kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования понятия об имени прилагательном как самостоятельной части речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»

Тема урока: «Что такое имя прилагательное»

Класс: 2

Цель урока: создание условий для формирования понятий об имени прилагательном как самостоятельной частью речи

Задачи урока:

1.Формировать знания об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего служит в речи; формировать умения работать по алгоритму.

2. Развивать аналитико-синтетические умения при изучении имени прилагательного, правильно и осознанно употреблять их в речи, совершенствовать навык самостоятельной деятельности, самопроверки и взаимопроверки.

3. Воспитывать у учащихся уважение к слову как источнику точности; культуру общения, чувство товарищества и взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению одноклассников при работе в парах


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I.Мотивирование к учебной деятельности (1 мин)


Мотивация учащихся. Создание положительной атмосферы.

Словесный(Беседа)

Наглядный(Просмотр

портретов)

Приемы: организационный, логический

Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

-А сейчас соедините с соседом по парте ладони, показывая, что вы с хорошим настроением готовы дружно работать на уроке. Садитесь.

-Наш урок хочется начать с высказывания русского писателя Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

-Как вы понимаете его?

Русский язык – великая тайна, мудрость народа, созданная на протяжении столетий. Поэтому его надо ценить, как свою жизнь, беречь, знать как свою веру и Родину.

Знакомство со значением слова Лингвисты(мотивация учебной деятельности)

-А помогают сделать таким язык ученые-языковеды, которых называют лингвистами. И перед вами портреты известных ученых –лингвистов, которые занимались изучением русского языка и сделали много интересных открытий.

-Вот и сегодня мы с вами побудем в роли юных исследователей –ученых.

-У каждого из вас на столах лежит карточка исследователя, где вы на каждом этапе урока будете оценивать свою работу.

Карточка-исследования



Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебную деятельность.

Ф

Слайд презентации, карточка-исследователя

беседа








П:поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р:планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (1 мин)

Актуализация опорных знаний

Словесный(Беседа)

Работа со слайдом

-Ребята, а какой сейчас месяц? (февраль)

- К какому времени года относится этот месяц?( к зиме)

- А какие еще месяцы относятся к зиме? (декабрь, январь)

-Как можно назвать их одним словом? (зимние)

На слайде появляются слова : декабрь, январь, февраль, зима, зимние .

-Посмотрите внимательно на слова, как вы думаете, какое лишнее? (зимние)

-Почему? (декабрь, январь, февраль, зима- существительные, а к какой части речи относится слово «зимнее», мы не знаем.)


Отвечают на вопросы учителя


Ф

Слайд презентации

Беседа






П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

III.Выявление места и причины затруднения(2 мин)

Формулирование темы, цели и задач урока учащимися.

Словесный(беседа.)Практический (работа с анаграммой)

-Посмотрите внимательно на слова, как вы думаете, какое лишнее? (зимнее)

- Слово зимние оказалось лишним.

- Почему?( декабрь, январь, февраль, зима- существительные, а к какой части речи относится слово «зимнее», мы не знаем.)


- Перед нами возникла ПРОБЛЕМА, нужно узнать, как же называется данная часть речи. Ее название вы найдете в заглавных буквах анаграммы.

рПоРсИдЛгАдГьАмТлЕфЛщЬзНиОйЕ

- Кто же догадался, с какой частью речи нам предстоит познакомиться?

-Верно, тема нашего урока так и звучит « Имя прилагательное»,.

-Какая ЦЕЛЬ нашего урока? (Вывести правило, что такое прилагательные, уметь подбирать их и использовать в речи…..)


Формулируют тему, цель урока. Фиксируют затруднение.


Ф,И

Слайд презентации

Беседа

Анаграмма

















П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

IV.Построение проекта выхода из затруднения (1мин)


Формулировнаие плана учебного занятия

Словесный(беседа)

Практический(создание плана)

Исходя из цели , подумайте и определите план занятия.

1)Вывести правило;

2)Сверить выведенное правило с учебником;

3) Применить правило на практике;

-Отлично , вот мы и составили план нашего исследования.

Составляют план работы.


Ф








Слайд презентации

Беседа

Составление плана








П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

V. Реализация построенного проекта.

(7 м)


Формировать знания об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего служит в речи;

Словесный(Беседа).

Практический (идндивидуальное, групповое и парное выполнение практических заданий)













1.Исследовательская деятельность учащихся

- Что же для юных ученых будет объектом исследования? (имя прилагательное) Вы сами составите правило о новой части речи . Каждый из вас получает план исследования, который поможет узнать, что же такое имя прилагательное.

Алгоритм исследования:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ:

- что обозначает

-на какие вопросы отвечает

-какую роль играет в предложении


Итак, начнем первый этап нашего исследования. Что же мы должны узнать? ( Что обозначает имя прилагательное)

Работа в парах. (Фронтальная работа)

-А сейчас мы выполним очень сложное задание.

Посмотрите на слайд, что вы видите ? (слова)

Красное, зелёное, желтое, сладкое, сочное, кислое, круглое, продолговатое.

-Признаками какого предмета могут быть эти слова? (яблоко)

-Как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти слова? Подумаем вместе. (цвет, форма(размер), вкус)

-Верно, кто может назвать слова, которые характеризовали бы цвет яблока…вкус…. форму или размер.

- Какой можно сделать вывод? Что обозначают прилагательные? (Прилагательные обозначают признак предмета по цвету, вкусу, форме)


2. Начнем второй этап исследования. Обратимся к алгоритму – исследователя. Что мы должны узнать? (на какие вопросы отвечает имя прилагательное )


Работа в группах.

-А для этого разделимся на две группы по цвету фигуры. Вспомним правила поведения в группах.(культура поведения, умение слушать,слышать друг друга и др.)

Выберем руководителя каждой группы.

-Первая группа будет работать у интерактивной доски. Вам необходимо найти в предложенных словах пару ,Cоединить стрелкой, поставить вопросы и объяснить почему.

язык

прекрасное

мысли

родной

будущее

светлые

речь

грамотная


-Вторая группа будет работать у интерактивной панели: допишет окончания у каждого словосочетания.

Сердце золот…, руки золот…., лист золот…., пшеница золот…


Взаимопроверка

А теперь давайте послушаем лингвистов 1 группы.

- Почему именно так они сгруппировали слова?

2 группа хлопните в ладоши 1 раз, если 1 группа выполнила задание правильно. Почему именно так выполнили задание?

-Проверим при помощи документ камеры ,правильно ли выполнили задание лингвисты 2 группы , если да, то хлопните в ладоши.

-Какой вывод сделаем по проделанной работе?

-Молодцы, я рада, что это работа не вызвала у вас затруднения.

Микровывод учитель……Итак,…….


Определение роли прилагательных в предложении.

3. Продолжим третий этап исследования.

Обратимся к алгоритму – исследователя . Что мы должны узнать? (роль прилагательных на письме и в речи)

-Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (зима) Следующее задание будет связанно именно с этим временем года.

-Посмотрите на слайд. Перед вами два текста. Прочитайте их и САМОСТОЯТЕЛЬНО попытайтесь определить какой текст точнее.


Наступила зима Наступила холодная зима

Выпал снег Выпал пушистый снег

-Чем отличаются эти предложения?

-Какой текст интереснее? (Второй.)

-Почему? Там есть прилагательные: холодная, пушистый, сильные, широкая.

-Сделаем вывод. Для чего нужны прилагательные ?(Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной, точной.)


-А теперь , на основе проделанной работы сделаем общий вывод нашего исследования. Что же такое прилагательное?

-Сверим с определение в учебнике.

Какое определение обширнее? (выведенное нами) Почему?

-Ребята, а вы знаете, почему прилагательные так называются?

Возьмите свои листы самооценки и напротив этого задания поставьте + в соответствующей колонке.

Физминутка

-Поиграем в игру. Встаньте из-за парт. Если я произнесу имя прилагательные - вы поднимете руки вверх, если нет-шагаете на месте..

Учитель произносит слова: огонь, делать, оловянный, костер, нежный, горячий, ветер, дружба, вечный, сердце.


Работают с интерактивной доской и панелью.

Работают в группах и парах. Осуществляют взаимооценку.

Используют документ-камеру.















Ф,П,Г,И

Слайд презентации, карточка-исследователя, интерактивная доска и интерактивная панель. Документ-камера.





















Беседа,

Практическая работа у интерактивной доски и интерактивной панели

Знать: на какие вопросы отвечает имя прилагательное, что обозначает, какую роль играет в предложении


П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


VI.Закрепление полученного материала ( 2 мин)

Применение выявленного правила на практике

Словесный (беседа)

Практический(выполнение практических заданий в парах, самостоятельная работа)

1)Игра «Снеговик»

-Задание выполним с соседом по парте.

-У вас на столах лежат карточки круглой формы, посередине которых написаны существительные, от которых нужно образовать прилагательные. 1 вариант выйдет с фигурами и расположит их на доске вертикально от меньшего к большему.

Мороз__________

Соль____________

Сахар___________

(Ответ:морозная,морозное ,морозный.

солёная,солёный,солёное

сахарная,сахарный,сахарное


Проверим, какие прилагательные образовались от первого слова? …


-Молодцы, я рада, что это задание не вызвало у вас затруднений.


Творческая работа. Разноуровневые задания

-У вас на столах лежат карточки двух цветов: красного и синего. Если тему урока вы усвоили без труда, то выберите синюю карточку. Если испытываете затруднения-красную

Красная карточка.

Придумайте к прилагательным имена сущ. Подходящие по смыслу.


Заснеженный ___________________, дождевые ______________________________,

купленное _________________________, воздушный____________________________,


Синяя карточка

Придумайте и вставьте в предложения имена прилагательные .

Высоко в _____ небе застыли __________ облака. _____ тени лежат на сугробах. Вот с вершины _____ дерева упала и рассыпалась шапка.

Выполняют задание в парах: образуют прилагательные от существительного, выполняют самостоятельную работу.



П,И

Слайд презентации, фигуры круглой формы, карточка –исследователя, карточки с разноуровневыми заданиями

Практическая работа в парах, самостоятельная работа по карточкам.

Знать: на какие вопросы отвечает имя прилагательное, что обозначает, какую роль играет в предложении


П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

VII.Итог урока


(1 мин)

Подведение итогов. Самооценка деятельности.

Словесный(Катехизическая беседа)

Вот и подошло к концу наше исследование.

-Что нового вы узнали на уроке?

-С какой частью речи познакомились?

-Что такое прилагательное?

-Хлопните в ладоши, если мы достигли поставленной в начале урока цели.

Рефлексия: Возьмите лист самооценки и поставьте в последней строчке себе оценку за урок в соответствующей колонке . Поднимите их и покажите. А сегодня на уроке я поставлю «5»….

И хочу закончить наш урок словами И.С Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием


Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Карточки-исследователя.


Беседа


П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Р: планировать собственную деятельность при выполнении заданий

К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное

Автор: Скотникова Надежда Ивановна

Дата: 20.08.2021

Номер свидетельства: 585527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок обобщение по теме: « Имя прилагательное как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "192593"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427475149"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-upotrieblieniie-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "232060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442742964"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное» (открытый урок) "
    ["seo_title"] => string(88) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "149502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420213492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства