kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.Приемы и методы, описанные в работе помогают в педагогической практике повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение и формируют учебные универсальные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе »

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе



Плотникова Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

МБУ СОШ № 47

г.о. Тольятти

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга, которая, к сожалению, ушла на второй план.

«Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С. Пушкин.

Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

—  резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

—  изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;

—  отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется

•  владением техникой чтения,

•  приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

•  знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

•  сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.

В этом плане, для воспитания интереса и любви к чтению, я предлагаю своим учащимся разные творческие и поисковые задания, которые направлены на стимулирование интереса к книге, как к источнику знаний, развитие фантазии ребёнка и развитие грамотной литературной речи. В связи с этим, в уроке литературного чтения по системе ПНШ я использую различные формы учебной деятельности для приобщения детей к книге и для развития способности воспринимать красоту и многозначность художественного слова.

Общение с литературой поможет ученику осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его общение с художественными произведениями в дальнейшей жизни.

Предлагаю некоторые формы и приёмы работы, которые можно включать в уроки для поддержания интереса к предмету.

Для закрепления умения определять смыслоразличительные качества согласных помогут игры со звуками и словами.

Игры «Хоккей», «Узнай слово», «Живые звуки», «Сломанный телефон» хорошо работают в звуко-буквенный период.

В игре «Хоккей»говорю:

-Сейчас мы приступим к игре. Поставьте на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду называть слова. Все они начинаются со звука (М). Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу». Шайба у нас – это слово, начинающееся с другого звука, не (М). Как только я попытаюсь забросить «шайбу», захлопывайте ворота.

«Живые звуки» - игра с именами детей класса, в зависимости изучения звуков: или по порядку, или от «ртараскрываемости», или места расположения звука.

В игре «Фотоглаз», когда на экран проецируются столбцы из 4, 5 и 6 буквенных слов по одному: время предъявления: 5сек, 3 с., 2с, 1с, 0.5 с. Всего 7-9 слов (глубина оперативной памяти). Для контроля спрашиваю, было ли представлено такое-то слово. Можно называть и слово, отсутствующее в перечне.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию предлагаю упражнение «Финиш».

Например, в работе с текстом «Затеи Деда Мороза» (с. 54) использую 1 вариант игры. Прочитать текст, включая предложение «А дети рады морозам». В тексте « Барбос на рыбалке» (с.74) чтение текста до слова «бобер». Условие: указываю слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст, но слова подбираются из 2 половины текста так, чтобы они встречались в тексте 1 раз. Дочитав до заданного слова, поднимают руки. Выборочно проверяю правильность выполнения задания. Чтобы предупредить «скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно

подготовить и задать конкретные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

2 вариант этой игры состоит в том, что ставится задача читать текст до нахождения ответа на заданный вопрос или до описания мысли.

Например, в этом же тексте читать до нахождения ответа на вопрос: «Что сделал Барбос?» или до описания, как собака распугала рыбу.

Прием «Снежного кома» применяю до чтения текста.

Например, в этом же тексте: прочитать предложение, записанное на доске, найти и подчеркнуть его в тексте.

Боря с братом

Боря с братом идут

Боря с братом идут на рыбалку.

Упражнение «Буксир»

Читаю текст, со скоростью, немного превышающей скорость чтения медленно читающих учеников. Дети читают вполголоса одновременно с учителем. Внезапно останавливаюсь на слове. Дети также должны остановиться на этом месте.

Или 2 вариант: во время чтения какое-либо слово заменяю другим, близким по значению и грамматической форме.

Прием “Древо мудрости!”

Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

  • “Живые картинки”.

Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

Другие

Эти формы учебной деятельности можно использовать для введения новой темы, после изучения раздела, при обобщении и закреплении пройденного материала, при изучении объёмного произведения, на внеклассных занятиях.



Все приемы , о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение и формируют учебные универсальные действия.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плотникова Лидия Григорьевна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_univiersal_nykh_uchiebnykh_dieistvii_na_urokakh_litieraturnogho_ch"
    ["file_id"] => string(6) "382947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485189107"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Материал к педсовету "Формирование универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(74) "matierial-k-piedsovietu-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "172224"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423768870"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы методического объединения учителей начальных классов "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-mietodichieskogho-obiedinieniia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "171649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423690507"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Статья "Электронный интерактивный плакат как средство формирования метапредметных УУД на уроках литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(130) "stat_ia_eliektronnyi_intieraktivnyi_plakat_kak_sriedstvo_formirovaniia_mietapriedmietnykh_uud_na_urokakh_litieraturnogho_chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "345575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474715439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства