Тема моего опыта :
«Формирование учебной мотивации как одно из средств повышения грамотности на уроках русского языка».
«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность
и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только
при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Анатоль Франс
Слайд (проблема)
Наблюдая за успеваемостью детей, проводя диагностику и анкетирование, я обратила внимание на следующие трудности в обучении русскому языку:
- доминирование словесных форм подачи нового материала, статичность наглядных средств обучения – ограничивает индивидуальное творчество учащихся, активизирует не все каналы восприятия;
- как следствие этого- снижение орфографической грамотности учащихся (дети знают правила, правильно их формулируют, приводят примеры, но при написании диктанта или другой письменной работы нарушают правила, допускают ошибки);
- это ведёт к потере интереса к предмету
- следствием этого является отсутствие мотивации к изучению русского языка,
- низкая культура речи учащихся.
Слайд (потребности, мотивирующие уч. деят-ть.)
Идея формирования мотивации учения как одного из средств повышения грамотности возникла не случайно.
Я уверена в том, что от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык, а мотивация учения – одно из основных неотъемлемых условий обучения. От неё напрямую зависят результаты учебной деятельности, психологическое состояние ученика, его отношение к предмету и образованию в целом.
Так как за каждым мотивом стоит та или иная потребность, то в ходе продуктивного учебно-воспитательного процесса у детей должны возникнуть потребности, мотивирующие учебную деятельность:
-потребность в творчестве и творческом труде,
-потребность в самоутверждении и самовыражении,
-потребность в общении,
- нравственно-эстетическая потребность,
-потребность в познании.
Если перечисленные потребности активируются в ходе учебной деятельности, то у детей повышается внутренняя мотивация.
Слайд (признак воспитанности)
Изучив опыт ведущих психологов и методистов Львова М. Р., Рамзаевой Т. Г., Разумовской М. М., я убедилась в том, что хорошо развитые речевые навыки:
- точная, грамотная, выразительная речь в различных ситуациях общения;
- грамотное письмо;
- адекватное понимание чужой речи -
воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности.
Уровень элементарной грамотности, в том числе и орфографической, связывается в нашем обществе не только с подготовкой по родному языку, но и с моральным обликом нового поколения, его культурой. Из всего этого следует, что данный опыт своевременен, актуален и перспективен.
Слайд ( пути решения)
Изучив и опробовав на своих уроках опыт ведущих педагогов я пришла к выводу, что формирование учебной мотивации на уроках русского языка как одно из средств повышения грамотности учащихся происходит через:
- учёт возрастных особенностей ребёнка;
- создание оптимальных условий для его самореализации;
- развитие и углубление познавательных интересов;
- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
- чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала;
- разнообразие приёмов проведения словарной работы;
- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- положительную самооценку (постоянная ситуация успеха);
- введение гибкой системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Но любое начинание должно на чём-то базироваться. В начальной школе мы опираемся на жизненный опыт учеников, которые поступили в школу впервые.
Нужно знать особенности и интересы каждого ученика, его потребности.
Всё это в процессе работы над данной темой я узнаю, используя следующие формы диагностики:
-наблюдения, анкетирование,
-психолого-педагогические исследования (совместно с психологом),
-специально продумываю беседы с учениками и родителями.
Слайд( система мотивации)
Итоги диагностики, проведённой психологом в начале 2006-2008 учебного года показали, что у детей преобладают внешние мотивы учебной деятельности над внутренними.
Считаю, что в ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
В этом ему поможет учитель. Создаст благоприятный, комфортный климат на уроке, ситуацию успеха.
Слайд ( ситуация успеха)
Немного остановлюсь на особенности мотивации при изучении орфографии в начальных классах.
Успех процесса осознанного формирования умений по правописанию зависит и от психологических условий - мотивации орфографической работы.
Чем взрослее школьник, тем в большей степени он руководствуется в своей учебной деятельности далёкими целями, например, изучение орфографии старшеклассник связывает с перспективой успешного окончания школы, получения высокого балла в аттестате, с перспективой быть образованным, культурным человеком, хорошим специалистом.
Для младшего школьника эти перспективы не играют ведущей роли.
Учитель начальных классов, обучая детей правописанию, вынужден обращаться к более близким целям.
« В современной методике орфографии мотивация учащихся недостаточна. Причина состоит в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательная для детей. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет «русский язык», а иногда и на всю школу».
Мотивацию к изучению орфографии я реализую через следующие методы:
а) возбуждение познавательных интересов,
б) поиск занимательных форм и методов работы,
в) облегчение работы учащихся, благодаря хорошему отбору дидактического материала и разнообразию методических приёмов,
г) введение гибкой и конкретной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.
Каждую из групп я хотела бы представить некоторыми приёмами, способствующими формированию положительной мотивации:
Слайд ( Особ. Мотивации)
а) развитие познавательных интересов школьников в области орфографии
1. Постепенное осознание далёких целей обучения правописанию.
Нужно, чтобы дети убедились, что все люди овладевают письмом, и в этом нет
ничего непреодолимого.
2. Осознание учащимися близких и ближайших целей обучения правописанию:
школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они придут к концу учебного года, что они должны усвоить в области правописания при изучении данной темы, в необходимых случаях определяется задача отдельного урока или даже отдельного упражнения.
3. Понимание учащимися социальной роли грамотного письма для успешного обучения в школе, для приобретения профессии, для полноценного обучения в современных условиях, для умения писать письма, дневники, отчёты.
4. Постоянное осмысление орфографической работы: воспитание гордости за успехи в области культуры речи, в выражении своей мысли, похвала за успешное овладение правильным письмом, общественная поддержка.
5. Организация общественных мероприятий, в которых школьники могли бы проявить свою грамотность.
Например: выпуск классной газеты, изготовление наглядного пособия, прикрепление отстающего к хорошо успевающему ученику для оказания помощи.
Слайд (заним. Формы)
Б) Занимательные приёмы работы
1. Использование игр и занимательного материала на уроках, элементы соревнования, небольшие конкурсы, хоровое проговаривание слов, декламация стихотворных отрывков, имеющих орфографическое значение.
Например, существуют пословицы, в которых говорится об этом:
Чтобы правильно писать, надо правильно читать.
Пиши не пером, а умом. И др.
2. Организация внеклассной работы по языку в виде кружков, викторин, бесед, выпуска газет, альбомов, плакатов предметных недель.
3. Обоснованное разнообразие приёмов работы учителя и учащихся:
-элементы исследовательского метода, поисковые задачи:
Например: - Можно ли слова земляника, костяника проверить словами земли, кость. Если да, то почему?
-приёмы, позволяющие опираться на языковое чутьё, дикцию, понимание словообразовательных механизмов, этимологию.
4. Опора на чувственное восприятие языковых единиц, т.е. на зрительную и слуховую наглядность: использование красочных картин и плакатов, цветных мелков, художественное чтение (приёмы С.Н. Лысенковой)
в) Отбор и структурирование дидактического материала
1. В начальных классах орфография не может предстать перед учащимися как целостная система, тем не менее важно показывать младшим школьникам закономерность в орфографии, её неслучайность.
Например: Единый способ проверки морфем с помощью родственных слов и однотипных словоформ, целесообразность употребления заглавной буквы.
2. Дидактический материал, т.е. слова, словосочетания, предложения, текст для анализа и упражнений подбирается из произведений художественной литературы. Полезно привлекать тексты сочинений и изложений самих учащихся в целях самопроверки.
3. Слова, словосочетания, предложения, текст должны быть насыщены орфограммами изученного типа, как правило, в каждом предложении или по 2-3 случая в тексте, а в одном словарном упражнении - в каждом слове. Насыщенность дидактического материала орфограммами поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы
4. В дидактический материал орфограммы на изученное правило включают в доступных вариантах, с постепенным осложнением.
Например: Для безударной гласной в корне г.ра-горы, г.ристый-горы, горный.
Таким образом, первый шаг на пути формирования умений – это положительная мотивация, развитие познавательного интереса и ясное понимание задач.
слайд
Формирование личностного смысла учения.
Прежде всего, я стремлюсь к формированию у детей личностного смысла учения. Для этого я отбираю учебный материал с учётом личного субъектного опыта учащихся. Учащиеся с интересом включаются в обсуждение таких ситуаций, активизируют свой жизненный опыт, делятся своими переживаниями и мыслями по проблеме
слайд
Задания творческого характера, которые затрагивают их эмоциональную сферу, способствуют процессам самопознания и самосовершенствования.
слайд
Создание проблемных ситуаций .
Правильное построение проблемной ситуации на уроке мотивирует детей к самостоятельному поиску новой лексики, подбору синонимов или антонимов к уже знакомым словам, к самостоятельному анализу неизвестного грамматического явления.
слайд
Опора на жизненный опыт.
Для формирования познавательных мотивов большое значение имеет также акцентирование связи изучаемого предмета с реальной жизнью. С этой целью я стараюсь так формулировать задания, чтобы у учеников появилось понимание реальной ценности их языковых умений, ведь учащемуся важно видеть в учебных занятиях не только познавательный и тренинговый смысл, но и результат собственной деятельности, найти область применения своих способностей. Осознание наличия связи изучаемого материала с жизнью и возможность применить свои знания, продемонстрировать их являются залогом развития личности в процессе обучения.
слайд
Построение структуры уроков в соответствии с технологией личностно-ориентированного обучения, то есть наличие на уроках таких обязательных компонентов, как целеполагание, выбор учениками способа действий, планирование своей деятельности и этап рефлексии.
В целом эти компоненты урока помогают мне формировать внутреннюю учебную мотивацию школьников.
слайд
Работа в группах.
Данная форма работы позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика в группе, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал. Существует много вариантов организации работы учащихся в парах и в группах. Они зависят от тематики урока, содержания учебного материала, поставленной цели, ученического состава и т.д
слайд
Игровые методы.
Основная задача дидактических игр и разнообразных игровых методов обучения состоит в активизации познавательной деятельности учащихся, повышении эффективности урока. Возрастает интерес учащихся к уроку, их творческая активность. Игра оказывает огромное влияние на эмоциональный компонент мотивации учения. Дети любят играть и всегда с нетерпением ждут на уроке таких радостных моментов.
Я использую на уроках различные лексические, грамматические игры, ролевые игры, различные формы проведения речевой зарядки и физминутки, использование загадок, рифмовок, стихотворений, пословиц и поговорок.
У детей в процессе этой игры затрагиваются эмоции, появляется азарт, желание выиграть и стремление как можно лучше показать себя, свои способности. Кроме того, материал, закрепляемый в условиях эмоционального напряжения, надолго откладывается в памяти учеников, так как он становится для них личностно значимым.
Таким образом, удовольствие, получаемое в процессе игры детьми, способствует формированию эмоционального компонента учебной мотивации школьников.
слайд
Особенность работы с учебником.
Орфография в нашем учебнике проходит красной нитью. Она проходит через весь комплект.
В чём плюсы данного учебника?
1. Изложение материала выстроено в единую сюжетную линию.
2. Иллюстрации развивают психические процессы ребёнка, способствуют формированию познавательного интереса.
3. Действует закон позитивного отражения.
Тексты – авторские, поэтому они насыщены орфограммами и имеют множество вариантов работы, а так же направлены на формирование позитивных впечатлений, несут большой запас добра. В этом воспитательная направленность учебника.
слайд
Результат:
Динамика качества знаний за 3 года возросла от 60-73 %
Динамика уровня обученности – от 60-69%.
Слайд (заключ)
Заключение.
Мотивируя учебную деятельность в преподавании русского языка, в центр свое работы я ставлю личность, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализации природных потенциалов.
Мотивируя учебный процесс, я создаю систему осознанных представлений личности о самой себе. Использование различных методов и средств обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным особенностям каждого ребёнка, является элементами личностного ориентирования. Знание психологии ребёнка приводит меня к выводу о необходимости использования активных форм урока, разнообразия методов организации учебного процесса на уроках русского языка с целью осознания ребёнком смысла учения.