Программа "Школа России" А.А. Плешаков, окружающий мир, 1 класс. Цели урока: формировать представления о разнообразии природы планеты Земля; познакомить с особенностями природных условий холодных районов планеты, показать связь между природными условиями и животным миром; развивать память, речь, мышление, мелкую моторику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Где живут белые медведи? »
Окружающий мир. 1 класс. А.А. Плешаков. Программа «Школа России».
Тема урока:Где живут белые медведи?
Цели:- формировать представления о разнообразии природы планеты Земля;
- познакомить с особенностями природных условий холодных районов планеты,
показать связь между природными условиями и животным миром; учить
элементарным приемам работы с картой.
I. Организационный момент.
II. Повторение .
- На прошлом уроке мы «совершили» путешествие. Кто нам помогал? ( Цветик – семицветик) В каких странах мы побывали? Какой там климат? Какие животные обитают в Африке? А кого можно увидеть в Индии? (ответы детей по материалу предыдущих уроков)
III. Сообщение темы урока.
- У нашего волшебного цветка ещё есть лепестки. И мы сегодня снова отправимся в путешествие с его помощью. Но сначала отгадайте загадку:
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь.
Кто же я? Скажи … (медведь)
- Это бурый медведь. Расскажите, где он живет?
- А бывают ли белые медведи? И где они живут? Хотите узнать?
Тогда мы отправимся в далекие края. И поможет нам попасть в нужное место волшебный цветик-семицветик.
IV. Физ. минутка. ( дети повторяют движения за учителем)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
- Вели, чтобы мы оказались там, где живут белые медведи!
(Дети закрывают глаза. Когда учитель предлагает детям открыть глаза, они видят фотографии Северного полюса.)
V. Работа по учебнику.
- Куда это мы попали? Что видите вокруг?
Какая здесь природа? А как вы думаете, какая там погода? ( ответы детей)
- Мы попали с вами в самые холодные районы нашей планеты Земля. Это Северный полюс.
- Пожалуй, нам пригодятся некоторые вещи. Откройте «Рабочую тетрадь» с.31. рассмотрите рисунок. Какие вещи вам будут необходимы в путешествии по Северному полюсу? Отметьте их фишками.
- Для чего нужна тёплая одежда?
- А в чем нам помогут лыжи и аэросани?
Вот теперь мы готовы к путешествию по Северному полюсу.
VI. Работа с картой.
- Определим, где находится Северный полюс.
(Учитель показывает на карте местонахождение Северного полюса. Дети в учебнике находят и обозначают буквой «С».)
VII. Рассказ учителя.
- На Северном полюсе находится Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь всегда очень холодно.
- Посмотрите, какие животные обитают на Северном полюсе?
(Дети рассматривают рисунки в учебнике. Учитель демонстрирует картинки др. животных.)
- Как видите, животных здесь не так уж много. Объясните, почему?
- Да, холодный климат заставляет животных приспосабливаться.
- Что спасает их от мороза?
- Кроме густой шерсти, от мороза животных защищает толстый слой жира, который они накапливают под кожей. Он спасает их не только от холода, но и от голода, если не удается найти корм.
- Послушайте, я расскажу вам о жизни белых медведей. (Учитель сообщает краткие сведения о животных. Это сообщение может сделать заранее подготовленный ученик.)
Белые медведи.
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3м. белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животное легко и быстро передвигается по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела.
Белые медведи отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в морозы они остаются сухими и им не страшна никакая простуда.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре-декабре мама-медведица выкапывает в снегу глубокую яму. Через 1-2 месяца у неё появятся 2-3 малыша, которые будут спать вместе с матерью в берлоге до весны. Детеныши остаются с матерью примерно 2 года. Все это время она кормит их и заботится о них.
Обобщение: - Итак, где живут белые медведи?
- Белые медведи живут на Северном полюсе.
- На Земле есть два полюса – Северный и Южный. Цветик-семицветик поможет нам там оказаться.
VIII. Физ. минутка.
IX. Работа по учебнику с. 73.
- Вот мы на Южном полюсе. Ещё его называют Антарктидой.
- Какая здесь природа? Что можете сказать о погоде?
- Как вы думаете, придется ли нам отказаться от вещей, которые мы брали на Северный полюс? Почему?
- Да, в Антарктиде тоже холодно, хотя и называется Южным полюсом. Этот огромный участок суши покрыт толстым слоем льда.
X. Работа с картой.
- Найдите на карте, где находится Антарктида. Обозначьте её буквой «Ю».
XI. Рассказ учителя.
- Расскажите по рисунку, каких животных можно встретить в Антарктиде?
- А живут ли здесь белые медведи?
- Жителями Южного полюса являются пингвины.
(Сообщение учителя (или подготовленного ученика) о пингвинах.)
Пингвины.
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов около 1м. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. У пингвинов нет пуховых перьев. Но у них есть толстый слой подкожного жира, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде зимой бывает 60 мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Пингвиниха откладывает одно яйцо. Затем отец пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на блюшке, как в карман. Теперь он будет держать яйцо на лапах два месяца, стоя на трескучем морозе, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет за счет жира, который он накопил за лето. А мама пингвиниха в это время отдыхает, нагуливает жир. Когда появится птенец, его воспитанием займется мама.
Как только пигвинёнок встанет на ножки, его отправят в пингвиний детский сад к другим пингвинятам, где за ними присматривают взрослые пингвины-воспитатели. А родители тем временем плавают в море за пищей для малышей.
- Прочитайте вопрос, который вам задает Мудрая Черепаха.
- Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?
XII. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось?
- Как называются самые холодные районы нашей планеты?
- Чем покрыты Северный и Южный полюсы?
- Одни и те же животные водятся там? Назови.
XIII. Практическая работа.
- А теперь на память о нашем путешествии мы изготовим аппликацию – портрет белого медведя. (демонстрирует образец)
План работы:
Обведи силуэт медведя на картон голубого цвета (по шаблону).
Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки несколько раз. Сними нитки с пальчиков и нарежь их кусочками длиной 5мм.
Нанеси клей на силуэт медведя и наложи нарезанные нитки. Следи, чтобы нитки распределялись равномерно, края были ровные и аккуратные.
Приклей глаз и нос из цветной бумаги.
XIV. Выставка работ.
- Посмотрите, какие прекрасные медведи у вас получились.
- Спасибо всем за хорошую работу на уроке. Оборудование:
Для учителя: глобус, карта; карточки со словами «Северный полюс», «Южный полюс», «Антарктида»; картинки с изображением животных, презентация; шаблоны – фигурки медведя, модель цветика-семицветика.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь; цветные фишки, карточки с буквами; картон, клей, ножницы, шерстяные нитки, карандаш.