Тема : Именительный и винительный падежи имён прилагательных.
Задачи урока:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падеж6ных окончаний, проверять правильность написанного.
Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах.
Составлять предложения, употребляя в них имена прилагательные в именительном и винительном падежах.
Оцеивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
• определять падежные окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах;
• обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;
• проверять правильность написания безударного падежного окончания имён прилагательных.
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• обобщать, делать выводы на основе анализа схем;
• строить монологическое высказывание;
• обосновывать своё мнение;
• выслушивать и оценивать мнение одноклассников;
• оценивать результаты своей работы.
Личностные:
• осознавать ценность и значимость родного языка.
Ход урока:
Организационный момент
-На уроке не зевай ,
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель:- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (зима)
- Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима?
”Холодная и снежная”
“Красивая, пушистая и белоснежная!”А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
- Ребята, а вы любите зиму? За что?
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки,
И если всё получится у вас, то в конце урока мы принесём нашей зиме настоящую метель.
III. Каллиграфическая минутка
Учитель:- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И».
- Отгадали. Какая это буква?
- Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».
«пальчики здороваются»
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Привет! (прикосновение всей ладонью)
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло, хорошую энергию. Улыбнитесь другу другу ! А теперь за работу!
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.
Зз
зима зимний зимняя зимнее зимние
- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.
- Оцените сами себя.
Учитель:- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.
Словарная работа. Слайды
– По именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишите его, обозначьте орфограмму.
(Дать карточки детям)
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода).
Извилистая, горная, лесная, автомобильная … (дорога).
Длиннохвостая, любопытная ,белобокая … (сорока).
Свежая, русская, интересная, ежедневная … (газета).
Грузовая, игрушечная, легковая …… (машина)
Погода, дорога, сорока, газета, машина. Слайд
Учитель:- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.
По снегу покатите-
Я подрасту.
На костре согрейте-
Я пропаду.(снег)
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки?
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова
(Работа в паре)
-Первым бросает снежок…
д… кабрь за…ц.
ин… й а…уратно
к… л… ндарь пр … красный
мес … ц …нварь ул… ца п… года
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
Физминутка
V. Актуализация знаний об имени прилагательном
Учитель:- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.
- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда, не из настоящего снега.
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».
1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что оно обозначает?
3) Как изменяется имя прилагательное?
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?
5)С какой частью речи связано?
6) Что образует с существительным?
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода именительного падежа?
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода
именительного падежа?
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода
именительного падежа?
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
- Кого мы «вылепили»?
- Снеговика.
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.
3. Введение темы урока.
На доске запись: Осенн… прохлада, голуб… небо, про широк… реку.
- Прочитайте.
- Что это? (словосочетания)
- Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе)
- Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про широкую реку в винительном падеже, остальные - в именительном)
- Что помогло определить падеж данного словосочетания? (Предлог про)
- Назовите другие предлоги, употребляемые с именами существительными в винительном падеже.
- Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (голубое небо – здесь существительное среднего рода и следовательно прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род)
- Как определить род прилагательных? (Какого рода связанное с ним существительное, в таком роде и прилагательное)
- Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется? (Останутся словосочетания женского рода в единственном числе, одно – в именительном падеже, другое в винительном)
- Сформулируйте тему урока.
Дети: (Правописание окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе в именительном и винительном падежах)
- Чему будем учиться на уроке?
Дети:(Мы будем учиться правильно определять падеж имени прилагательного женского рода в единственном числе и правильно писать окончания этих прилагательных в именительном и винительном падежах)
VI. Изучение нового материала
- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
- Кто они? Вы догадались?
-Да, это зимние месяцы.
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.
- Назовите первый зимний месяц.
- О Декабре нам расскажет… (ученик).
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».
1. Задание Декабря. (2 у доски по 2 предложения)
- Декабрь предлагает вам выполнить упр. 31 стр.22
- Прочитает задание…
- Вспомните, на какой вопрос отвечает именительный падеж? На какие вопросы отвечает винительный падеж?
- Прокомментирует…Проверка.
- Молодцы! С заданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.
2. Задание Января
- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.
- Вот задание Января. Исследовательская работа.(в паре через пару, проверка)
Учитель: Работаем в паре по карточкам. Отрывок из произведения А.Куприна «Белый пудель»
-выписать словосочетания сущ.+прил. в И. и В. падежах, выделить окончания прил. Найдите различие между падежами.
ПРОВЕРКА (на слайде)
1.Старые пиджаки (В.п.),тёмная листва (Им.п.), чистое голубое небо (Им.п)
(снежинка ваша)
4. Задание Февраля
-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
Февраль принёсдомашнее задание
YII.Самостоятельна работа
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.
(Задание написано на снежинках)
Списать, дописывая окончания.
Определить падеж у имён прилагательных.
Син… небо, зимн… рыбалку,
на русск… лес, на дальн… север.
в дальн… дорогу, березов… ветка.
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний
одно предложение, указать части речи (взаимопроверка).
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.
VIII. Домашнее задание (разноуровневое).
- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение.
С.31 № 64
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей.
- Наш урок окончен. Спасибо!