МБОУ Антиповская СОШ
Внеклассное занятие « Эзопов язык».
Работа с одарёнными детьми
учитель начальных классов
МБОУ Антиповской СОШ
Емельянова Т.С.
2013 год
Цели занятия:
1) учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
2) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
3) развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
На занятии используется презентация.
Учитель: В ходе занятия каждая из четырёх групп покажет результат своей тематической работы:
1 группа. Наша тема: “Басни и баснописцы”.
2 группа. Чтение наизусть басен.
3 группа. Организовать выставку книг и рисунков.
4 группа. Инсценирование басен.
УЧИТЕЛЬ: Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы , как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное столь и поучительное. Мудрецы называли это зеркало басней, и что бы не делали звери, всё разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали : эта басня сложена про меня, Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
Учитель: “Что же такое басня?”
1-ый ученик.
Басня – один древнейших жанров литературы. Это короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, моралью.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание.
Учитель: Вы спросите, а кто же был первым баснописцем?
2-й ученик. Как известно первым автором басни называют древнегреческого хромого раба Эзопа. Жил он примерно в VI веке до нашей эры (с 620 по 560 год). Эзоп славился своим остроумием. Он был интересным собеседником и прекрасным рассказчиком. Благодаря своему остроумию Эзоп получил свободу.
3 – й ученик Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении. В коротких историях Эзопа животные говорят, думают, действуют как люди. Они были узнаваемы. Среди них многие покажутся нам знакомыми. Такой литературный приём назвали по имени “изобретателя” - эзоповым языком.
Учитель: Позднее этим басням придавали стихотворную форму: Федр – в Древнем Риме, Бабрий – в Греции, Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии.
Кстати Эзоп и является учителем баснописцев француза Жана де Лафонтена, русского Крылова и многих других.
Широко известны басни Жана Де Лафонтена, жившего во Франции в 17 веке. Одну из басен Лафонтена “Волк и ягнёнок” мы знаем также благодаря переводу Ивана Андреевича Крылова.
Посмотрите, какая интересная цепочка получается у нас.
Эзоп Древняя Греция
______________
Жан де Лафонтен Франция, XVII век
_______________
И.А. Крылов Россия, XIX век
- Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики. В XIX веке писал басни в прозе Лев Николаевич Толстой. А в наше время интересные басни писал Сергей Владимирович Михалков.
Учитель: Подведём итог. Что же мы узнали из рассказа 1 группы?
Дети: Мы узнали, что такое басня.
Кто был её первым автором.
Кто были великие последователи Эзопа.
Учитель: 2 группа подготовила чтение басен наизусть. Передаю им слово.
1-ый ученик: Мы прочитаем басни разных авторов. А вы сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?
Басня Эзопа “Лиса и виноград”:
“Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: “Он ещё не дозрел”.
Мораль: Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
2-ый ученик:
Иван Андреевич Крылов
“Лиса и виноград”.
Голодная кума – Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда. Висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: “Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тот час оскомину набьёшь”.
Учитель: Скажите, чем похожи басни Эзопа и Крылова?
Учащиеся:
1. Одинаковое название.
2. Главные герои.
3. Одинаковая основная мысль.
Учитель: А в чём отличие басни Эзопа от басни Крылова?
Учащиеся:
1. Разные по форме изложения.
2. Были написаны в разные времена.
Учитель: Подведём итог работы второй группы. Мы выяснили, что басни бывают с одинаковым названием, одинаковой основной мыслью, но разные по форме изложения и были написаны в разные времена.
А сейчас продолжит защиту своей части проекта 3 группа.
1-й ученик. Наше задание было посетить библиотеку, подобрать книги и материал. И организовать выставку книг. Вашему вниманию представлены книги различных авторов.
Например: Иван Андреевич Крылов “Мартышка и очки”, “Стрекоза и муравей”, “Квартет”, сборник произведений “Листы и корни”, “Самые смешные басни”.
Лев Николаевич Толстой “Малышам”, “Букварь”.
“Классическая басня” - сборник басен Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова.
2-й ученик:
А так же нам было поручено оформить выставку рисунков. Всеми нами были выполнены различные иллюстрации к басням. Мы выбрали наиболее красочные и оформили нашу выставку. (Перечисляет иллюстрации, к каким басням выполнили и кто авторы этих рисунков).
Итог.
Учитель: Спасибо ребята и вы с поставленной перед вами задачей справились. Я думаю, ребята воспользуются вашими сведениями на уроках литературного и внеклассного чтения.
Учитель: Перед тем как перейти к защите проекта 4 группы я вам предлагаю прослушать басню И.А. Крылова “Мартышка и очки ” в исполнении артиста театра.
Учитель: Переходим к защите 4 группы.
Обратите внимание – формы инсценирования будут различные. Они будут соответствовать эпохи жизни авторов.
1-е инсценирование - “Теневое”. Соответствует эпохе Эзопа.
Дуб и тростник.
Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всею грудью и был выворочен с корнем.
Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.
Учитель: Ребята, какому автору соответствует теневая инсценировка?
Молодцы.
2-е инсценирование “Кукольное”. Соответствует исторической эпохи жизни Жана де Лафонтена.
Волк, Коза и Козлёнок.
Наполнить вымя молоком
Коза пошла за травкою в долину,
Замкнула наглухо свой дом
И строго приказала сыну:
“Чтоб избежать нам горестных потерь,
Пока не возвращусь я с поля,
Храни тебя Господь открыть на миг хоть дверь
Тем, кто не скажет нашего пароля,
Хотя б тебя и начали просить!
Пароль же будет: волчья сыть!”.
Как раз во время разговора
Там проходил случайно Волк
И, речь Козы услышав, взял всё в толк.
Коза, конечно, не видала, вора.
Она ушла. А волк уж тут как тут.
Переменивши голос, объявляет
Он: “Волчья сыть” - и ожидает,
Что дверь ему сейчас же отопрут.
Однако же Козлёнок осторожен
(Он знал, что здесь обман возможен),
И крикнул, посмотревши в щель:
“А лапка у тебя какая?
Просунь сюда… Коль белая, тогда я
Открою дверь, - иначе – прочь отсель!”,
Волк поражён донельзя. Повсеместно
Давным – давно известно,
Что белых лап у волка не сыскать.
С чем Волк пришёл, с тем обратился вспять.
Какую б горестную долю
Козлёнок бедный испытал,
Когда б поверил он паролю,
Который Волк случайно услыхал.
Предупредительность двойная
Нужна везде… не вижу в ней вреда я!
Учитель: Временам жизни, какого автора соответствует кукольная инсценировка?
3-я инсценировка “Артистическая”. Соответствует эпохе И.А. Крылова.
И.А. Крылов. Басня “Квартет”
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он всё–таки на лад нейдёт.
“Постойте ж, я сыскал секрет! –
Кричит Осёл, - мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались осла: уселись чинно в ряд,
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!” -
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней.-
Им отвечает Соловей: -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь”.
Учитель: Подведём итог. Что же мы узнали из защиты проекта 4 группы. Мы узнали, что каждое инсценирование соответствует определённому времени эпохи жизни авторов.
Во времена жизни Л.Н. Толстого, т.е. в наше время все три вида инсценирования имеют место.
Подумайте, чем заменена теневая инсценировка в наше время? Правильно. Мультфильмами и мультемидийными дисками на компьютере.
Итог.
В ходе защиты проекта “Эзопов язык” мы выстроили органическую линию литературного воспроизведения басни. Узнали, что первым автором басен был великий баснописец Эзоп. Поэтому язык басни назвали “Эзопов язык”.
Для обобщения знаний по теме “Басни” я предлагаю вам ряд вопросов.
Для каждой группы я раздам карточки с вопросом. Вы должны в течение 30 секунд дать ответ.
1 вопрос для 1-й группы: Кто так говорил?
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Ответ: Стрекоза.
В какой басне:
“Голодная кума – лиса
Залезла в сад…”
Ответ: “Лиса и виноград”.
2 вопрос для 2-й группы. Перечислите героев басни, которые “затеяли сыграть квартет”.
Ответ: Проказница Мартышка, Осёл, козёл, Да косолапый Мишка…
3 вопрос для 3-й группы: В какой басне звучат эти слова? “У сильного всегда бессильный виноват:/ Тому в Истории мы тьму примеров слышим,/ Но мы Истории не пишем…”
Ответ: “Волк и Ягнёнок”
4 вопрос для 4-й группы: Какими строчками заканчивается басня “Ворона и Лисица”?
Ответ: “Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова”.
Умницы! Я вижу, вы хорошо знаете басни Крылова.
Учитель: И в заключении, позвольте мне прочитать слова из басни Эзопа:
В сюжетах красочной одежды есть … орех
Он в каждой басенке за внешнею обёрткой
Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой.
Скорлупка вкусный плод хранит. Но … не для всех…
А коль пустой орех – кори тогда себя.
Не говори же, что бесплодная Земля…
Учитель: Спасибо всем большое. На этом защита нашего проекта закончена. До свидания.