Просмотр содержимого документа
«Эта волшебная буква е»
Межвозрастное учебное занятие по литературному чтению : «Эта волшебная буква е». 1 –а класс. Начальная школа 21 века
Цель: знакомство с буквой е, обозначающей гласный звук и мягкость предшествующего согласного, развитие фонематического слуха, умение моделировать слова, принимать участие в учебном диалоге в процессе сотрудничества в разновозрастной группе.
Ход урока
Организационный момент.
-Сегодня мы работаем в группах.
Группы разновозрастные состоят из учеников 1 класса и 5 класса.
Одна группа состоит из родителей. В помощь Вам я определяю ученика 1 класса.
Для воспитателей задание: определить, кто из детей был активнее всех на уроке. (отдаю фишки)
На экране – иллюстрации с изображением персонажей.
– Сказка начинается!
«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Работали Львом и Белкой. Днем было весело – приходили дети, вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука. Каждый день одно и то же. Надоело!
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».
– Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Попробуем доказать Льву, что тот, кто много читает, скучно ему не бывает.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
«– Смотри, – сказала Белка, – ты большой, а имя у тебя короткое. Я маленькая, а имя у меня длиннее.
Лев не поверил».
– Докажем правоту Белки, выполнив звукобуквенный анализ слов «лев» и «белка».
После звука вь слышится звук Э. А какую букву мы будем писать? Э?
Учитель обращает внимание: второй звук в слове «лев» («белка») – [э] – после мягкого согласного обозначается буквой е.
– Заменим фишку, обозначающую звук [э], буквой е.
«– Оказывается, в наших именах есть одинаковая буква? – удивился Лев».
-Что это за буква?
2. Знакомство с новой буквой.
-Дети, определите, какая буква будет главной на уроке. Сегодня познакомимся с новой буквой – Е, е.
-Что бы вы хотели узнать об этой букве?
-Научиться находить и распознавать эту букву, слова с буквой, узнаем работу этой буквы в словах, составлять схемы слов.
-Назовите слова, начинающие с буквы Е (енот, ели, Ева, Егор…)
–– Рассмотрите букву. На что она похожа?
(прочитает со слайда Лейли).
-Сколько букв Е вы нашли в этом стихотворении?
-Напечатаем эту букву в своих блокнотах.
-Какие буквы Е бывают? ( маленькая и большая)
-Где пишется маленькая буква е? (в середине и в конце слова)
Работа по закреплению зрительного образа
– Прочитайте пословицу на экране.
Кружится как б..лка в колесе.
– Чтобы решить, какая буква пропущена, измените слово «белка» и прочитайте другие слова.
– Вставьте букву а. Изменился ли предшествующий согласный звук? (Буква а пишется после твердых согласных, поэтому надо поменять зеленую фишку на синюю.)
– Прочитайте получившееся слово. (Балка.)
– Вставьте букву у, подумайте, нужно ли при этом заменить предшествующую фишку? (Нет, так как перед буквой у, как и перед буквой а, согласный звук читается твердо.)
– Прочитайте получившееся слово. (Булка.)
– Прочитайте все получившиеся новые слова. (Белка, балка, булка.)
– Какое из этих слов можно вставить в пословицу? Вставьте нужную букву.
– Когда так говорят: кружится как белка в колесе? (Когда человек суетится или делает сразу много-много дел.)
– Льву очень понравилась игра с гласными. А что вы знаете об этих звуках и буквах? Назовите гласные буквы.
– Распределите их на группы. Какие группы получились и сколько таких групп? (После твердого согласного звука пишутся буквы: а, о, у, э; после мягкого согласного звука пишутся буквы: я, ё, ю,
-Куда поместим букву Е?
Помогут выполнить ученики 5 класса.
3. Работа по карточкам. (индивидуально)
– Догадайтесь, где какое слово. Соедините схему и рисунок.
– Лев соединил первую схему с рисунком «Пень», вторую – с рисунком «Мел», третью схему – с рисунком «Клоун». Вы согласны? (Нет. Первая схема – «Мел», вторая – «Клоун», третья – «Пень».)
4. Составление схем слов по рисункам.
-Белка пригласила льва в гости. Куда? Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес! Называют его … (Лес)
-Составим схему этого слова. (один человек у доски)
-Сколько звуков? Первый? Второй? Третий?
-Лев задаёт белке вопросы:-Кто живёт в лесу и что растёт в лесу? -Есть ли в этих словах буква е?
- Поможем белке.– Поработаем в группах.
На столах расположены файлы. В файлах картинки с рисунками растений и животных. Рассмотрите картинки. Найдите картинки на которых изображены животные и растения леса, в названии их есть буква е. Составьте схему слова у себя на партах. Посоветуйтесь и определите, кто будет защищать свою работу у доски. На работу в группе я выделяю 4 минуты.
-Выходим и защищаем свою работу. Даём анализ составленной схеме.
III. Итог урока.
-Какая буква была на уроке главной? (е)
-Какую работу выполняет буква е в слове? (обозначает мягкость предыдущего согласного)
– Лев понял, что чтение и скука несовместимы. Какую книгу вы ему посоветуете прочитать?