Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
Цели урока:
отрабатывать навыки беглого и выразительного чтения, активизировать словарный запас;
прививать любовь к природе, к животным;
развивать критическое мышление, закреплять умение работать в парах, продолжить работу по формированию самоконтроля и взаимоконтроля.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
-Какие однокоренные слова вы подобрали к слову Родина? (рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, безродный и др.)
II. Введение в тему. Вызов.
1.Работа в тетрадях парами. «Мозговая атака» (активизация имеющихся знаний)
Записать всё, что знаете или думаете о словах «хатка» и «листопадничек». (5 -7 минут).
Ответы детей (не повторять то, что уж сказали).
-Проверим, правильно ли вы думали.
На доске: листопадничек - зайчонок, рожденный осенью, Слайд№1
хатка бобра - большие кучи веток и стволов деревьев, скреплённых илом и тиной.Слайд№2
Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра всегда располагается под водой .Хатки бывают до 2,5 м высотой и 12 м диаметром. Стены хатки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в настоящую крепость, неприступную для хищников; воздух поступает через потолок. Внутри хатки имеются лазы в воду и платформа, возвышающаяся над уровнем воды. Пол обязательно находится на 20 сантиметров выше уровня воды. Если вода в реке поднимается, бобр приподнимает и пол, соскребая землю с потолка. С первыми заморозками бобры дополнительно изолируют хатки новым слоем глины. Зимой в хатках сохраняется положительная температура, вода в лазах не замерзает. В сильные морозы над хатками стоит пар, что является признаком обитаемости жилья. Бобры очень чистоплотны, никогда не засоряют своего жилья остатками еды и экскрементами.
2. Отгадайте загадку.
Вот речные мастера:
Строят дом без топора,
А из брёвен и из тины
Возведут за день плотину.
Бобры слово бобр означает животное из отряда грызунов с ценным мехом, а бобёр — мех бобра: бобровый воротник, одежда на бобровом меху)
- Расскажите что вы знаете о бобрах.Слайд№3
Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни Это означает, что много времени они проводят в воде, обычно в ручьях, реках и озерах.. Длина его тела достигает 1-1,3 м,а масса — до 30-32 кг. Между пальцами имеются плавательные перепонки, сильно развитые на задних конечностях и слабо — на передних. Хвост веслообразный, сильно уплощённый сверху вниз; его длина — до 30 см, ширина — 10-13 см. Бобр обладает красивым мехом, окраска меха от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Эти трудолюбивые создания строят плотины, используя палки, ветки, ил и любой подручный материал, для того чтобы изменить направление водного потока, в результате чего вода затопит другие места и образуется небольшой пруд.
Слайд №4
-Как вы думаете, о ком или о чём мы будем читать сегодня на уроке?
III. Изучение нового материала.Осмысление.
1.Чтение текста детьми и учителем.
Слайды№,5,6,7,8
-Что нового узнали из прочитанного текста?
2.Взаимоопрос.
Учащиеся задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. (Данная форма работы способствует развитию коммуникативных навыков.)
-Перечитать начало текста до слов «Бежал, бежал Листопадничек».
3.Самостоятельная работа по первичному восприятию текста. Слайд №9
Карточки по вариантам.
Что говорили зайчатам улетающие журавли?
Почему зайцы не замерзают зимой?
Почему в лесу стало совсем скучно?
Куда побежал самый маленький зайчонок?
IV. Итог урока. Рефлексия.
1.«Перепутанные логические цепочки». (способствует развитию внимания и логического мышления)
-Расположить на доске ключевые предложения, восстановив нарушенную последовательность.
Мечта Листопадничка.
Подготовка животных к зиме.
Зайчонок в хатке бобров.
Пришлось остаться на зиму.
За долгую зиму большого страху натерпелся.
Наконец – то дома!
2.Рефлексия.
Продолжить предложения. Несколько учащихся зачитывают ответы.
Мне понравилось _______________________________________________
Я могу похвалить себя за _______________________________________________________
Мне было бы интересно ещё узнать ____________________________________________________
V. Домашнее задание.
Прочитать произведение И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек» стр.60-66, выполнить задание 10 на стр.67