kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. Бунин Зимним холодом пахнуло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по новым стандартам с использованием деятельностного метода. Созданы условия для проявления познавательной активности, групповых форм. На уроке используется технология проблемного диалога.​Учащиеся рассмотрят как видит И. Бунин приход зимы, как особое очарование, будут учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения, планировать пути решения поставленной проблемы. В процессе урока ребята будут выполнять разнообразные задания, полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. Бунин Зимним холодом пахнуло"»

Литературное чтение

Тема: Нравится ли вам зима? Зимние загадки. Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло».

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина,  его стихотворением «Зимним холодом пахнуло…».

Задачи урока: Знакомство с творчеством автора; находить в тексте стихотворения  известную и неизвестную информацию. Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема).

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.  Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Формировать интерес к изучению литературного чтения и к классической музыке.

 Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения: (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции; (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания. Метапредметные  результаты обучения: Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно   формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы; формировать умение оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: формирование критического мышления; формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник  Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег»,  фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, карточки  с заданиями.

Формы работы: работа в парах, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, словесно-наглядный.

Дата проведения: 17.01

Ход урока.

I Организационный момент

Психологический настрой на работу. Звучит музыка.

–Ты улыбкой, как солнышком, брызни,   Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни
 Предостаточно бед и забот.  Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться  И ответную искру зажечь  Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок литературного чтения!

Нарисуйте свой настроение.                                         

II Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.

  1. Речевая разминка(Звучит музыка Чайковского «Времена года». Дети с закрытыми глазами)

  2. А) Упражнение на дыхание

  • Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая…

Странная звёздочка с неба упала, Вам на ладошку легла, не пропала.

  • Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки(3 раза)

            Б) Чтение предложения с разной интонацией

(На доске записано одно и то же предложение, в каждом предложении слово выделено ярким цветом)

Наша задача, ребята, произнести чётко за мной предложение, делая ударение на выделенном слове

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

-Когда мы представляем себе снежинку, падающую с неба, какое чувство у нас возникает? Нам становится грустно или радостно, холодно…

-Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)

-Зима – это одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Вспомните, как народ ласково называет зиму?(зимушкой, волшебницей, чародейкой, матушкой, гостьей)

-У нас сегодня необычный урок – урок – путешествие   в снежное царство Зимы 

-Как вы думаете, на чём будем путешествовать в зимнее время? Прислушайтесь к звону бубенцов… 

-Правильно, на волшебных санях

-У каждого из нас есть   карта - маршрут ( карточка оценивания работы)нашего путешествия, который поможет нам не сбиться с пути. В нем мы будем фиксировать баллы, заработанные на уроке.  В  путь, дорогие ребята!

-Предлагаю поработать в группе и узнать   автора произведения.

( работа в группах)

(соединить слоги в слова)

Иван Алексеевич Бунин

. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение Аркадия Мельникова.

Снежинки.

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку,

Пушистую льдинку,

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка…

На тёплой ладони

Осталась слезинка.

Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

3. Определение темы урока. Постановка цели   урока. 

- О каком времени года мы говорили сейчас?

Мы говорили о зиме.

- Откройте учебник на странице 190 и прочитайте название главы. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать?

Мы будем читать стихотворения и рассказы о зиме.

- Верно. Могут ли разные поэты писать стихотворения о зиме одинаково?

Поэты думают по разному, видят красоту природы по своему, поэтому стихотворения будут не одинаковы.

- Кто догадался, как называется тема нашего урока?

Тема урока «Чтение стихотворений о зиме».

- Чему вы должны сегодня научиться?

Мы должны научиться читать выразительно стихи и уметь сравнивать стихотворения разных поэтов о зиме.

IV   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».(демонстрация портрета поэта)

Родился поэт в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома. В семье. Сочинять стихотворения   стал очень рано, в 6 лет. А в 7 лет написал своё первое стихотворение. Большое внимание на его творчество оказали народные песни, сказания. Кроме того, что он писал стихотворения, он очень хорошо декламировал (рассказывал) стихотворения собственного сочинения

- Отгадайте загадку и вы узнаете, о чем это произведение.

        Он всё время занят делом, Он не может зря идти.

        Он идёт и красит белым, Всё, что видит на пути. (Снег)

III  Учебно-познавательная деятельность.

Создание проблемной ситуации

- А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)

 Галерея Зимы

Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

(Дети рассматривают картину А. Пластова)

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картины? 

Проблемный вопрос ???

-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?

Работа со словарём настроений.

Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей. (на столах смайлики настроений, в группе принимают решение)    

радость                   восторг                      волнение

удивление              восхищение               беспокойство

испуг                       грусть                        интерес

Литературная галерея  

- А   с каким настроением воспринимал зиму И.А. Бунин, мы   сейчас  узнаем.

4.Работа над произведениями.

  • Первичное восприятие.

Чтение стихотворения с. 190 (звучит музыка)

- Какую картину вы представили? 

  • Работа над анализом стихотворения

Чтение, пометка непонятных слов.

           - Какие непонятные для вас слова встретились?

Словарная

Словарная работа ( соединить понятие- определение) ( работа в парах)

  • Холодом пахнуло – повеяло, подуло, почувствовался холод

  • Ярким пурпуром – красным цветом

  • Пред – перед

  • Буря бушевала - дул сильный ветер

  • Снегом понесло – пошёл первый снег

  • Вереницею – ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом

  • Закат – это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером

Ребята, какую картину нарисовало вам ваше воображение, когда вы читали это стихотворение?

Какую поду вы себе представили?(снежную, холодную, сырую)

Какой был закат?(яркий, красный)

Можно ли сказать, что настроение автора радостное?(нет)

4.1 Чтение через строку

4.2 Выборочное чтение( работа в группах)

( в конверте задание для каждой группы)

  • Прочитайте строки, в которых говорится о первом снеге.

  • Прочитайте строки, где говорится о закате

  • Прочитайте строки, в которых говорится о том, что последние птицы улетают в далёкие края

  • А какие птицы улетают последними?(гуси и утки)

  • А первыми?(стрижи, ласточки и трясогузки)

  • Кто не улетает на юг?(воробей ,голубь, сорока, снегирь, ворона)

  • Как мы должны помогать этим птицам зимой?(сыпать корм)

* Физ.пауза « Снежинка»

5    Подготовка к выразительному чтению.

Расставим паузы в этом стихотворении.

 «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

- «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово   

  « село».

- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей». – подчеркну слово «гусей».

6    Выразительное чтение стихотворения детьми. 

Галерея  творчества

 IV Работа над произведениями.

Творческое задание.(разноуровневые задания)

 1 группа Составление синквейна

     Ключевое слово «Снежинка»

Творческое задание. 2 учащихся работают по карточкам, 2 учащихся выполняет рисунок в альбоме «Первый снег»

Составить небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую», используя иллюстрации и словосочетания.

2 группа  Попробуйте составить и записать четверостишье, используя данные рифмы.

…… …снежинка

.… пушинка

... ….летала

.. …..упала-

3 группа Вставьте пропущенные слова

Зимним ……… пахнуло

На поля и на леса.

Ярким ……… зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью …… бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на ….. пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой ……. полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею ……. .

4 группа Восстанови правильную последовательность событий

На поля и на леса.

Зимним холодом пахнуло

Пред закатом небеса.

Ярким пурпуром зажглися

А с рассветом на село,

Ночью буря бушевала,

Первым снегом понесло.

На пруды, на сад пустынный

Белой скатертью полей

И сегодня над широкой

Вереницею гусей.

Мы простились с запоздалой

Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение  стихотворения

  2. Выучить стихотворение наизусть  или придумать своё стихотворение

V II РЕФЛЕКСИЯ

Проблемный вопрос ???

-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?

  • Я познакомился…

  • Мне понравилось….

  • Я затруднялся…

  • С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?

  • Символом Зимы мы называем …(снежинку)

  • Давайте посчитаем наши достижения , заработанные в теч.урока. Оценивание.

  • Покажите  снежинку голубого цвета, если вы всему научились, белого - если есть какие – то сомнения

Нарисуйте своё настроение

Итог. слова учителя Я желаю всем, чтобы завтрашнее  утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми снежинками . И чтобы с первым снегом пришла радость.

Домашнее задание:

стр. 188-190 читать выразительно, нарисовать словесную картину к стихотворению.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
И. Бунин Зимним холодом пахнуло"

Автор: Полтавская Татьяна Николаевна

Дата: 06.07.2022

Номер свидетельства: 610974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "И. Бунин "Первый снег" "
    ["seo_title"] => string(22) "i-bunin-piervyi-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "152219"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420815421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока. Сочинение по картине" ПЕРВЫЙ СНЕГ" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-piervyi-snieg"
    ["file_id"] => string(6) "227757"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440941744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Сочинение по картине Пластов "Первый снег""
    ["seo_title"] => string(47) "sochinieniie-po-kartinie-plastov-piervyi-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "260325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943647"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Сочинение "Первый снег""
    ["seo_title"] => string(25) "sochinieniiepiervyisniegh"
    ["file_id"] => string(6) "293558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455510541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства