Цели: познакомить с жизнью и творчеством Ф. Тютчева; учить анализировать лирический текст, определять настроение, сравнивать поэтические и прозаические произведения, работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Выразительное чтение чистоговорок )
Ят-ят-ят-ят — листья жёлтые летят.
Жат-жат-жат — листья жёлтые кружат.
Тые-тые-тые — листья золотые.
Шат-шат-шат-шат — листья осенью шуршат.
— Какие звуки вы услышали, когда проговаривали эти чистоговорки (шум ветра, шорох листьев)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
- О каком времени года мы сегодня будем говорить?(осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их .
- Прочитайте на с. 44 учебника название произведения, назовите имя автора.
— Определите тему и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его, сравнивать прозаический и лирический тексты.
IV. Работа по теме урока
— Еще раз прочитайте название стихотворения. О чем будет это стихотворение?
— Что вы можете сказать о листьях? Расскажите о них.
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали, слушая?
— О каком времени года рассказывает нам автор?
- В стихотворении встретилось слово зефиры. За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефиры — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
— Приведите примеры, доказывающие это.
- Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение)
- А кто у нас может гостить, играть ( дети, человек)
-Значит мы можем сказать, что жизнь листьев Тютчев сравнивает с жизнью человека. Жизнь человека такая же яркая, как у листьев, есть свои взлеты и падения.
-Давайте найдем в стихотворении сравнения.(зелень, как иглы ежа)
— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Они просят об этом ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Приготовьтесь читать так, как читали бы его для себя.
(Ученики готовят выразительное чтение. Затем читают.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества поэта
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте?
( ученики под музыку рассказывают о Тютчеве.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• После урока мне захотелось...
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?