Урок построен по новым стандартам с использованием деятельностного метода. Созданы условия для проявления познавательной активности, групповых форм. На уроке используется технология проблемного диалога.Учащиеся рассмотрят как видит И. Бунин приход зимы, как особое очарование, будут учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения, планировать пути решения поставленной проблемы. В процессе урока ребята будут выполнять разнообразные задания, полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И. Бунин Зимним холодом пахнуло"»
Литературное чтение
Тема: Нравится ли вам зима? Зимние загадки. Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло».
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло…».
Задачи урока: Знакомство с творчеством автора; находить в тексте стихотворения известную и неизвестную информацию. Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема).
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Формировать интерес к изучению литературного чтения и к классической музыке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения: (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции; (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания. Метапредметные результаты обучения:Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы; формировать умение оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: формирование критического мышления; формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и др. «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, карточки с заданиями.
Формы работы: работа в парах, групповая, фронтальная, индивидуальная.
–Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь Подарите улыбки друг другу… – Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок литературного чтения!
Нарисуйте свой настроение.
II Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.
Речевая разминка(Звучит музыка Чайковского «Времена года». Дети с закрытыми глазами)
А) Упражнение на дыхание
Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая…
Странная звёздочка с неба упала, Вам на ладошку легла, не пропала.
Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки(3 раза)
Б) Чтение предложения с разной интонацией
(На доске записано одно и то же предложение, в каждом предложении слово выделено ярким цветом)
Наша задача, ребята, произнести чётко за мной предложение, делая ударение на выделенном слове
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
-Когда мы представляем себе снежинку, падающую с неба, какое чувство у нас возникает? Нам становится грустно или радостно, холодно…
-Снежинка – это символ какого времени года? (зимы)
-Зима – это одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Вспомните, как народ ласково называет зиму?(зимушкой, волшебницей, чародейкой, матушкой, гостьей)
-У нас сегодня необычный урок – урок – путешествие в снежное царство Зимы
-Как вы думаете, на чём будем путешествовать в зимнее время? Прислушайтесь к звону бубенцов…
-Правильно, на волшебных санях
-У каждого из нас есть карта - маршрут ( карточка оценивания работы)нашего путешествия, который поможет нам не сбиться с пути. В нем мы будем фиксировать баллы, заработанные на уроке. В путь, дорогие ребята!
-Предлагаю поработать в группе и узнать автора произведения.
( работа в группах)
(соединить слоги в слова)
Иван Алексеевич Бунин
. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение Аркадия Мельникова.
Снежинки.
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку,
Пушистую льдинку,
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
- Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
3. Определение темы урока. Постановка цели урока.
- О каком времени года мы говорили сейчас?
- Мы говорили о зиме.
- Откройте учебник на странице 190 и прочитайте название главы. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать?
- Мы будем читать стихотворения и рассказы о зиме.
- Верно. Могут ли разные поэты писать стихотворения о зиме одинаково?
- Поэты думают по разному, видят красоту природы по своему, поэтому стихотворения будут не одинаковы.
- Кто догадался, как называется тема нашего урока?
- Тема урока «Чтение стихотворений о зиме».
- Чему вы должны сегодня научиться?
- Мы должны научиться читать выразительно стихи и уметь сравнивать стихотворения разных поэтов о зиме.
IV СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».(демонстрация портрета поэта)
Родился поэт в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома. В семье. Сочинять стихотворения стал очень рано, в 6 лет. А в 7 лет написал своё первое стихотворение. Большое внимание на его творчество оказали народные песни, сказания. Кроме того, что он писал стихотворения, он очень хорошо декламировал (рассказывал) стихотворения собственного сочинения
- Отгадайте загадку и вы узнаете, о чем это произведение.
Он всё время занят делом, Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым, Всё, что видит на пути. (Снег)
III Учебно-познавательная деятельность.
Создание проблемной ситуации
- А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)
Галерея Зимы
Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала, И на холст художнику попала
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.
(Дети рассматривают картину А. Пластова)
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картины?
Проблемный вопрос ???
-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?
Работа со словарём настроений.
Посмотрите на слайды и выберите слова, которые помогут передать настроение детей. (на столах смайлики настроений, в группе принимают решение)
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
Литературная галерея
- А с каким настроением воспринимал зиму И.А. Бунин, мы сейчас узнаем.
4.Работа над произведениями.
Первичное восприятие.
Чтение стихотворения с. 190 (звучит музыка)
- Какую картину вы представили?
Работа над анализом стихотворения
Чтение, пометка непонятных слов.
- Какие непонятные для вас слова встретились?
Словарная
Словарная работа ( соединить понятие- определение) ( работа в парах)
- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».
- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».
- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово
« село».
- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».
- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».
- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».
- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».
- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».
- «Вереницею гусей». – подчеркну слово «гусей».
6 Выразительное чтение стихотворения детьми.
Галерея творчества
IV Работа над произведениями.
Творческое задание.(разноуровневые задания)
1 группа Составление синквейна
Ключевое слово «Снежинка»
Творческое задание. 2 учащихся работают по карточкам, 2 учащихся выполняет рисунок в альбоме «Первый снег»
- Составить небольшой рассказ на тему «Люблю природу русскую», используя иллюстрации и словосочетания.
2 группа Попробуйте составить и записать четверостишье, используя данные рифмы.
…… …снежинка
….… пушинка
…... ….летала
….. …..упала-
3 группа Вставьте пропущенные слова
Зимним ……… пахнуло
На поля и на леса.
Ярким ……… зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью …… бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на ….. пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой ……. полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею ……. .
4 группа Восстанови правильную последовательность событий
На поля и на леса.
Зимним холодом пахнуло
Пред закатом небеса.
Ярким пурпуром зажглися
А с рассветом на село,
Ночью буря бушевала,
Первым снегом понесло.
На пруды, на сад пустынный
Белой скатертью полей
И сегодня над широкой
Вереницею гусей.
Мы простились с запоздалой
Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения
Выучить стихотворение наизусть или придумать своё стихотворение
V II РЕФЛЕКСИЯ
Проблемный вопрос ???
-Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.Бунина «Первый снег»?
Я познакомился…
Мне понравилось….
Я затруднялся…
С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?
Символом Зимы мы называем …(снежинку)
Давайте посчитаем наши достижения , заработанные в теч.урока. Оценивание.
Покажите снежинку голубого цвета, если вы всему научились, белого - если есть какие – то сомнения
Нарисуйте своё настроение
Итог. слова учителя Я желаю всем, чтобы завтрашнее утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми снежинками . И чтобы с первым снегом пришла радость.
Домашнее задание:
стр. 188-190 читать выразительно, нарисовать словесную картину к стихотворению.