Просмотр содержимого документа
«Городецкая роспись»
«Городецкая роспись»
Конспект внеурочного занятия группы продленного дня
2 класс
Разработала воспитатель ГПД
Кострикина Ольга Михайловна
Санкт-Петербург, 2020-2021 гг.
Тема: Городецкая роспись
Цели:
- Формировать интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
- Формировать умения составлять узоры по мотивам городецкой росписи.
Задачи:
- Познакомить детей с историей городецкого промысла;
- Развивать творческие способности учащихся, эстетическое восприятие цвета, внимание, память;
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, аккуратность при выполнении работ, умение работать индивидуально и в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Узнают особенности городецкой росписи, научатся составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.
Личностные:
Проявят интерес к предметно-практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- овладеют способностью составлять план выполнения работ, контролировать, корректировать свои действия В соответствии с выявленными отклонениями.
Познавательные:
- научатся осуществлять поиск информации из разных источников
Коммуникативные:
- научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи.
Оборудование:
Наглядный материал с городецкой росписью: эскизы работ, репродукции городецкой и дымковской росписи, изделия городецких и дымковских мастеров: разделочные доски, хлебница, настенные тарелки, игрушки.
Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте.
Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!
Мы с вами будем знакомиться с народными промыслами. Рассмотрим еще вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.
Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.
Воспитатель: Давайте посмотрим, это хохломская роспись. Какие цвета используются?
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)
Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики – это район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.
(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)
А вот такие прекрасные вещи (показ разделочная доска, коробочка), делают мастера ещё одного промысла - Городца.
Это один из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов и выработали определенные правила.
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
- Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
Постановка художественной задачи.
Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера.
купавкарозан
Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Воспитатель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок
Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.
Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
Поэтапный показ на доске учителя.
3. Практическая работа.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Воспитатель не забывает похвалить каждого ученика.
4. Анализ детских работ, оценивание.
Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.
Воспитатель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.
Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Воспитатель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
5.Рефлексия.
- Ребята вам понравилось сегодня занятие?
- Что нового для себя вы открыли?
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?