Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.Приемы и методы, описанные в работе помогают в педагогической практике повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение и формируют учебные универсальные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе »
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе
Плотникова Лидия Григорьевна,
учитель начальных классов
МБУ СОШ № 47
г.о. Тольятти
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга, которая, к сожалению, ушла на второй план.
«Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С. Пушкин.
Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
— резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
— изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
— отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется
• владением техникой чтения,
• приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
• знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
• сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.
В этом плане, для воспитания интереса и любви к чтению, я предлагаю своим учащимся разные творческие и поисковые задания, которые направлены на стимулирование интереса к книге, как к источнику знаний, развитие фантазии ребёнка и развитие грамотной литературной речи. В связи с этим, в уроке литературного чтения по системе ПНШ я использую различные формы учебной деятельности для приобщения детей к книге и для развития способности воспринимать красоту и многозначность художественного слова.
Общение с литературой поможет ученику осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его общение с художественными произведениями в дальнейшей жизни.
Предлагаю некоторые формы и приёмы работы, которые можно включать в уроки для поддержания интереса к предмету.
Для закрепления умения определять смыслоразличительные качества согласных помогут игры со звуками и словами.
Игры «Хоккей», «Узнай слово», «Живые звуки», «Сломанный телефон» хорошо работают в звуко-буквенный период.
В игре «Хоккей»говорю:
-Сейчас мы приступим к игре. Поставьте на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду называть слова. Все они начинаются со звука (М). Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу». Шайба у нас – это слово, начинающееся с другого звука, не (М). Как только я попытаюсь забросить «шайбу», захлопывайте ворота.
«Живые звуки» - игра с именами детей класса, в зависимости изучения звуков: или по порядку, или от «ртараскрываемости», или места расположения звука.
В игре «Фотоглаз», когда на экран проецируются столбцы из 4, 5 и 6 буквенных слов по одному: время предъявления: 5сек, 3 с., 2с, 1с, 0.5 с. Всего 7-9 слов (глубина оперативной памяти). Для контроля спрашиваю, было ли представлено такое-то слово. Можно называть и слово, отсутствующее в перечне.
Для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию предлагаю упражнение «Финиш».
Например, в работе с текстом «Затеи Деда Мороза» (с. 54) использую 1 вариант игры. Прочитать текст, включая предложение «А дети рады морозам». В тексте « Барбос на рыбалке» (с.74) чтение текста до слова «бобер». Условие: указываю слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст, но слова подбираются из 2 половины текста так, чтобы они встречались в тексте 1 раз. Дочитав до заданного слова, поднимают руки. Выборочно проверяю правильность выполнения задания. Чтобы предупредить «скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно
подготовить и задать конкретные вопросы по содержанию прочитанной части текста.
2 вариант этой игры состоит в том, что ставится задача читать текст до нахождения ответа на заданный вопрос или до описания мысли.
Например, в этом же тексте читать до нахождения ответа на вопрос: «Что сделал Барбос?» или до описания, как собака распугала рыбу.
Прием «Снежного кома» применяю до чтения текста.
Например, в этом же тексте: прочитать предложение, записанное на доске, найти и подчеркнуть его в тексте.
Боря с братом
Боря с братом идут
Боря с братом идут на рыбалку.
Упражнение «Буксир»
Читаю текст, со скоростью, немного превышающей скорость чтения медленно читающих учеников. Дети читают вполголоса одновременно с учителем. Внезапно останавливаюсь на слове. Дети также должны остановиться на этом месте.
Или 2 вариант: во время чтения какое-либо слово заменяю другим, близким по значению и грамматической форме.
Прием “Древо мудрости!”
Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
“Живые картинки”.
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
Другие
Эти формы учебной деятельности можно использовать для введения новой темы, после изучения раздела, при обобщении и закреплении пройденного материала, при изучении объёмного произведения, на внеклассных занятиях.
Все приемы , о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение и формируют учебные универсальные действия.