kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Федорино горе К.И. Чуковский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать учебно-позновательный интерес к новому материалу. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Федорино горе К.И. Чуковский»







Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель:  познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе».

Задачи формирования УУД.

Личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

- формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

- формировать нравственно-этические ориентиры.

Регулятивные:

- развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать способность контролировать процесс и результаты действий;

- принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Познавательные:

- формировать умение устанавливать аналогии;

- учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.

Коммуникативные:

- содействовать строению понятных для товарищей высказываний;

- учить контролировать свои действия в классе;

- воспринимать различные точки зрения.

Планируемые результаты:

Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация; выставка книг К.И. Чуковского, компьютер, карточки с заданиями, картинки с изображением посуды, портрет К.И.Чуковского.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Скажите, какой раздел учебника мы изучаем на уроках литературного чтения? ( «Писатели –детям»)

СЛАЙД 1

2. Постановка темы и цели урока.

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”. Слайд 2

- Назовите имя этого человека? СЛАЙД 3

А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(продолжим изучать произведения автора)

 Да сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К. И. Чуковского. А также будем учиться давать оценку персонажам, отвечать на вопросы, учиться высказывать свое мнение.

- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.

- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?

- Д/з было по выбору: выучить стихотворение “Радость”.

Проверка (несколько человек) Радость синоним-счастье

3 Продолжение работы над темой урока

- К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.

Каждая группа провела  исследование и выяснила как Чуковский стал детским поэтом,  как появились на свет удивительные сказки Дедушки Корнея. Послушаем результаты работы групп.

Обработка информации (исследовательская работа в группах):

1-я группа: Как  появился псевдоним Корней Чуковский( Н.В.Корнейчуков)?

2-я группа: Как появилась сказка «Крокодил»?

3-я группа: Как появилась сказка «Мойдодыр»?

4-я группа: Как появилась сказка «Муха-Цокотуха»?

5-я группа: Как появилась сказка «Доктор Айболит»?


4 .Презентация исследовательской работы.

1 группа:

 Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский».

Свой псевдоним или литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.

-     Как же стал Корней Иванович детским писателем? А вот как. Было у Чуковского 4 детей. И часто кто-то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить, стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Стихи его веселые, легкие, хорошо запоминаются. Всем детям они нравятся.

2 группа: Однажды, заболел  маленький сынишка Корнея Чуковского, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку ( демонстрация книги ) Слайд 4

Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил, 
Папиросы курил, 
По-турецки говорил –
Крокодил,
Крокодил Крокодилович.

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вечернюю сказку. Оказалось, что сынишка запомнил ее всю, слово в слово.

3 группа:

-Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский  услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.

Так появился «Мойдодыр». (демонстрация книги) Слайд 5

4 группа:

Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – её именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя.

«Муха-Цокотуха». (представление книги) Слайд 6

5 группа:

-А однажды вдохновение нахлынуло на него на Кавказе, во время купания в море. Корней Иванович заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи

Ах, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станет с ними,
С больными,
С моими зверями лесными...

-Побежал он по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Он сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было. Это был... Доктор Айболит  

( представление книги) Слайд 7

- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?

Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце

Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) – Мойдодыр

Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха

На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - Тараканище

Кто поджег море? (лисички)-Путаница

Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)

Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон

Кто потушил пожар? (бабочка) – Путаница



Физминутка:                                                                    


Раз, два, три, четыре

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чашку, чайник, ковшик, ложку

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе

- Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе” .СЛАЙД 8

Послушайте как создавалось это произведение:

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

Как вы думаете, почему произведение называется Федорино горе?

( Федора – это старинное древнерусское имя, а горе – потому, что автор говорит о какой- то неудаче Федоры.

Прежде чем мы послушаем  сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. Работаем в паре.

У вас на партах лежат карточки под № 1, положите их перед собой. Сейчас я буду называть  слово, а вы искать его лексическое значение из различных вариантов, предложенных на карточке.

Слова:  корыто, кадушка, кочерга , сито ,ушат, прусак ,растопырила глаза,  расфуфырили , помои,ковыляет. ( Называю слово-дети читают значение-появляется слайд )

1 Определи значения трудных слов:

1.большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.небольшая кадка – бочка с прямыми боками из дерева с одним днищем.

3. толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4. предмет с сеткой для просеивания муки.

5.небольшая кадка с ушками

6.рыжий таракан

7. широко раскрыла;

8. сделали пушистыми;

9. вода с пищевыми отходами, после мытья посуды

Поверьте себя Слайд 9

Всем ли словам мы нашли объяснение ?

...за ними из темного бора

Идет – ковыляет Федора




«Ковыляет», объясните мне, это как. Покажите.


А теперь обратимся к словарю:

Ковылять – идти хромая, с трудом, медленно.

- Предлагаю послушать, как читает сказку мастер художественного слова - автор Корней Иванович Чуковский Обратите внимание на интонацию. Слушайте внимательно , чтобы ответить на вопрос .Какое горе случилось с Федорой? Следите по слайдам.

Слайд 10

Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".

Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры - фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).

Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

Скалка: "Мне Федору жалко".

Чашка: "Ах, она бедняжка!"

Блюдца: "Надо бы вернуться!"

Утюги: "Мы Федоре не враги!"

Федора:

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Кастрюля:

"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

Чтение учителя до окончания сказки.со стр.21

6. Анализ содержания.

- Какое же горе случилось с Федорой?

- Почему это произошло?

(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

- Для кого была написана эта сказка?

- Для чего она была написана, как вы думаете?

(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)

- А почему это стихотворение названо сказкой?

- Назовите главных персонажей в этой сказке?

(Федора, посуда.)

- Как ведут себя эти предметы?

(Как люди)

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. (стр.17)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?

(Чтобы было интереснее потом).

- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающих вещах.

стр. 13.

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется?

Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.

- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).

А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?

Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?

- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

На столе карточки. Дать характеристику Федоре в начале сказки и в конце.

Подчеркнуть нужные слова, красным карандашом какая Федора была в начале сказки и зелѐным карандашом какая Федора стала в конце сказки ( добрая, злая, неряха, аккуратная, внимательная, лентяйка, трудолюбивая, ленивая, неряшливая ,заботливая)

Слайд11

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл).

- Чему учит писатель? Ухаживать за своими вещами, уважать окружающих, содержать свои вещи в чистоте и порядке, быть внимательными к тому, кто рядом.

Выберите пословицы, которые подходят к сказке « Федорино горе» Слайд 12

На вкус и цвет товарищей нет.

Всякий дом хозяйкой хорош.

Много думается, да не всѐ сбудется.

Слезами горю не поможешь.



Проверим как вы внимательно слушали сказку.

ТЕСТ

К .И.Чуковский «Федорино горе»

1. Кого из животных встретила посуда на пути. Это животное широко растопырило глаза:
а) Корова
б) Коза
в) Курица

2. Кто так бежал: дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля?
аБлюдца
б) Кастрюли
в) Стаканы

3. Кто вывалился из окошка?
а) Стул
б) Диван
в) Стол

4. Как звали бабушку?
а) Фёкла
б) Федора
в) Феня.

5. Как называла посуда свою хозяйку?
а) Неряха-замараха
б) Грубиянка
в) Драчунья

6. Кто остался с бабой Федорой?
а) Тарелки
б) Стаканы
в) Тараканы

7. Кокой стала Федора, когда поняла, что осталась одна?
а) Какой была, такой и осталась
б) Доброй
в) Злой и сварливой

8. Как в своей песне она называла посуду?
а) Бедные сиротки мои
б) Посудушка
в) Мои родные

9. Как кастрюли отблагодарили свою хозяйку?
а) Стали жарить, стали печь
б) Сверкали чистотой
в) Заплясали, заиграли.

10. Какое отчество было у Федоры?
а) Федора Петровна
б) Федора Степановна
в) Федора Егоровна.

Работа с иллюстрациями..

- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник).

- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?

7. Итог урока

С каким произведением познакомились на уроке

Поднимите руки , если вам сказка понравилась.

- Что вы взяли для себя?

- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".

8. Дом. задание

С.13-22 выразительное чтение сказки


- У кого на парте лежит красный квадратик составьте вопросы к сказке.

Рефлексия

-Поднимите руки , кому урок понравился?

-Оцените свою работу на уроке.

-У вас на столе посуда разного цвета ,давайте её поставим в шкаф (иллюстрация на доске)

-Если вы активно работали на уроке , никаких трудностей у вас не возникало поставьте чашки желтого цвета на верхнюю полку.

- Если вы считаете , что были небольшие неточности в ответах и т. д , то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета

- Если вам надо много работать то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Федорино горе К.И. Чуковский

Автор: Богачева Татьяна Владимировна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок литературы  в 7 классе на тему К.Чуковский "Федорино горе" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-litieratury-v-7-klassie-na-tiemu-k-chukovskii-fiedorino-ghorie"
    ["file_id"] => string(6) "155151"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421247540"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "К.И.Чуковский "Федорино горе" "
    ["seo_title"] => string(31) "k-i-chukovskii-fiedorino-ghorie"
    ["file_id"] => string(6) "187393"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426511381"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ОУД по художественной литературе К. Чуковский «Федорино горе»"
    ["seo_title"] => string(68) "oud-po-khudozhiestviennoi-litieraturie-k-chukovskii-fiedorino-ghorie"
    ["file_id"] => string(6) "287975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454571816"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ОУД по художественной литературе К. Чуковский «Федорино горе»"
    ["seo_title"] => string(70) "oud-po-khudozhiestviennoi-litieraturie-k-chukovskii-fiedorino-ghorie-1"
    ["file_id"] => string(6) "287976"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454571823"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока для 5 класса «К. Чуковский «Федорино горе»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-dlia-5-klassa-k-chukovskii-fiedorino-ghorie"
    ["file_id"] => string(6) "287203"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454436399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства