Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Средства обучения:
- портрет И.А. Крылова;
-иллюстрации с изображением стрекозы и муравья;
- экспозиционный экран;
-видеопроектор;
- ноутбук;
- магнитная доска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей» »
Муратова Елена Геннадиевна
учитель начальных классов
МБОУСОШ № 44
ст. Северской Краснодарского края
Конспект урока литературного чтения во 2 классе: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Средства обучения:
- портрет И.А. Крылова;
-иллюстрации с изображением стрекозы и муравья;
- экспозиционный экран;
-видеопроектор;
- ноутбук;
- магнитная доска.
Ход урока литературного чтения во 2 классе
I. Организационный момент
II. Артикуляционная гимнастика.
-Начнём урок со звуковой разминки (Совершенствование звуковой культуры речи.)
Изобразите звуками как:
- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика
(ш-ш-ш);
- жужжит жук (ж-ж-ж);
- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.
- Произнесённые вами звуки гласные или согласные?
- Согласные.
- Почему?
-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.
- Что ещё можете сказать об этих звуках?
-Эти звуки шипящие.
- Прочитаем чистоговорки с этими звуками. (записаны на доске или на экспозиционном экране)
Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие звуки.
-Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
-Ши-ши-ши-сидят дома малыши.
- Чу-чу-чу-молоточком я стучу.
- Ща-ща-ща-я поймал леща.
(Можно предложить детям самим сочинить окончание фраз).
- Что мы сейчас с вами сделали?
- С какой целью?
III. Проверка домашнего задания.
- Что предложите сделать дальше? (проверить домашнее задание)
- Проверяем выразительное чтение басни.
Дети выразительно читают басню И.А.Крылова. Лебедь, Щука и Рак.
IV. Этап мотивации и целеполагания.
- Прочитайте выражение (на доске). Чтение поговорки.
Чтение без размышления - пустое занятие.
- Как понимаете данное выражение?
Рассуждения детей.
- Читать нужно осмысленно.
- Какую цель поставим для себя на уроке?
V. Физкультминутка.
Дети выполняют движения.
VI. Актуализация опорных знаний.
- Как называется жанр, в котором работал И.А.Крылов?
- Басня.
- Что такое басня?
- Короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.
-Что высмеивается в баснях?
- В баснях выражается суть поступков людей. Высмеиваются их недостатки.
VII. Постановка цели урока.
-Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней И.А.Крылова. Будем учиться читать её по ролям.
(портрет И.А.Крылова)
VIII. Подготовка к восприятию нового текста.
Яндекс.Директ
Каркасный дом. Построим от души!Проектируем и строим каркасные дома. 100% проверенные технологии. Звоните!Наши услугиПроекты и ценыНаши работыСпецпредложенияizba-iz-brevna.ruАдрес и телефон
- Сейчас учащиеся загадают вам загадки, а вы их отгадайте.
- О чём должны помнить при отгадывании загадки?
Дети. О правилах отгадывания загадок: говорить отгадку только после того, как загадка загадана до конца.
Подготовленные заранее дети читают загадки.
А) В лесу у пня беготня, суета.
Народ рабочий весь день хлопочет (муравей)
Б) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)
(учитель показывает изображения этих животных)
-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые
- Муравьи – это очень трудолюбивые насекомые. Весь день они снуют по своим тропкам в поисках пищи и материала для строительства муравейника.
- Стрекозы летают на охоту только днём, в самые жаркие часы. С наступлением вечера и всю ночь они отдыхают неподвижно на каком-нибудь растении.
- Догадайтесь, о ком будем читать басню?
Учащиеся определяют тему урока.
-Прочитайте в учебнике, как она называется.
- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?
- Это герои произведения.
- Итак, тема нашего урока….
IX. Этап первичного восприятия.
- Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» внимательно. Постарайтесь представить то, о чём я прочитаю. Чтение басни вслух.
- В какое время года произошла встреча двух насекомых?
- Зимой.
- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?
- Пустить к себе перезимовать.
- Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы?
-Нет.
- В чём смысл басни?
-Нужно готовиться к зиме заранее.
X. Повторное чтение и углубленный анализ басни.
1.Словарная работа.
- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
(на доски или на экспозиционном экране появляются слова, выражения)
- Значение непонятных слов, выражений.
- вешние дни (иначе: весенние)
- в мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)
- удручена (огорчена, опечалена)
- помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)
- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)
- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)
Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.
Запоминают значение слов и выражений.
2.Повторное чтение басни.
- Прочитайте басню вполголоса.
Дети читают басню самостоятельно.
3.Углублённый анализ басни.
- Назовите главных героев басни.
- Кто из них вам понравился больше? Почему?
- Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок на печатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)
Учащиеся дают характеристику героям басни.
- Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
- Жалко ли вам Стрекозу?
- Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.
- Правильно ли поступил Муравей?
- Что автор высмеивает в этой басни в людях?
- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «-Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
- Какова мораль басни?
-Нужно не только веселиться, но и работать.
4.Индивидуальная работа учащихся.
Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.
Упражнение «Соберите пословицы»
- Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.
Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.
-Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске или экспозиционном экране)
Делу - время, потехе - час.
Кто веселится весной, проплачет зимой.
Семь раз отрежь, один раз отмерь.
- Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?