Речевая разминка - Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке. Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. - Прочитайте разными способами на одном выдохе: Ритмично, четко; Быстро; С замедлением. - Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Они хотят о себе рассказать. Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе. Стрекоза: - Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой! Муравей: - Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес. - Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню “Стрекоза и муравей”) - Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И. Масюк. Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи. Самостоятельное чтение басни (“чтение для себя”). Словарная работа - Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? (Кум, кума – крестные отец и мать по отношению к родителям крестника) Работа в парах - Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания: Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. Голову вскружило. Оглянуться не успела. В ум пойдет. Помертвело чисто поле. Злой тоской удручена. | Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима. Быстро прошло. В поле стоит мёртвая тишина. Тоскует. В мягкой траве у нас. | Анализ басни. Составление характеристики героев. Сравнительная характеристика. - Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.) - Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор) - Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето? - Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? - Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.) - Настали ли нужда и голод для Муравья? - Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? Чтение и ответы на вопросы учебника: - Кто из героев понравился и почему? - Справедливо или нет поступил Муравей? - Почему Стрекоза злой тоской удручена? - Сочувствуешь ли ты ей? - В каких строках басни содержится основная мысль? Как ты её понимаешь? Соотнеси с пословицей “Делу время, потехе час” Исследовательская деятельность (Является ли данное произведение басней?) Памятка 1. Как называется произведение? Кто его автор? В стихах или прозе оно написано? 2. Кто являются главными героями? 3. Что осуждается в произведении? 4. В каких строчках заключена мораль? |