"Я здоровье сберегу, сам себе я помогу" конспект урока по окружающему миру
"Я здоровье сберегу, сам себе я помогу" конспект урока по окружающему миру
Цели урока: ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; научить приёмам снятия напряжения глаз; пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Я здоровье сберегу, сам себе я помогу" конспект урока по окружающему миру »
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
Занятие для учащихся 1-2 классов.
Подготовила: учитель начальных классов Сибигатулина В.Р.
Цели урока: ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; научить приёмам снятия напряжения глаз; пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.
Оборудование: в классе плакат-девиз «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», на доске презентация урока, на которой отмечены остановки, запланированные во время путешествия; у каждого ребёнка своя индивидуальная зубная щётка, паста; рисунок автобуса, памятка правил сохранения здоровых зубов, листочки с заданиями для групповой работы.
Классный час проводится в форме заочного путешествия с применением обучающих структур 21 века. Дети сидят в группах по 4 человека.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Ребята, здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь поздоровайтесь, пожмите напарнику руку и пожелайте друг другу здоровья.
2. Вступительная беседа. Сообщение темы классного часа.
– Ребята, а раз вы пожелали друг другу здоровья, тогда о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О здоровье).
Сегодня мы будем говорить о самом дорогом богатстве человека – о здоровье. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье граждан страны, особенно о здоровье детей. Недавно вам делали всем прививки от гриппа бесплатно. Родители и учителя заботятся о том, чтобы вы росли здоровыми и счастливыми. На уроках мы постоянно делаем физическую разминку, разминку для глаз, чтобы снять утомляемость. Но, несмотря на все усилия, вы иногда болеете. – Беречь своё здоровье должен каждый человек.
Наш девиз:
Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу! (Наизусть.)
3. Основная часть:
-Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в какую страну? (на доске слайд 2) (В страну Здоровья). А отправимся мы на особом транспорте.
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус) на доске слайд 3.
Все садимся в автобус и направляемся в страну Здоровья. (Выполняют несколько движений, изображающих езду на автобусе и поют песенку «Мы едем, едем, едем в далёкие края»)
1 остановка «ГРЯЗНЫЕ РУКИ» слайд 4
Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живёт зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта к вам отправится в живот!
-Что же необходимо, чтобы такого не произошло? (Нужно мыть руки с мылом.)
-Совершенно верно. Нужно строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мойте руки с мылом тёплой водой. Если кожу рук сухая, то обязательно смажьте их кремом для рук. (На доске «Схема мытья рук») слайд 5
Оздоровительная минутка для рук:
Правой рукой помассируйте каждый палец на левой и правой руке. Старайтесь уделить внимание на каждый суставчик, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного- улучшает работу желудка, среднего –кишечника и позвоночника, безымянного- печени, а мизинец помогает работе сердца. То же самое можно сделать дома со стопами.
Уход за ногтями:
-Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах раз в 2-3 недели, там они растут медленнее. Перед процедурой ногти можно подержать в тёплой мыльной воде, ногти размягчаются. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти стричь неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль.
-Поехали на следующую остановку.
2 остановка «Зубы» слайд 6
Плохо стало жить мне вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу, как тень.
Надо б доктору идти,
Кто поможет мне дойти?
-Как вы думаете, как называется доктор, который лечит зубы? (Стоматолог)
- Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, то на месте него не вырастет уже новый.
Работа со стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
-Как вы думаете, почему у Любы заболели зубы? (Зуб повреждён, кариес)
-Почему может повредиться зуб, вы сейчас проговорите в группах. Обучающая структура «Континиус раунд-робин» (продолжительный круг), в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу более одного раза. Начинает участник под номером 1.
-А сейчас проговорит свои ответы стол № 3. (Участник под номером 3 может проговорить все ответы). А теперь кто может дополнить, что ещё не встречалось.
А теперь «Практикум для зубов» (на доске «Схема чистки зубов») слайд 7
(Ребята рассматривают как чистить зубы, а затем показывают со своими щётками, как правильно чистить зубы).
- Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Учитель раздаёт памятки детям.
4. Физминутка:
Игра «Микс фриз групп» (смешиваются, замирают, группируются). Обучающая структура, в которой ученики смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, собираются в группы по столько человек, количество которых зависит от ответа на вопрос.
1 вопрос: Сколько раз в день надо чистить зубы. (два)
2 вопрос: Сколько правил в памятке есть у вас? (три)
3 вопрос: По сколько человек вы сидите в группах? ( по четыре)
4 вопрос: Сколько остановок мы уже проехали на нашем автобусе? (две остановки)
5. Продолжение темы урока:
-А пока мы веселились, наш автобус подъехал к остановке «Глаза»
3 остановка «Глаза» слайд 8
- Когда хотят, чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят: «Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок, могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто – не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй, лёжа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть – упрекать не стану,
Но пожалуйста, не лезь к самому экрану!
И смотри не всё подряд, а передачи для ребят,
Что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко, не держи учебник близко!
И над партой каждый раз не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз- ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай, их здоровья не лишай!
Рассказ педагога.
Природа оберегает глаза – они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью зрачка мы видим свет и изображения предметов. А как называют врача, который лечит глаза? (окулист)
Зрительная гимнастика у окна «Что видят наши глаза далеко, близко? » (ребята говорят, что они видят в окно близко, а что далеко)
Интересные факты
Известно, что животные видят не так, как человек. Вы помните песенку «Оранжевое небо, оранжевое море… »! Оказывается, сказочный оранжевый мир существует не только в песенке. В оранжевом свете видят мир ящерицы. Я буду вам загадывать загадки, а вы называйте животного и скажите, чем отличается его зрение от нашего.
1. В лесу у пня
Суетня, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет
(Муравьи. Они даже днём видят звёзды.) Слайд 9
2. Живёт в лесу, ухает как разбойник.
Люди его бояться, а он людей боится.
(Филин. Он видит только в темноте.) Слайд 10
3. Зажужжала, как пила
Золотистая… .(пчела) Слайд 11
Пчёлы воспринимают красный цвет так же, как и чёрный, и поэтому никогда не опыляют красные цветы.)
4. Лабиринт подземный зная
И запасы умножая,
В норку он зерно несёт –
Важный, гладкий, слепой… (крот) Слайд 12
У слепого крота глаза вообще заросли кожей. Они ему не нужны. Крот почти всё время проводит без света под землёй. Бывают и слепые люди. Как вы думаете, что заменяет им глаза? (Ответы детей.)У них обостряются другие органы чувств. У слепого человека лучше развиты осязание, обоняние, слух.
4 остановка «Здоровячок» Слайд 13
-С каждым годом растёт число больных детей. Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, много времени проводят около компьютера.
Лекарства от всех болезней спрятаны в наших загадках.
1.Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовёмся просто…… (фрукты)
2.Чтоб с болезнями справляться
Надо смело …. (закаляться)
3.Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щётка)
4.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло)
5.Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам похорошеет. (солнце)
6.Я всегда тебе нужна,
Горяча и холодна.
Позовёшь меня, бегу,
От болезней берегу. (Вода)
7.Не кормит, не поит
А здоровье дарит. (Спорт)
8. Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
А теперь игра «Файнд зе фиб» - найди выдумку.
У вас на столах есть листочки с тремя утверждениями. Вам нужно найти выдумку.
Файнд зе фиб (стол 1)
У взрослого человека 32 зуба.
Надо чистить зубы 1 раз в день.
Зубной врач- это стоматолог.
Файнд зе фиб (стол 2)
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга.
Молочные зубы у детей потому, что они любят молоко.
Быстрее растут ногти на ногах.
Файнд зе фиб (стол 3)
У акулы зубы в несколько рядов.
Ногти надо стричь прямо и оставлять острые края.
Веки на глазах закрываются, когда появляется опасность.
Файнд зе фиб (стол 4)
У крота глаза закрыты кожей.
Филины отлично видят днём и ночью.
Муравьи видят мир оранжевым.
Файнд зе фиб (стол 5)
Глаз называют ещё глазным яблоком.
Окулист – это врач, который лечит руки.
Пчёлы любят красный цвет и садятся только на красные цветы.
Файнд зе фиб (стол 6)
Зрение не испортишь, если лёжа читаешь книгу.
От стола до наших глаз должно быть 10 см.
К стоматологу надо ходить на приём два раза в год.
-А теперь по очереди каждый стол скажет, что у них выдумка, а что нет, если выдумка, то надо сформулировать правильный ответ, чтобы было правдой.
(Ребята рассказывают свои варианты ответов)
А теперь игра «Плохо-хорошо» по обучающей структуре РАУНД ТЭЙБЛ, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги (на одну команду).
-Стол №1, № 2, № 3 записывают что плохо для здоровья. Стол № 4, № 5, № 6 записывают, что хорошо для здоровья. (Если ученики 1 класса, то можно проговорить по очереди)
6. Итоги урока: слайд 14
-Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное «долгожитель»?
В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет- закалённое тело. Второй секрет – хороший секрет. Третий секрет- правильное питание и режим дня. Четвёртый секрет – ежедневный физический труд.
Чтобы мы никогда не болели.
Чтобы щёки здоровым румянцем горели,
Чтобы мы на пятёрки учились,
Чтобы в школе и дома мы бодрыми были,
Чтобы было здоровье в отличном порядке,
Всем нужно с утра заниматься …. (зарядкой)
Подружитесь ребята со спортом, с зарядкой, с солнцем, с хорошим настроением и тогда вы будете здоровыми долгожителями!!!