать их и использовать в речи…..) | Формулируют тему, цель урока. Фиксируют затруднение. | Ф,И | Слайд презентации | Беседа Анаграмма | | П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
V. Реализация построенного проекта. (7 м) | Формировать знания об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего служит в речи; | Словесный(Беседа). Практический (идндивидуальное, групповое и парное выполнение практических заданий) | 1.Исследовательская деятельность учащихся - Что же для юных ученых будет объектом исследования? (имя прилагательное) Вы сами составите правило о новой части речи . Каждый из вас получает план исследования, который поможет узнать, что же такое имя прилагательное. Алгоритм исследования: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: - что обозначает -на какие вопросы отвечает -какую роль играет в предложении Итак, начнем первый этап нашего исследования. Что же мы должны узнать? ( Что обозначает имя прилагательное) Работа в парах. (Фронтальная работа) -А сейчас мы выполним очень сложное задание. Посмотрите на слайд, что вы видите ? (слова) Красное, зелёное, желтое, сладкое, сочное, кислое, круглое, продолговатое. -Признаками какого предмета могут быть эти слова? (яблоко) -Как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти слова? Подумаем вместе. (цвет, форма(размер), вкус) -Верно, кто может назвать слова, которые характеризовали бы цвет яблока…вкус…. форму или размер. - Какой можно сделать вывод? Что обозначают прилагательные? (Прилагательные обозначают признак предмета по цвету, вкусу, форме) 2. Начнем второй этап исследования. Обратимся к алгоритму – исследователя. Что мы должны узнать? (на какие вопросы отвечает имя прилагательное ) Работа в группах. -А для этого разделимся на две группы по цвету фигуры. Вспомним правила поведения в группах.(культура поведения, умение слушать,слышать друг друга и др.) Выберем руководителя каждой группы. -Первая группа будет работать у интерактивной доски. Вам необходимо найти в предложенных словах пару ,Cоединить стрелкой, поставить вопросы и объяснить почему. язык | прекрасное | мысли | родной | будущее | светлые | речь | грамотная | -Вторая группа будет работать у интерактивной панели: допишет окончания у каждого словосочетания. Сердце золот…, руки золот…., лист золот…., пшеница золот… Взаимопроверка А теперь давайте послушаем лингвистов 1 группы. - Почему именно так они сгруппировали слова? 2 группа хлопните в ладоши 1 раз, если 1 группа выполнила задание правильно. Почему именно так выполнили задание? -Проверим при помощи документ камеры ,правильно ли выполнили задание лингвисты 2 группы , если да, то хлопните в ладоши. -Какой вывод сделаем по проделанной работе? -Молодцы, я рада, что это работа не вызвала у вас затруднения. Микровывод учитель……Итак,……. Определение роли прилагательных в предложении. 3. Продолжим третий этап исследования. Обратимся к алгоритму – исследователя . Что мы должны узнать? (роль прилагательных на письме и в речи) -Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (зима) Следующее задание будет связанно именно с этим временем года. -Посмотрите на слайд. Перед вами два текста. Прочитайте их и САМОСТОЯТЕЛЬНО попытайтесь определить какой текст точнее. Наступила зима Наступила холодная зима Выпал снег Выпал пушистый снег -Чем отличаются эти предложения? -Какой текст интереснее? (Второй.) -Почему? Там есть прилагательные: холодная, пушистый, сильные, широкая. -Сделаем вывод. Для чего нужны прилагательные ?(Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной, точной.) -А теперь , на основе проделанной работы сделаем общий вывод нашего исследования. Что же такое прилагательное? -Сверим с определение в учебнике. Какое определение обширнее? (выведенное нами) Почему? -Ребята, а вы знаете, почему прилагательные так называются? Возьмите свои листы самооценки и напротив этого задания поставьте + в соответствующей колонке. Физминутка -Поиграем в игру. Встаньте из-за парт. Если я произнесу имя прилагательные - вы поднимете руки вверх, если нет-шагаете на месте.. Учитель произносит слова: огонь, делать, оловянный, костер, нежный, горячий, ветер, дружба, вечный, сердце. | Работают с интерактивной доской и панелью. Работают в группах и парах. Осуществляют взаимооценку. Используют документ-камеру. | Ф,П,Г,И | Слайд презентации, карточка-исследователя, интерактивная доска и интерактивная панель. Документ-камера. | Беседа, Практическая работа у интерактивной доски и интерактивной панели | Знать: на какие вопросы отвечает имя прилагательное, что обозначает, какую роль играет в предложении | П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
VI.Закрепление полученного материала ( 2 мин) | Применение выявленного правила на практике | Словесный (беседа) Практический(выполнение практических заданий в парах, самостоятельная работа) | 1)Игра «Снеговик» -Задание выполним с соседом по парте. -У вас на столах лежат карточки круглой формы, посередине которых написаны существительные, от которых нужно образовать прилагательные. 1 вариант выйдет с фигурами и расположит их на доске вертикально от меньшего к большему. Мороз__________ Соль____________ Сахар___________ (Ответ:морозная,морозное ,морозный. солёная,солёный,солёное сахарная,сахарный,сахарное Проверим, какие прилагательные образовались от первого слова? … -Молодцы, я рада, что это задание не вызвало у вас затруднений. Творческая работа. Разноуровневые задания -У вас на столах лежат карточки двух цветов: красного и синего. Если тему урока вы усвоили без труда, то выберите синюю карточку. Если испытываете затруднения-красную Красная карточка. Придумайте к прилагательным имена сущ. Подходящие по смыслу. Заснеженный ___________________, дождевые ______________________________, купленное _________________________, воздушный____________________________, Синяя карточка Придумайте и вставьте в предложения имена прилагательные . Высоко в _____ небе застыли __________ облака. _____ тени лежат на сугробах. Вот с вершины _____ дерева упала и рассыпалась шапка. | Выполняют задание в парах: образуют прилагательные от существительного, выполняют самостоятельную работу. | П,И | Слайд презентации, фигуры круглой формы, карточка –исследователя, карточки с разноуровневыми заданиями | Практическая работа в парах, самостоятельная работа по карточкам. | Знать: на какие вопросы отвечает имя прилагательное, что обозначает, какую роль играет в предложении | П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
VII.Итог урока (1 мин) | Подведение итогов. Самооценка деятельности. | Словесный(Катехизическая беседа) | Вот и подошло к концу наше исследование. -Что нового вы узнали на уроке? -С какой частью речи познакомились? -Что такое прилагательное? -Хлопните в ладоши, если мы достигли поставленной в начале урока цели. Рефлексия: Возьмите лист самооценки и поставьте в последней строчке себе оценку за урок в соответствующей колонке . Поднимите их и покажите. А сегодня на уроке я поставлю «5»…. И хочу закончить наш урок словами И.С Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф | Карточки-исследователя. | Беседа | | П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий; Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |