Фрагмент урока окружающего мира по теме: В мире камня.
Фрагмент урока окружающего мира по теме: В мире камня.
Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе по теме: В мире камня. (УМС «Планета знаний») с описанием ключевых компетенций, формируемых на уроке в процессе открытия новых знаний (ценностно-смысловые компетенции, элементы проектно-иследовательской деятельности, общекультурные компетенции, деятельностный подход, технология проблемного диалога, прием «актуальность», суть которого – донести до каждого ребенка, что получаемое им новое знание по предмету крайне необходимо для него, рефлексия).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока окружающего мира по теме: В мире камня. »
Фрагмент урока окружающего мира по теме: В мире камня.
УМС «Планета знаний» 2 класс
Лаврентьева Мария Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №24»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Тема: В мире камня.
Цель: формирование первого представления о горных породах и минералах.
Задачи: показать значение камня в жизни человека, тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(интересным, веселым, творческим и плодотворным)
- Что поможет нам сделать труд на уроке результативным и плодотворным?
/отвечают дети/
- Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат.
- Хором прочитаем эти слова. Пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.
На доске слова:
У меня все получится. Я смогу выполнить все задания. Желаю успехов себе и друзьям.
(Ценностно-смысловые компетенции.
Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности)
- Посмотрите на иллюстрацию. Гном нам приготовил два интересных изображения.
- Каким одним словом можно назвать то, что видите? (камень)
- Попробуйте тогда определить о чём мы будем сегодня на уроке говорить, сформулировать тему нашего урока.
На доске изображение
- Верно, мы с вами на уроке побываем в загадочном и удивительном мире камней.
- А для того, чтобы как можно больше узнать о камнях нашей планеты Земля, как вы думаете, на какие вопросы нужно получить ответ?
Какие это камни? Откуда появились? Зачем они нужны? Чем отличаются друг от друга? Почему они разные? Где в своей жизни человек их использует? Сможет ли современный человек обойтись без камней?
- Чтобы получать ответы на вопросы, которые человек задает себе, он использует методы исследования такие как:
подумать самостоятельно;
спроси об этом учителя;
прочитай в книге или энциклопедии;
посмотреть по телевизору;
получить информацию в интернете;
понаблюдать.
Учитель на доске вывешивает соответствующие изображения
- Как вы думаете, какие из них мы будем использовать на уроке?
(спросить у учителя, подумать самостоятельно, прочитать в книге, понаблюдать)
- Итак, мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, в мир камня. Положите перед собой лесенку знаний. Подумайте, что вы знаете о камнях и поставьте себя на ту ступеньку лесенки знаний, на которой, по вашему мнению, вы находитесь сейчас, в начале урока.
начало урока конец урока
- Итак, что вы знаете о камнях? (выслушиваются ответы детей)
- Молодцы ребята, вы много знаете, и я вижу, что вы много читаете дополнительной литературы. Но мне хотелось бы к тем знаниям, что у вас есть добавить ещё немного. Посмотрите на картинку.
- Перед вами изображение камней. Какие они?
- Одинаковые или разные? Чем отличаются друг от друга?
- Верно. Камни отличаются по форме, размеру и цвету.
- Камень с незапамятных времён прочно вошёл в жизнь человека. Уже первобытные люди использовали их.
Как орудие труда: острыми камнями расчленяли на части туши убитых животных; растирали зерна злаков в муку: разглаживали кожу убитых животных.
Как украшение: блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.
Как оружие: камень был надежным оружием обороны и нападения.
Но не все камни обладали такими свойствами. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки,давали им названия
Сейчас в природе насчитывается около 3000 минералов. Одни из них встречаются большими месторождениями, другие – очень редко, поэтому называются они драгоценными и полудрагоценными камнями.
Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!
Вот мне и мне захотелось узнать и рассказать вам, какие же секреты они таят в себе.
(Локализация проблемы
проектно-иследовательской деятельности)
Учебно-познавательные компетенции-Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Много сложено поговорок и пословиц о соли. На парте у вас листик с пословицами. Давайте их прочитаем.
Пословицы
1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
2. Без соли стол кривой.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.
- О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. Как вы её понимаете. Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”.
А ещё на Руси издавна существует обычай – как встречать дорогих гостей. Хлебом и солью.
Общекультурные компетенции - Познания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций
Кроме диалогов используются также другие приемы. Один из них называется образно «яркое пятно». Суть этого приема в использовании сказок, случаев из жизни, опытов, при этом формируется общекультурная, информационная компетенция.
Пемза
- Внимательно посмотрите на камень, который у меня в руках. Кто знает, как он называется? Поднимите руку, у кого дома есть такой камень?
- Где вы его используете?
Сравните пемзу с губкой. Чем они похожи? Ребята, когда вы опускаете губку в воду, она тонет? А пемза будет тонуть? Давайте проверим.
( дети демонстрируют опыт)
Как вы думаете, почему пемза не тонет в воде?
- Перед вами на экране названия камней. На какие 2 большие группы их можно разделить? (работа по вариантам – 1 в. выписать природные камни
2 в. выписать искусственные камни)
Прием «актуальность». Суть приема – донести до каждого ребенка,
что получаемое им новое знание по предмету
крайне необходимо для него.
- Почему человеку трудно обойтись без горных пород и минералов? Докажите.
Гранит – строительство, отделка полов, ступенек.
Мел – пишем на доске, белим деревья, в строительстве.
Глина – медицина, изготовление посуды, кирпичные дома, игрушки.
Уголь – тепло и энергия, краски, лаки, пластмассовые игрушки.
(Деятельностный подход - из примера видно, что технология проблемного диалога предполагает такую организацию занятий, которая позволяет обеспечить усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем, в результате чего и происходит формирование ключевых компетенций.)
- Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня, в мир застывшей музыки, бесконечного разнообразия оттенков и причудливых образов, в которых каждый открывает свой мир. И в конце урока, попробуйте подвести итог изученного.
Сегодня на уроке
Сегодня на уроке:
Я узнал …..
Я научился….
Мне понравилось…..
Я бы хотел…..
Новые знания мне пригодятся…..
- Положите перед собой лесенку знаний, проанализируйте: больше ли вы стали знать о мире камня и поставьте себя на ступеньку в конце урока.
Поднимите руку, кто поднялся на ступеньки выше.
(Рефлексия. Выработка компетенции)
Домашнее задание
- Камни служат человеку и как украшения.
Таких камней в природе огромное множество. Нам с вами повезло, что мы живем в стране, которую зовут Россия и на её территории находятся Уральские горы – настоящая подземная сокровищница камней – самоцветов, о которых вы поговорите на следующем уроке.
У каждого камня самоцвета своё имя, своё обозначение и даже каждому месяцу года присущ свой камень. Вспомните, кто в каком месяце родился и определите свой камень.
Ваше домашнее задание – подготовить сообщение о своём камне.
(Деятельностный подход, работа с дополнительной литературой и Интернет - ресурсами)