kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С. Никитин " В синем небе плывут над полями..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения нового материала

-расширить знания о поэте, его жизни и творчестве;

-по­полнять словарный запас;

-учить видеть прекрасное вокруг;

-раз­вивать память, речь, мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Никитин " В синем небе плывут над полями..." »



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Коробинская основная общеобразовательная школа»

Тверская область, Зубцовский район, д. Малое Коробино







(Федеральный государственный общеобразовательный стандарт)

Конспект по литературному чтению

В 4 классе



Тема: И.С. Никитин « В Синем небе плывут над полями…»



Подготовила

Учитель начальных классов

1 категории

Лабутина Вероника Валентиновна



д. Малое Коробино

2015 г.



Цели:


-расширить знания о поэте, его жизни и творчестве;

-по­полнять словарный запас;

-учить видеть прекрасное вокруг;

-раз­вивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:


  • предметные: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

  • метапредметные: Р - форму­лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда­ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни­ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

  • личностные: формиро­вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор­дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.


Оборудование: портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио- приложение к учебнику, аудиозапись










































Ход урока


I.   Организационный момент.

              Проверка готовности к уроку.

 

II.   Речевая разминка.

     

Тихо ночь ложится   

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озёр;

 

Над глухою степью       

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут;

 

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

 

- Прочитайте, разделяя слова на слоги( использование интерактивной доски)

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте выразительно.

 

III. Актуализация знаний. 

 -узнайте полное имя поэта, творчество которого мы изучать на уроке выписав только буквы русской азбуки ( зад. на доске)

( Иван Саввич Никитин)


- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать .

- Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

- Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.) 

-Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть?

 ( Чтение стихов)

2.Слово о поэте.

- Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём. (портрет поэта на интерактивной доске)

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу  реки.

С высокой кручи побережья,  где стоял дом Никитиных,  поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.

Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.

Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»

    В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.( биография на интерактивной доске)

-Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена. ( материал на интерактивной доске)


IV.Физкультминутка.

V. Работа над новым материалом

1.Сообщение темы урока

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением И.С. Никитина

 « В синем небе плывут над полями…» 

 

 2.Использвоание для прослушивания стихотворения - аудиозаписи

 Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

( Вопросы после прослушивания)

 -Какие чувства вы пережили?

 -Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

 -Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?   

3. Словарно-лексическая работа.

- Объясните значение слов:

Межа–граница земельных участков

- Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает),  восторг (восхищение, радость)

-Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),

 восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)

4. Беседа по содержанию стихотворения.

- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно

(дети читают стихотворение про себя)

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

 ( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

- С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

  ( эпитетами, сравнением)   

- Назовите эпитеты? (Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер)

- Давайте представим,  что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.

-  Нарисуйте эти изумительные картины.

( работа в парах, словесное рисование)

  ( Проверка.)

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

   (На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)

- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?

    (Мы видим, что в природе тишина, как в храме,  и  И.С.Никитин восхищается этой тишиной)

-Мы познакомились  с прекрасным стихотворением.

- Какие мысли передал Никитин?

(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении;  Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог  увидеть нам)

 

7. Подготовка к выразительному чтению.

- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

-Вы подумали с какой интонацией будете читать?

(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).

               Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению ( на интерактивной доске)

             ( Работа в парах над выразительностью чтения)

 

8. Выразительное чтение стихотворение

   - Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

   - Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

- Стихи И.С.Никитина  красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на  них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

( Прослушивание романса « В синем небе  плывут над полями…»

- Что вам понравилось в этом романсе?

 VI. Рефлексия

- О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?

-Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?        

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого  поэта.

 - Посмотрим на слайд, в заключение я хочу ещё раз к нему вернуться.  Как вы думаете, заслуженно ли отмечено творчество И.С.Никитина?  Согласны ли вы, что творчество таких писателей нужно увековечивать?

VII.Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

(найти в других сборниках) и выучить одно по желанию.

 

 

 











 



Литература

  1. Интернет – ресурсы: http://infourok.ru/razrabotka-integrirovannogo-uroka-po-teme-isnikitin-v-sinem-nebe-plivut-nad-polyami-uprazhneniya-v-opredelenii-padezhey-imen-sus-436442.html

     2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.4 класс              Москва « Вако» 2015.

     3.  Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2014.

     4. Ожеков С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва

«Просвещение», 1990. 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
И.С. Никитин " В синем небе плывут над полями..."

Автор: Лабутина Вероника Валентиновна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "И.Никитин " В синем небе плывут над полями""
    ["seo_title"] => string(41) "i_nikitin_v_sinem_nebe_plyvut_nad_poliami"
    ["file_id"] => string(6) "638132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1697535937"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Поэтическая живопись пейзажа"
    ["seo_title"] => string(33) "poetichieskaia-zhivopis-pieizazha"
    ["file_id"] => string(6) "285275"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135467"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Обобщающий урок по разделу   "Поэтическая тетрадь" "
    ["seo_title"] => string(57) "obobshchaiushchii-urok-po-razdielu-poetichieskaia-tietrad"
    ["file_id"] => string(6) "116346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412428874"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок музыки Музыка вечера"
    ["seo_title"] => string(26) "urok_muzyki_muzyka_vechera"
    ["file_id"] => string(6) "579654"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619839828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства