Организационный момент. | Здравствуйте! Приведите свои рабочие места в порядок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, которые сидят позади вас. Поприветствуйте их. Сейчас мы сыграем в игру «Добрый день!». (слайд 1). Я скажу слова «Добрый день …!» и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Добрый день девочки! Добрый день мальчики! Добрый день всем тем, у кого хорошее настроение! Добрый день всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке! Садитесь. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют гостей. Выполняют условия игры. Садятся. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности. |
Подготовка к первичному восприятию. | Сегодня мы познакомимся с новым произведением. И для того. Что бы узнать автора произведения вам нужно ответить на вопросы и расставить буквы в нужном порядке. Работу выполняем в группах. Я вам даю 2 минуты на выполнение задания. (слайд 2). Сколько желаний было у Страшилы из сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»? Сколько богатырей было в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»? Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба? Сколько раз ходил старик к синему морю? Сколько было братьев из ларца в сказке «Вовка в тридевятом царстве»? Сколько героев было в сказке «Репка»? Сколько домиков поросят удалось сломать (сдуть) волку в сказке С. Михалкова «Три поросенка»? Сколько зверей в лесу повстречал колобок? Скажите, как зовут автора? Вы уже знакомы с Иваном Сергеевичем Тургеневым? (слайд 3). Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. А с каким именно произведением мы будем знакомиться, вы узнаете, открыв учебник на странице 146. Откройте учебник. Прочитайте название произведения Ивана Сергеевича Тургенева. И так, тема нашего урока: И.С. Тургенев «Воробей». (слайд 4). Посмотрите на иллюстрацию, которая была нарисована по рассказу «Воробей». Рассмотрите ее и скажете, о чем будет рассказ? (слайд 5). В тексте учебника на странице 147 выделено слово значение, которого нам не известно. Найдите это слово. Прочтите его. Где найти нам значение этого слова? Откройте ученик на странице на странице 176 и прочтите толкование слова «благоговея». (слайд 6). | Выполняют задание. Тургенев. Да. Открывают учебник на странице 146. Воробей. О воробьях и собаки. О том, как собака напала на воробьев. Благоговея. В словаре. Открывают учебник на странице 176. Читают определение слова. | Определение границ знания и незнания. Умение устанавливать связь с прошлыми уроками. Определение границ знания и незнания. Умение прогнозировать содержание текста по иллюстрации. Обогащают словарный запас. |
Первичное воспроизведение. | А теперь мы проверим наши предположения и узнаем о чем же на самом деле этот рассказ. Сейчас мы прослушаем, как читает рассказ актер. Сядьте по удобней, можете закрыть глаза, и внимательно слушайте аудиозапись. (слайд 7). (включить аудио запись) Сядьте прямо, настройтесь на работу. | Слушают аудио-запись. Поправляют осанку. | Умение слушать и понимать речь других. |
Проверка первичного чтения. | Скажите, верны ли были наши предположения? В чем мы оказались правы (неправы)? Понравился ли вам рассказ? Почему? Понравилось ли вам чтение актера? Какие чувства вы испытывали при прослушивании рассказа? О чем этот рассказ? Назовите героев рассказа. Где происходит действие? Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать? Что вы можете сказать о взрослом воробье? | Да. Нет. Отвечают на вопрос. Да. Нет. Высказывают свое мнение о произведении. Делятся своими чувствами о произведении. О том, как воробей защитил птенца от собаки. Птенец, охотник, собака, воробей. В аллее. Высказывают свои переживания. Он храбрый, отважный и т.д. | Умение слушать учителя и ответы одноклассников. Выражают свои эмоции к прочитанному тексту. |
Проверка вторичного чтения (анализ произведения). | Почему автора восхитил поступок птицы? Найдите подтверждение своим словам в рассказе. Почему собака начала «красться»? Кого она увидела раньше автора? Прочитайте ещё раз это место. Какие слова подтверждают, что это был совсем маленький птенец? Почему птенец оказался на земле и сидел неподвижно? Как отреагировал взрослый воробей на приближение собаки к птенцу? Найдите подтверждение своих слов в тексте. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Докажите это словами из рассказа. Представьте себя на месте взрослого воробья. Какие бы чувства испытывали бы вы? Какая сила, сильнее воли воробья, сбросила его с дерева? А что для вас любовь? Какова степень родства между птенцом и старым воробьем? Найдите в рассказе подтверждение своим словам. Так о чем же этот рассказ? Сейчас мы работаем в группах. Ваша задача вокруг изображения воробья написать слова, по которым мы можем понять его характер. На выполнение этого задания я даю вам 2 минуты. Какими же словами вы охарактеризовали воробья? Можете ли вы найти подтверждение своих слов в рассказе? | Он восхитился ее героическим поступком. «Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.» Она увидела птенчика. «Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.» «… увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.», «…растопырив едва прораставшие крылышки.» «Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи)…» Он бросился спасать птенца. «… как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой…», «… прыгнул раза в два в направлении зубастой раскрытой пасти.», «Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… Да. «… и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком ... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою.» Делятся своими чувствами. Любовь. Высказываются. Я считаю, что старый воробей ему отец. Птенец называется его детищем, т.е. сыном. «… он заслонил собою свое детище…» О любви братьев наших меньших. О том, что любовь сильнее всего на свете. Работают в группах. Характеризуют взрослого воробья. Перечисляют слова, написанные у них на листках. Ищут подтверждение в тексте. | Умение слушать учителя и ответы одноклассников. Умение соотносить свои чувства с чувствами других и корректно высказываться по этому поводу. Выражают свои эмоции к прослушанному тексту. Умение углубленно проникать в содержание художественного произведения. Умение представлять образы на основе прочитанного. |
Обобщение. | Сейчас мы с вами создадим книжку с иллюстрациями. Ваша задача соотнести текст и иллюстрацию. И склеить листы в нужном порядке. Рабату выполняем в группах. На выполнение задания я вам даю 3 минуты. Посмотрите, какая книжка получилась у меня. (слайд 8-14). У вас такая же книжка? Что вы сделали по-другому? Что бы проверить, насколько хорошо вы запомнили рассказ, мне поможет кроссворд. Работаем снова в группах. (слайд 15). 1. Кличка собаки охотника. 2. Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок - получается прыжок. 3. Чувство, заставившее воробья жертвовать собой. 4. Фамилия охотника. От чьего имени идет повествование в рассказе? Как вы думаете, как сложится судьба наших героев в будущем? | Создают книгу. Работают в группах. Сверяют свою работу с готовой книжкой. Отгадывают кроссворд. Работают в группах. От имени автора. Высказывают свои предположения. | Умение делить текст на смысловые части и соотносить их с иллюстрациями. |
Информация о домашнем задании. | Открываем дневники, записываем домашнее задание: (слайд 16). Прочитать рассказ на странице 146 – 147. Выбрать героя и перескажите от его лица рассказ (творческий пересказ от 1-го лица). От чьего лица мы можем пересказать рассказ? Всем понятно домашнее задание? Закрыли дневники и отложили их на край парты. | Открывают дневники и записывают домашнее задание. Закрыли дневники. | |
Заключительный этап. | И так, скажите тему нашего урока? (слайд 17). Какая была цель нашего урока? Чем мы занимали на уроке? Если бы вы рекомендовали своим друзьям прочитать рассказ И.С. Тургенева «Воробей», то какие основные достоинства этого произведения вы бы отметили? Что нового вы узнали на уроке? Возьмите листочки и отметьте на шкале то место, которое, на ваш взгляд, соответствует вашему состоянию на уроке. (слайд 18). Сегодня мы познакомились с новым произведением И.С. Тургенева «Воробей». Вспомнили биографию автора. Нам удалось раскрыть образ любви в рассказе. Родительское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее всего на свете. Мне бы хотелось прочитать вам слова И.С. Тургенева, которыми он заканчивает свое произведение «Воробей»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.» Ребята, давайте помнить об этом! Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу на уроке! | И.С. Тургенев «Воробей». Познакомится с новым произведением И.С. Тургенева «Воробей». Высказываются. Познакомились с новым произведением. Выполняют работу на листочках. | Умение делать выводы, умозаключение. |