Работа в группах. Игра. У каждой группы на столе есть картинки, найдите «Лишнее животное», это животное обведите красным карандашом. - Почему это животное не относится к этой группе? - Итак, цель нашего урока - учиться различать животных по определённым признакам. - Как вы думаете, почему вы должны уметь различать животных по группам? - Они разные, не похожи друг на друга, поэтому и делятся на группы. На доске вывешиваю слова: ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, НАСЕКОМЫЕ. Сегодня на уроке мы узнаем, какие общие признаки у животных каждой группы, узнаем, почему всех животных разделили на группы. Отправимся в мир животных и найдем ответы на наши вопросы. Работа по презентации « Какие бывают животные» ЗВЕРИ. Перечислите всех животных с вашей карточки. (Картинка: заяц) Какие еще звери живут в лесу? (На картине появляются медведь, лиса, волк) Кого вы зачеркнули? Рассмотрите изображения зверей, подумайте, какой же главный признак этой группы животных? -Как вы назвали оставшихся животных? ( звери) - Рассмотрите, сколько лап у зверей? (4 ) - Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть) -Значит какая главная отличительная особенность зверей? ( наличие шерсти) На презентации появляется запись(слайд) 1. Название группы. Звери 2. Количество конечностей. 4 3. Чем покрыто тело? Шерсть - К зверям относятся разные существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины и киты, изящные жирафы и тучные слоны. -Шерсть у зверей может быть длинной и короткой, густой и редкой, колючей, как у ежа и очень мягкой. Она может быть любой длины и любого цвета. Но у зверей она обязательно есть. - Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу животных еще называют млекопитающие. Это вторая отличительная особенность зверей. А еще звери, и ТОЛЬКО звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающими. Физминутка «Капитан Краб » ПТИЦЫ Как вы назвали вашу группу?( птицы) - А что умеют животные вашей группы? ( летать) - Можно ли сказать, что это их отличительная особенность? - А все ли представители этой группы могут летать? Вопрос для всех. Можно ли пингвина назвать птицей, ведь он не умеет летать? А страус? Разве это не птица?( слайд) . Есть птицы, которые не летают. (Картинка: пингвин и страус) Кроме этого многие насекомые тоже могут летать. Значит, это не главное. А что же? - Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц. Ведь летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы). - Скажите, что есть только у этих животных, и нет у других. - Проанализируйте, сколько ног у птиц.(2 ноги) -Чем покрыто тело?( перьями) -Значит какая главная отличительная особенность птиц? ( наличие перьев) На презентации появляется запись ( слайд) 1. Название группы. Птицы 2. Количество конечностей. 2 3. Чем покрыто тело? перья - Ни у кого больше перьев нет, только у птиц.( слайд) Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки. Какой общий признак у всех птиц? Главный признак птиц – это наличие перьев. (Картинка: перья разных птиц) Но у ВСЕХ птиц тело покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать. Скоро для птиц наступит тяжелое время – зима, и мы должны помочь тем птицам, которые не улетели в теплые края, подкормить их. С наступлением холодов птицам приходится особенно трудно. - Что вы можете сказать об этом? - Как мы можем им помочь? ( нужно их кормить, делать кормушки) (Картинка: воробьи зимой в кормушке) А теперь давайте проверим вашу внимательность. Все встаньте, поиграем в игру. Игра на внимательность. А называется она « Прилетели птицы». Слушаем стишок и если услышите названия птиц, то показывайте , как летают птицы, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи - Что неправильно? Скажи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Комары, чижи, - Что неправильно? Скажи. - Мухи и комары – это насекомые. Молодцы, садитесь. РЫБЫ И еще одна группа животных, о которой мы поговорим. Это рыбы. Карточка с названием группы помещается на доску. - Кого вы зачеркнули и почему? -Что общего у всех представителей вашей группы?. -Чем отличаются рыбы от других животных? ( умеют плавать) -Где живут ? (Они живут в воде). -Это главная отличительная особенность рыб? Посмотрите на слайд. Кто изображен?( (слайд) -Можно ли назвать моржа рыбой ? Ведь он тоже живет в воде, хоть и не постоянно. Значит это не главный признак. -Что у них есть такого, чего нет у других животных?( У них есть жабры. Они могут дышать под водой, есть чешуя.) -Есть ли у рыб конечности?(нет) -А что вместо них?( плавники) -Чем покрыто тело?( чешуей) Значит какой главный признак рыб ? (наличие чешуи) На презентации появляется запись : ( слайд) 1. Название группы. Рыбы 2. Количество конечностей. нет 3. Чем покрыто тело? чешуя ( слайд) - Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью они дышат. Чешуя у разных рыб разная по размеру и по цвету. (Картинка: чешуя рыб) НАСЕКОМЫЕ Карточка с названием группы помещается на доску. . -Что общего у представителей вашей группы?( они умеют летать) -Хорошо. А вот это кто? ( муравей) ( слайд ) Какой общий признак у насекомых? Действительно многие насекомые могут летать. А можно ли вот это животное назвать насекомым? (Картинка: муравей) (Картинка: кузнечик) Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком насекомых является количество ног. Посмотрите на группу насекомых у себя в работах. Сколько ножек у насекомых? Итак, главным признаком всех насекомых является наличие 3 пар ножек. -Можно ли его отнести к вашей группе насекомых? Ведь он не умеет летать. Летать могут только муравьиные мамы. Они вылетают из муравейника только чтобы создать семью, а потом теряют крылышки. Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. (слайд) Значит то, что насекомые умеют летать, не главный их отличительный признак. - А какой же главный отличительный признак насекомых. Давайте пройдемся по плану. - Какое количество ног у насекомых? (6 ног) - Чем покрыто тело? ( панцирем) - Ребята. На брюшке у них поперечные полоски, словно насечки. - Поэтому и название этой группы насекомые., от слова НАСЕЧКИ. На презентации появляется запись: (слайд) 1. Название группы. Насекомые 2. Количество конечностей. 6 ног 3. Чем покрыто тело? Панцирем - Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных. А теперь я проверю все ли внимательно слушали ответы ребят первой группы. Всем, ребята, такой вопрос. Можно ли паука отнести к насекомым? (НЕТ) (слайд ) -А ПОЧЕМУ?( у него не 6, а 8 ног) Паука нельзя назвать красивым животным; многие боятся его. Паук же не только безвреден, но даже очень полезен. Он много ест, истребляя комаров и мух. У него восемь глаз, и восемь длинных ног. Поэтому его нельзя отнести к насекомым. А к какой группе относится паук вы узнаете позже. Но если не терпится можете дома полистать энциклопедии о животных или спросить у взрослых. - Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы. Игра «Угадай животное» с каждой группы выходят по одному участнику, он показывает, остальные должны отгадать, какое это животное, и назвать название на трех языках. Кошка мысык Рыба балык Бабочка Лиса Скороговорки 1)Кошка Крошка на окошке, кашку кушала по крошке. 2)Рыбу ловит рыболов, в реку весь ушел улов. 3) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке 4) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком Закрепление Работа в группе: Распределить картинки животных по группам Звери, птицы, рыбы, насекомые.(на постере) Каждой группе раздаю постер и 11 картинок с изображением животных. Учащиеся должны наклеить картинку животного в соответствии с названием группы, к которому относится животное. Рефлексия учебной деятельности. – Ребята, урок подходит к концу. – Давайте вспомним задачи урока. (Узнать, на какие группы делятся животные, и научиться различать животных каждой группы.) – Узнали теперь? - Какое задание было самым интересным на уроке? - Что вам больше всего понравилось? - Оцените свою работу на уроке. (слайд) Стратегия «Лесенка успеха» А на смайлике покажите своё настроение от урока. -Если вы все поняли и можете обо все рассказать другим, поднимите зеленый кружок. -Если вы все поняли, но надо еще раз повторить, поднимите желтый кружок. -А если вы ничего не поняли и не запомнили, поднимите красный кружок. ( покажите гостям свои кружки) (Дети поднимают кружки) Молодцы , ребята, в основном всем, всё понятно. (К) Формативное оценивание учащимися |