kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности басни как литературного жанра. Легендарный Эзоп - основоположник жанра басни

Нажмите, чтобы узнать подробности

сообщить об особенностях басни как литературного жанра, вспомнить имена и произведения известных баснописцев; ознакомить со сведениями о Эзопа - первого баснописца, басни «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравьи и Цикада»; раскрыть понятие «басня», «аллегория», «эзопов язык»; развивать внимание, логическое мышление; прививать любовь к басне.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности басни как литературного жанра. Легендарный Эзоп - основоположник жанра басни»

БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Тема. Особенности басни как литературного жанра. Легендарный Эзоп - основоположник жанра басни

 

Цель: сообщить об особенностях басни как литературного жанра, вспомнить имена и произведения известных баснописцев; ознакомить со сведениями о Эзопа - первого баснописца, басни «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравьи и Цикада»; раскрыть понятие «басня», «аллегория», «эзопов язык»; развивать внимание, логическое мышление; прививать любовь к басне.

Оборудование: портрет Эзопа Д. Веласкеса, сборник басен Эзопа.

 

Ты неуч и лодырь, даже Эзопа не выучил.

Аристофан

 

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности

- Начать урок сегодня я хочу с одной истории, которая случилась давным-давно.

Черепаха и заяц

Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они для соревнования время и место и разошлись. И заяц, рассчитывая на свою естественную скорость, не стал бежать, а разлегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без остановки. Так она обогнала спящего зайца и одержала победу.

Нередко труд превосходит природные способности, когда их презирают.

• Как называется произведение, которое вы прослушали? (Басня)

• Почему вы так решили? (Герои - животные, сочинение поучает читателя.)

• Правильно, вы слушали басню «Черепаха и заяц», автором которой является известный древнегреческий баснописец Эзоп. Эта басня учит человека уважать природные способности и не забывать, что без усердного труда достичь чего-то в жизни почти невозможно.

 

II. Изучение нового материала

1. Усвоение литературоведческих терминов

Басня - это короткий рассказ сатирического и назидательного характера, в котором высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни.

Басня чаще всего состоит из двух частей: повествования и морали, поучения, ради которого и состояла байка. Мораль может находиться как в начале произведения, так и в конце его. Иногда мораль бывает отсутствует как отдельная часть произведения, но всегда можно сделать поучительный вывод из содержания басни самостоятельно.

Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделенные определенными чертами.

Одним из самых распространенных художественных средств, что используется в басне является аллегория.

Аллегория - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ. Например, сердце - аллегория любви, образ богини Фемиды - аллегория правосудия.

 

2. Сообщение о жизни и творчестве первого баснописца - Эзопа

Возникновение басни традиционно связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа. Его всегда считали одним из первых авторов, которых должен изучать каждый школьник. У Аристофана, близкого к Эзопа по времени, есть выражение: «Ты неуч и лодырь, даже Эзопа не выучил».

Эзоп жил в VI в. до н. э. в Древней Греции. Родиной его называют Фригию, область в Малой Азии. Известно, что он был рабом, что несколько раз переходил от одного хозяина к другому и претерпел немало испытаний судьбы.

Древние греки проиВНОсили его имя иначе, чем мы,- Айсопос. Вид имел Эзоп не очень хороший: он был некрасивый, имел большую голову еще и горба на спине. Но этот некрасивый раб определялся большим умом.

По легенде известно, что Эзоп был освобожден из рабства. По другой легенде, царь Крез отправил Эзопа в город Дельфы. Там баснописец должен был принести пожертвование богу Аполлону в величественном храме, но дельфийские жрецы незаметно бросили в вещи Эзопа золотой кубок Аполлона и, обвинив его в краже, осудили и сбросили с высокой скалы в бездну. Позже невиновность баснописца было установлено. Однако Аполлон, разгневавшись на жестоких дельфийцев, наслал на город чуму.

Басни Эзопа впервые собрали и записали в 300 г. до н. э. Они были написаны прозой остроумно, понятно и просто. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из найпопу - лярніших произведений в античном мире.

В записях, сделанных римским писателем II ст. Авгон-Гелием, отмечается: «Эзоп, фригийский баснописец, не случайно считался мудрецом, ибо свои полезные советы и наставления он давал без суровости и властности, как это обычно делают философы, а выдумывал странные и интересные притчи, умно и прозорливо обдуманные истории передавал людям с какой-то приманкой для слуха».

Сюжеты езопівських басен повлияли на сирийскую, армянскую, еврейскую, индийскую литературу. Именно с именем древнегреческого баснописца связано понятие «эзопового языка». Эзопов язык использовался и позднее авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры и при этом донести их до читателей в достаточно простой и понятной форме (например, в русской литературе с конца XVIII в.).

Эзопов язык - иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и намеками.

Вопрос к классу

• Имена каких баснописцев вам известны? (Римлянин Федр (i ст.), грек Бабрій (II ст.), француз Ж. де Лафонтен (XVII ст.), русский И. А. Крылов (ХІХ ст.), украинцы Гр. Сковорода (XVIII ст.), П. Гулак-Артемовский (ХІХ ст.), Есть. Гребенка (ХІХ ст.), Л. Глебов (ХІХ ст.), Остап Вишня, С. Олейник, М. Годованец (ХХ ст.))

Почти все народы мира имеют свои байки, и среди них есть много похожих на сюжеты, заимствованные у Эзопа, хотя и составлен их в разных краях, в разные времена и на разных языках.

 

3. Чтение басен Эзопа

1) Басня «Волк и Ягненок»

Выразительное чтение басни.

Беседа.

• Назовите героев басни.

• Охарактеризуйте их поведение. (Волк обвиняет Ягненка в различных грехах, тогда как бедный Ягненок ни в чем не виновато.)

• Какие черты характера олицетворяют в себе Волк и Ягненок? (Волк олицетворяет лицемерие, хищность, бесстыдство, силу; Ягненок - беззащитность, хрупкость, честность, слабость.)

• Прочитайте мораль басни. («Даже справедливый защита не имеет силы для тех, кто взялся чинить несправедливость»)

• Как вы ее понимаете?

• Знаете ли вы примеры из жизни, к которым можно было бы применить эту мораль?

2) Басня «Ворон и Лисица»

Выразительное чтение басни.

Беседа.

• Определите тему басни. (Лиса с помощью лести выманивает мясо в Ворона.)

• Какие черты олицетворяют герои произведения? (Лиса - хитрость, лесть, ум, коварство; Крук - глупость, доверчивость, наивность.)

• Какова мораль басни? («Эта басня касается неразумного человека»)

• Сформулируйте идею произведения. (Надо отличать искренних людей от льстецов, не быть слишком доверчивым и объективно оценивать себя и свои возможности.)

3) «Муравьи и Цикада»

Выразительное чтение басни.

Беседа.

• Из каких частей состоит басня?

• Какие черты олицетворяют Муравьи и Цикада? (Муравьи - исполнительность, трудолюбие, умеренность; Цикада - легкомыслие, непредусмотрительность, нестаранність.)

• Какова мораль этой басни? («Не следует пренебрегать ничего, чтобы впоследствии не пришлось жалеть»)

Как вы ее понимаете?

• Сформулируйте совет Цикаді, которую вы могли бы ей дать.

 

III. Выводы

• Что такое басня?

• Дайте определение аллегории.

• Что такое эзопов язык?

• Чем прославился Эзоп?

• Чему учат прочитанные вами басни Эзопа?

 

IV. Домашнее задание

Прочитать басню Эзопа «Земледельцу дети», подготовить ее пересказ, определить тему и идею; изучить определение басни, аллегории, эзопового языка.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве французского баснописца Жана де Лафонтена.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Айрих Елена Мавлавиевна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства