kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект рока разработан в соответствии с  требованиями ФГОС. Программа "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов»

Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.

Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;

            - формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

            - обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

            - определение роли глагола в предложении.

Планируемые результаты:

Предметные:

-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как  показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

 - овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,   грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные:

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

логические – осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,  что ещё неизвестно;

  - оценивать ход и результат выполнения задания;

  - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

 - корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

 - уметь работать в парах

 - внимательно слушать друг друга;

 - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с информацией:

               -  работа с материалом учебника;

               - искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор  В.П. Канакина), карточка с заданием для работы в паре, в группе.

 Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.

Ход урока

I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом.

- А теперь посмотрите слайд и прочитайте высказывание.(Слайд 1)

- Как вы объясните данную пословицу?

Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.

-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать 

Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам,

Чего не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока. Самоопределение.

  1. Cловарная работа

- Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор, ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл,л)..ктивный)

- Что вы о них можете сказать?

- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик, вставьте пропущенные буквы.

- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что знаете об имени прилагательном?

2. - Ваше следующее  задание: расшифровать тему нашего урока. (Слайд 2) 

- Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

-Какое слово получилось? (Глагол)

- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется  глаголом. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)

- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка.

(Слайд 3)

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык»

(Слайд 4)  А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».

Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.

III  . Работа по теме урока

  1. Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)

- Прочитайте текст (Слайд5)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?  (Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?)

- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать? (Глаголы)

- Запишите текст, который у вас получился.

(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.) 

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал.

- Как изменился второй текст?

- Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)

- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)

- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события)

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

-  Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 101

  1. Физминутка

  1. Продолжение работы над темой урока.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. – Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное, распространенное, нераспространенное)

(Учащиеся выбирают подходящие карточки)

- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение нераспространенное, а четвертое распространенное)

-Как вы определили?

- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант -  в четвертом.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.

- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях.

2) (На доске карточки со словами: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр)

-Прочитайте группу слов. Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.

Подберите к каждому сущ. подходящий глагол.

- Запишите нераспространенные предложения.

- Подчеркните грамматическую основу.(Один ученик работает у доски)

- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

  1. Включение в систему знаний и повторение

(Работа по учебнику)

- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить потомство)

- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится, любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый? (Ленивый)

- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в №170 стр. 100

- Какова главная мысль стихотворения?

- Выпишите глаголы.  (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с вопросом)

- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски)  

- Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.

-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)

  1. Самостоятельная работа

- Выполните задание №1 стр. 41  в рабочей тетради.

  1.  Итог урока. Рефлексия.

  • Подведем итог урока. (Слайд 6)

  • Что такое глагол? (Часть речи)

  • На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)

  • Что обозначает? (Действие предмета)

  • Каким членом предложения является? (Сказуемым)

      - Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие?

      - Что понравилось? Чем урок запомнится?

  1.  Домашнее задание. Стр. 101 правило, №171




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов

Автор: Трусова Елена Владимировна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация "Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов""
    ["seo_title"] => string(78) "prezentatsiia_glagol_kak_chast_rechi_znachenie_i_upotreblenie_v_rechi_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "645081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1706948506"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока русского языка в 3 классе Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_glagol_kak_chast_rechi_znachenie_i_upo"
    ["file_id"] => string(6) "645082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706948669"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Глагол как часть речи "
    ["seo_title"] => string(26) "glaghol-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "154826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421219426"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Повторение изученного по теме "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(44) "povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "187777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426581685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства