kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. С. Соколов - Микитов «Листопадничек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок соответствует ФГОС НОО.Будет полезен учителям 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. С. Соколов - Микитов «Листопадничек»»

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема урока

И. С. Соколов - Микитов «Листопадничек»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать .

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему

и главную мысль произведения.


Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания

Личностные:

называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих

о Родине; предлагать формы

и варианты проявления своих чувств по отношению к своей

Родине

Образовательные ресурсы: портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Формируемые способы

деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствуют гостей Фиксирует отсутствующих.

– Я желаю вам удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь к гостям, друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1) Игра «Допиши словечко».(работа в парах)


Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Как называется новый раздел?(Люби живое)

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?(рассказ «Моя Родина»)

- О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Проводит игру «Допиши словечко».

– Мать моя вставала… (рано).

– Мать угостила меня… (чаем с молоком).

– Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.

– Я начал вставать до… (солнца).

– Потом и в городе я вставал… (рано).

– После чаю я… (ходил на охоту).

– Моя охота была в… (находках).

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.


Участвуют в игре.


Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой

установкой. Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мне-

2) Беседа.

– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе?

– Подберите однокоренные слова к слову «Родина».ародный, родственный, родня, родные, родимый, род.)

– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья!


Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

– Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.


ния по существу полученного задания

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Загадка

Есть на речках лесорубы Что за зверь лесной

В серебристо-бурых шубах. Встал, как столбик, под сосной 

Из деревьев, веток, глины И стоит среди травы –

Строят прочные плотины. Уши больше головы.

(Бобры.) Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц.)


– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

– Прочитайте с сердитой интонацией.

– Прочитайте с веселой интонацией.

– Прочитайте с ускорением.

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

– Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока


– Что вы знаете о бобрах?(Дудникова )

– Что вы знаете о зайцах?(Белкова)

– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят

будем читать о них.)

– Правильно, главными героями произведения будут бобры и заяц. Прочитайте тему

урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.)

–Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

У нас в семье большая радость,

Пусть листья падают, летят,

В канавке теплой, под осинкой,

Три листопадничка лежат.

– Как называют зайцев, родившихся осенью?

– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
И. С. Соколова-Микитова



Прознакомиться с новым произведением ,узнать биографию автора

речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведе-

Рассказывает заранее подготовленный ученик о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал).

– Что вы узнали об авторе?(Солдаткина М.)

Слушают рассказ , рассматривают фотографии, портрет автора.

Осуществляют анализ объектов

ния. Знакомство с биографией автора

– Когда и где он родился?

– Где он учился?

– Кем работал?

– Как он жил последние годы?

Задают вопросы о творчестве автора

с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.





















Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.

Ходко (разг.) – легко и быстро.

Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.

Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.

Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формыВолей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.

Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

зябнуть - испытывать чувство холода;

робеть - пугаться, стесняться, бояться;

ходко работают - работают быстро;

обглоданные – объеденные.


Работают с толковым словарем.
























Осуществляют анализ произведения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению.

Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату



2. Первичное чтение произведения

3. Беседа по содержанию прослушанного




















Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?(побежать за журавлями в тёплые страны)

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

-Чему учит это произведение?

– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?

– Как животные готовятся к зиме?

-Какие еще птицы улетают на юг?

– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

– Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.)


- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста.




Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения





VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Выборочное чтение.








2.Характеристика главных героев


Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

- Найдите иллюстрации в книге, подберите к ним часть из текста.







-Каким вы увидели зайчонка?


– Опишите Листопадничка, обосновывая свой выбор:

• мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);

• непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

• любознательный (задает вопросы бобрам);

• терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

• добрый (помогал нянчить бобрят);

• заботливый (кормит бобрят);

• смелый (научился плавать);

• любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).


-Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

• трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.







Дают характеристику Листопадничка, сверяя

с образцом.









Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно
используют речевые средства для решениякоммуникатив задач.








VI I.Работа в группах

Сибири пословицу


пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

• запасливые (готовят корм на зиму);

• гостеприимные (приютили зайца);

• заботливые (волнуются за бобрят);

• смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);

• чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

• Много спать – дела не знать.

• Дома и стены помогают.

• Всякий кулик свое болото хвалит.

• Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

• Друзья познаются в беде.

Дают характеристику бобров, сверяя с образцом.


Делают выводы, извлекают информацию из различных сточников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

- Перечитайте произведение еще раз

И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

- Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.(по желанию)

-Подготовьте пересказ от лица Листопадничка или бобра (по выбору)


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи



IX. Итог урока.















X. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Наш урок подошел к концу.

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что означает слово «листопадничек»?

-  Какую мысль хотел донести этим произведением до нас Соколов-Микитов?

-Чему вас научило это произведение?

(-Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)

– В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята

и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания

в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!(обращение к книжной выставке)


А сейчас, выберите фразу, которая вам подходит.

На доске записаны фразы:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.



Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности



РАССКАЗ О И. С. СОКОЛОВЕ-МИКИТОВЕ

И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.

Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.






















– Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня____________


– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________.

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ________

________________________________

Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня___________

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня____________

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________.

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ________

________________________________

Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________.

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ________

________________________________

Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня_____________

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня___________

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня____________

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________


Мать моя вставала_________.

– Мать угостила меня…

– Это угощение решило мою жизнь в__________сторону.

– Я начал вставать до_________

– Потом и в городе я вставал _____

– После чаю я ________________

– Моя охота была в _____________

– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с ______________________________






Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Всякий кулик свое болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Друзья познаются в беде.


Урок полезен, всё понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.


Да, трудно всё-таки учиться!





И.С.Соколов - Микитов

«Листопадничек»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И. С. Соколов - Микитов «Листопадничек»

Автор: Кабанова Светлана Павловна

Дата: 30.05.2025

Номер свидетельства: 670896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек». "
    ["seo_title"] => string(51) "ivan-sierghieievich-sokolov-mikitov-listopadnichiek"
    ["file_id"] => string(6) "118577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413194499"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок по теме: Соколов-Микитов «Листопадничек». "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-po-tiemie-sokolov-mikitov-listopadnichiek"
    ["file_id"] => string(6) "146775"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419258318"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек»"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_po_literaturnomu_chteniiu_i_sokolov_mikitov_listopadnichek"
    ["file_id"] => string(6) "658646"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1730206502"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация по литературному чтению И. Соколов-Микитов "Листопадничек""
    ["seo_title"] => string(72) "prezentatsiia_po_literaturnomu_chteniiu_i_sokolov_mikitov_listopadnichek"
    ["file_id"] => string(6) "658647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1730206705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок по литературному чтению с презентацией "И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-s-priezientatsiiei-i-s-sokolov-mikitov-listopadnichiek"
    ["file_id"] => string(6) "340509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472011146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства