I.Организа-ционный момент. II. Актуали- зация опорных знаний. Устный счет. Арифмети-ческий диктант. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Подравнялись, подтянулись, Сели ровно, улыбнулись. -Запишите в тетради число и классная работа. - Записать число, в котором: 5 сотен, 7 десятков, 8 единиц; 3 десятка, 4 сотни, 2 единицы; 6 единиц, 5 сотен; 2 сотни, 9 десятков; 50 десятков, 5 единиц. - Запишите эти числа в определен. последовательности: 1вариант – в порядке увеличения; 2 вариант – в порядке уменьшения. - Проверьте работу с соседом по парте. Организует устный счет с целью актуализации знаний. - Запишите результаты: 1) увеличить 13 на 5; 2) уменьшить 36 на 7; 3) увеличить 9 в 5 раз; 4) уменьшить 42 на 20; 5) уменьшить 18 в 6 раз; 6) умножьте 12 на 3. - Давайте проверим ответы. Если вы не допустили ошибок, нарисуйте на полях зеленый кружок; если 1 ошибка – желтый; если 2 и больше ошибок – красный кружок. | 578, 432, 506, 290, 505 1в. – 290, 432, 505, 506, 578; 2в. – 578, 506, 505, 432, 290. Выполняют задания устного счета. 18 29 45 22 3 36 | Выделение существенной информации из текста задания. Выделение существенной информации из текста задания. Анализ условия задачи (выделение числовых данных и цели – что известно, что требуется найти). Дополнение, уточнение высказанного мнения по существу полученного задания. | Слушают приветствие и готовятся к уроку. Записывают в тетрадь число, классная работа. Запись чисел в тетради. Запись чисел в определенной последовательности, проверка в парах. Записывают ответы в тетради. Проверка результатов. Проведение самооценки. |
IV. Откры-тие нового знания. Наблюдение. Этап усвое-ния новых знаний. Этап закреп-ления новых знаний Физкульт-минутка Этап закрепления новых знаний Работа по учебнику. С.70, №8. Работа по учебнику. С.70, №10. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о времени, а точнее о единицах времени. Обсудите с соседом по парте, какие единицы времени вам известны. - Теперь проверим, все ли единицы времени вы вспомнили. И поможет нам в этом необычный гость - Старик-годовик. Вышел Старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое. Что это за птицы? - Следующее задание напомнит вам, умеете ли вы определять время? Если вдруг у кого-то не полу-чится, то сегодня на уроке он научится определять время. Посмотрите на циферблат. Который час, кто скажет из вас? - Кто не согласен? - Объясните, как вы определили время? - Какое время будут показывать часы через 45 минут? Где будут находиться стрелки часов? - Существует крылатое выражение: «День, ночь – сутки прочь». Нам предстоит выяснить, что такое сутки? - Кто из вас знает, что такое сутки? Расскажите своему соседу по парте. А проверить ваши знания поможет нам Старик-годовик. -Сутки – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг своей оси. С помощью глобуса и модели солнца покажем, как проходят сутки. - Сутки – это время одного восхода солнца до другого. В сутках 24 часа, а 7 суток составляют неделю. Запишите, как принято в математике сокращать единицы измерения времени. - Потом люди обратили внимание на Луну. Люди заметили, что от одного новолуния до другого проходит 1 месяц. Кто из вас знает, сколько дней в 1 месяце? (Запишите). - Но есть один месяц – февраль, в котором 28 дней. А один раз в 4 года – 29 дней. Запишите. -Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Покажем это на модели. - Кто из вас знает, почему такая разница в количестве дней в месяце? (Это будет творческим домашним заданием, подготовить ответ на этот вопрос) - А время движется вперёд, и день за днём проходит год. Какая единица времени прозвучала в строках? Сформулируйте в паре с соседом, что такое год. - Год – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Покажем год на нашей модели. - Какое количество дней в году? - Один год – это 365 суток, - Но через каждые 4 года в году насчитывается 366 суток. Такой год называется високосным. Последним из високосных был 2016 год. - Кто знает, откуда берется лишний 366-й день? (Это будет творческим домашним заданием, подготовить ответ на этот вопрос) - Послушайте следующую загадку, которую нам принёс Старик- годовик: Ровно дюжина ребят По порядку стала в ряд. Дружно молодцы живут: Не спешат, не отстают… - В загадке прозвучало слово «дюжина», что оно означает? Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, отгадка вам в этом поможет. - Ребята, сколько месяцев в году? Один год – это 12 месяцев. - Назовите названия месяцев по порядку. - Отгадайте загадку, которую нам принёс Старик-годовик: Четыре наряда меняет земля, И в каждом наряде она хороша: В зеленом и белом, желтом, цветном. Мы ее рады видеть в любом. - Правильно, ребята, это времена года. Ребята, один год – это 4 времени года. Посмотрите на нашего гостя, в его наряде присутствуют все времена года. Назовите времена года. - От чего зависит смена времён года? (Зависит от вращения Земли вокруг Солнца). Покажем это на нашей модели. А теперь отгадайте ещё одну загадку, которую нам принёс Старик-годовик: Пришёл к нам в дом он толстячком, Но с каждым днем худел, худел. Пока не стал одним листом И в новый год не улетел. - Сформулируйте определение, что такое календарь в паре с соседом. Календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Именно календари помогают нам вести счёт времени. - А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку. Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! Задание 1 Сколько всего дней в летних месяцах? Поможет узнать нам это календарь. Запишите примером. (Проверьте себя) Задание 2 Мы только с парохода, Мы только из похода – Целых семь недель Гостим мы на воде, А сколько это дней? Сосчитай-ка поверней. (Проверьте себя) - Врачи рекомендуют взрослому человеку спать треть суток. Сколько часов должен спать человек? - Как рассуждал? - Записать решение и ответ. - Прочитайте задачу. Что известно? - Что требуется узнать? - Как будете решать задачу? - Запишите решение. Решение неравенств. 24 ч … 2 сут. 12 ч … 1сут. 25 ч … 1 сут. 48 ч … 2сут. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Обсуждают в паре с соседом по парте, какие единицы времени знают. 12 птиц – это год, т.к. год состоит из 12 месяцев. 4 крыла – это месяц, т.к. в каждом месяце 4 недели. 7 перьев – это неделя, т.к. неделя состоит из 7 дней. Перо – это сутки, т. к. они состоят из дня (белой стороны и ночи – черной стороны) Без пяти минут три. 3ч 40 мин или 15ч 40мин Обсуждают с соседом по парте, что такое сутки. Инсценировка (моделирование). 1 сут. =24 ч 7 сут. =1 неделя 1 мес. = 30 сут, 31 сут, Февраль - 28 или 29 сут. Инсценировка (моделирование). Формулируйте в паре с соседом, что такое год. Инсценировка (моделирование). 1 год=365 сут. Високосный год=366 сут Слушают загадку. Находят ответ на вопрос и отвечают, что такое дюжина. 12 месяцев. 1 год = 12 мес. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Времена года. Зима, весна, лето, осень. Инсценировка (моделирование ситуации) Отрывной календарь Выполняют ходьбу на месте. Поднимают и опускают прямые руки. Наклоны туловища влево, вправо. Прыжки на месте. 30+31+31= 92 дня 7*7=49 дней. Сон –?, третья часть сут. Решение: 1 сут = 24 ч - Чтобы найти третью часть числа, нужно число разделить на 3. 24 : 3 = 8 ч Ответ: человек должен спать 8 часов. Поднялся – 12 ч Опустился – 12 ч 40 мин Полет - ? Решение: 12ч 40 мин – 12ч = 40 мин 24 ч 12 ч 25 ч 1 сут. 48 ч = 2 сут. | Выполнение преобразования модели с целью выделения общих законов математики. Планирование решения учебной задачи: выстраивание алгоритма действий, выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Приведение убедительных доказательств в диалоге, проявление активности во взаимодействии с поставленной задачей, оценивание уровня владения тем или иным учебным действием. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, обоснование выбора. Выделение существенной информации из текста задания. Планирование решения учебной задачи: выстраивание алгоритма действий, выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Выделение существенной информации из текста задачи. Анализ условия задачи (выделение числовых данных и цели – что известно, что требуется найти). Выполнение преобразования модели с целью выделения общих законов математики. Планирование решения учебной задачи: выстраивание алгоритма действий, выбор действия в соответствии с поставленной задачей. | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы. Определяют время по моделям часов. Обсуждают с соседом по парте, что такое сутки. С помощью глобуса и модели солнца показывают, как проходят сутки. Записывают соотношение единиц времени в тетрадь. Записывают соотношение единиц времени в тетрадь. С помощью глобуса и модели солнца показывают, как проходит месяц. С помощью глобуса и модели солнца показывают, как проходят месяц. Проектная деятельность. Записывают соотношение единиц времени в тетрадь. Отгадывают загадку. Называют по порядку названия месяцев. Отгадывают загадку. Называют названия времен года. Проектная деятельность Отгадывают загадку. Выполняют разминку. Записывают решение задачи в тетрадь. Записывают условие, решение и ответ задачи в тетрадь. Записывают условие, решение и ответ задачи в тетрадь. Устанавливают соответствия и записывают решение неравенств в тетрадь. |