kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Городецкая роспись"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

В последние годы компьютерные технологии все больше стали проникать в различные образовательные отрасли. В курсе В.С.Кузина «Изобразительное искусство (5 класс)», в разделе «Декоративно-прикладное искусство» изучается тема «Золотая Хохлома».

Данная тема представляет, включающих краткое знакомство с произведениями и историей развития хохломской росписи, создание изделий, украшенных орнаментом. На заключительном этапе изучения данной темы проводится занятие систематизации полученных ранее знаний с использованием ИКТ.

Занятие  «Городецкая роспись»  спланирован и успешно апробирован в 5 классе МБОУ «Староильдеряковская средняя школа» учителем изобразительного искусства 1 квалификационной категории Зольниковой Еленой Владимировной.

Основная цель урока: систематизировать и закрепить знания учащихся об истории и специфических особенностях городецкой росписи, исходя из которой учитель решает следующие задачи:

  1. Обобщать знания учащихся об элементах городецкой росписи.
  2. Закреплять умения составлять орнамент.
  3. Учить расписывать изделия, используя имеющиеся знания.
  4. Упражнять в работе на компьютере.
  5. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к традициям русского народа, труду народных мастеров.
  6. Развивать творчество, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров родного края.
  7. Формировать эстетический вкус и фантазию.

В процессе работы ребята не только участвуют в деятельности, но и учатся управлять ей. Они становятся активными участниками беседы. С помощью плана, представленного на 2 слайде презентации, учащиеся получают возможность вернуться к любому вопросу, заинтересовавшему их, и получить подсказку на экране. Группа ребят работает самостоятельно на компьютерах. Применяя имеющиеся знания, они составляют узор в программе «Городец»

Сочетание учебной и игровой деятельности помогает удерживать внимание ребят на протяжении всего занятия. Положительный настрой на работу сохраняется на всех его этапах,  довольно сложные задачи занятия помогает решить использование ИКТ.

Компьютерное моделирование позволяет учителю наглядно демонстрировать многочисленные изделия и сведения о Городце, контролировать работу учащихся, а так же позволяет учитывать индивидуальный уровень обученности класса, создает удобства в работе учителя, экономит время на каждом этапе занятия. Отдельные слайды данной презентации можно использовать на начальных этапах работы по ознакомлению и формированию представлений о городецкой росписи.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Городецкая роспись" »

Тема: «Городецкая роспись»

Цели:- познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла;

- развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

-воспитывать любовь к Родине, искусству.

Ход урока:

На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

Давайте повторим их.

Из стихов которые я вам зачитываю определите о каком народном промысле идет речь.


1.Расписные коньки

Разноцветные индюки

Барышни румяные

И гусары бравые-

Играй вдоволь, да смотри

Только нас не урони.


1.Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?




2. Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).


3. Букеты сказочных цветов 
глядят на нас с подносов звонких 
И шелк волшебных лепестков 
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло 
и хмурый день наполнен светом, 
когда в руках ожившим летом 
горит такое мастерство. (жостово) (росписи по одному выходят на слайдах)


Вопросы:

1.Ребята , а чем же отличаются эти росписи? Назовите мне отличительные черты народных промыслов.(дымковские игрушки из глины, жостовсий поднос расписывается по металлу, гжель на глиняной посуде)

2. Какие разновидности глиняных посуд вы еще можете мне назвать.(майолика, фарфор, фаянс)


Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной росписью, с Городецкой.


В отличие от предыдущих эта роспись расписывается по дереву.

История Городецкой росписи.

Слайд 2-4

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много   ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся     на     Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным  картинкам  на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта.

Особенности Городецкой росписи

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.  

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами,  высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.







Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов.    (Красный, синий, чёрный, зелёный)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «бубенчик» «розан», «купавка», «листики». Слайд 5-7

Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» - разбавленным цветом, а «тенёвка» - насыщенным. На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета.  Последовательность выполнения «купавки», та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов.

При выполнении цветов Городецкой росписи можно разделить на три вида:1.большие элементы (розан, купавка и листок)

2.малые элементы (бубенчики)

3. второстепенные элементы(точки, завитки, штрихи)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима.

Практическая часть

На сегодняшнем уроке мы с вами оставим пока традиционную технику росписи городца. А нашу роспись будем рисовать необычными способами. Для этого нам надо разделиться на 2 группы. 1-я группа пересаживайтесь к компьютерам, вы должны будете рисовать , вернее закрашивать Городецкую роспись имеющийся на экране. 2-я группа остаетесь на своих местах, ваша задача расписать роспись с помощью трафарета. Вы должны будете выполнить теневку и оживку. 1-я группа оживку вы выполняете черным цветом.

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

Итог урока.

Ребята с какой росписью мы сегодня с вами познакомились?

Назовите мне основные элементы Городецкой росписи.

Запомнили ли вы место зарождения народного промысла?



Домашняя работа.

Впишите название росписей в графы таблицы. и заполните таблицу. Принести деревянный брусок.


металл

дерево

керамика

Впишите названия





Место зарождения





Роспись, что изображали




Цвета.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Городецкая роспись"

Автор: Зольникова Елена Владимировна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока на тему "Городецкая роспись". "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "215404"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432664333"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект внеклассного занятия в 5 класса по теме "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-v-5-klassa-po-tiemie-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "111881"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408019726"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект внеклассного занятия в 5 классе по теме "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-v-5-klassie-po-tiemie-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "111882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408019846"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Городецкая роспись" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-gorodietskaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "176292"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424383986"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ" ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА"
    ["seo_title"] => string(53) "gorodietskaia-rospis-tiekhnologichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "261583"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449157359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства