Просмотр содержимого документа
«И.С. Никитин " В синем небе плывут над полями..." »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Коробинская основная общеобразовательная школа»
Тверская область, Зубцовский район, д. Малое Коробино
(Федеральный государственный общеобразовательный стандарт)
Конспект по литературному чтению
В 4 классе
Тема: И.С. Никитин « В Синем небе плывут над полями…»
Подготовила
Учитель начальных классов
1 категории
Лабутина Вероника Валентиновна
д. Малое Коробино
2015 г.
Цели:
-расширить знания о поэте, его жизни и творчестве;
-пополнять словарный запас;
-учить видеть прекрасное вокруг;
-развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио- приложение к учебнику, аудиозапись
Ход урока
I.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II.Речевая разминка.
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;
Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит;
- Прочитайте, разделяя слова на слоги( использование интерактивной доски)
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний.
-узнайте полное имя поэта, творчество которого мы изучать на уроке выписав только буквы русской азбуки ( зад. на доске)
( Иван Саввич Никитин)
- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать .
- Что вы уже знаете о И.С.Никитине?
- Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»)
-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)
-Кто помнит эти стихи и может прочитать наизусть?
( Чтение стихов)
2.Слово о поэте.
- Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина, а сегодня углубим знания о нём. (портрет поэта на интерактивной доске)
Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.
С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.
Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.
Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.
Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»
В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.
Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.( биография на интерактивной доске)
-Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена. ( материал на интерактивной доске)
IV.Физкультминутка.
V. Работа над новым материалом
1.Сообщение темы урока
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением И.С. Никитина
« В синем небе плывут над полями…»
2.Использвоание для прослушивания стихотворения - аудиозаписи
- Прослушайте это стихотворение и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?
( Вопросы после прослушивания)
-Какие чувства вы пережили?
-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?
3. Словарно-лексическая работа.
- Объясните значение слов:
Межа–граница земельных участков
- Подберите синонимы к словам: грезит (мечтает), восторг (восхищение, радость)
-Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),
восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)
4. Беседа по содержанию стихотворения.
- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно
(дети читают стихотворение про себя)
-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?
( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)
- С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств)
- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?
- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.
- Нарисуйте эти изумительные картины.
( работа в парах, словесное рисование)
( Проверка.)
- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?
(На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)
- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?
(Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной)
-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.
- Какие мысли передал Никитин?
(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.
-Вы подумали с какой интонацией будете читать?
(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).
Памятка.
а) Правильно ставь ударения.
б) Соблюдай паузы.
в) Выбери силу голоса (громко, тихо).
г) Определи темп (быстро, медленно)
д) Читай эмоционально.
е) Покажи интонацией свое отношение к произведению ( на интерактивной доске)
( Работа в парах над выразительностью чтения)
8. Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
- Стихи И.С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен.
-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»
( Прослушивание романса « В синем небе плывут над полями…»
- Что вам понравилось в этом романсе?
VI. Рефлексия
- О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?
-Чему учит это стихотворение?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
- Посмотрим на слайд, в заключение я хочу ещё раз к нему вернуться. Как вы думаете, заслуженно ли отмечено творчество И.С.Никитина? Согласны ли вы, что творчество таких писателей нужно увековечивать?
(найти в других сборниках) и выучить одно по желанию.
Литература
Интернет – ресурсы: http://infourok.ru/razrabotka-integrirovannogo-uroka-po-teme-isnikitin-v-sinem-nebe-plivut-nad-polyami-uprazhneniya-v-opredelenii-padezhey-imen-sus-436442.html
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению.4 класс Москва « Вако» 2015.
3. Климанова Л. Ф. Родная речь: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство «Просвещение», 2014.
4. Ожеков С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва