КОНСПЕКТ ННОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ С ВОЛШЕБНЫМ ЗОНТИКОМ»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация».
Цель: Развивать активность и индивидуальность каждого ребёнка.
Задачи:
– познакомить детей со звуками [з], [з] и буквой З;
– учить определять позицию звука в слове; характеризовать звук по его акустическим признакам; развивать фонематический слух; расширять и уточнять
словарный запас детей;
– развивать наблюдательность, умение анализировать, классифицировать и
обобщать;
– воспитывать чувство взаимопомощи, дружелюбие, тактичность, самостоятельность.
Ход ННОД.
Ребята, я рада встречи с вами. Сегодня я произношу слово «здравствуйте» с
особым смыслом. Что обозначает это слово? Я желаю вам всем здоровья, давайте
возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем нам всем и нашим гостям
здоровья.
Сегодня утром я обнаружила на столе один предмет, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку:
«Сначала клин, потом блин,
Течёт вода – ему не беда». (Зонт).
«Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт -Сделает наоборот». (Зонт).
Волшебный зонтик предлагает нам отправиться в путешествие.
Как вы думаете, кто бы мог его здесь оставить? Вспомните, какой сказочный
герой приходил к детям с таким зонтиком, рассказывать на ночь интересные истории. Правильно, это Оле Лукойе.
– Этот зонт волшебный и очень любит звук [з]. Как вы думаете почему?
Потому что слово зонт начинается со звука [з]. Произнесите его.
Скажите звук [з] какой: гласный или согласный? Почему? Докажите. Твёрдый
или мягкий? Глухой или звонкий? Каким цветом будем обозначать, покажите его.
Придумайте слова, название которых начинается со звука [з].
А теперь произнесите звук [з] ласково, мягко. Какой получился звук? Прорекламируйте его (согласный, мягкий, звонкий). Покажите. На столе лежат обозначения звуков: красные, синие, зелёные кружочки-дети должны показать звук
[з], потом мягкий звук [з].
Со звука [з] не только могут начинаться слова, но звук [з] ещё может лечить:
(вдохнуть, а на выдохе произносить звук [з]).
Что лечит звук [з]? (простуду, кашель).
Звуки музыки рождают
И недуги побеждают,
Звуки слово создают
И скучать нам не дают.
Чтоб здоровым, сильным стать,
Чтоб не кашлять, не чихать,
Звуковую гимнастику
Будем с вами выполнять.
Ладони на горлышко все положите, песенку комарика произнесите:
«з-з-з» – комар летит,
«з-з-з» – комар звенит,
«з-з-з» – зазвенели, запели ребята,
«з-з-з» – отдохните мои дошколята.
– А теперь давайте покрутим волшебный зонтик и узнаем, какие ещё слова
со звуком [з], он любит: появилась картинка (зоопарк).
Что это? Что означает слово зоопарк?
– Это место, где показывают зверей.
– Как по-другому можно назвать зоопарк? (зверинец)
– Какой первый звук мы слышим, когда произносим слово зоопарк, зверинец?
Мы слышим звук [з].
Сейчас мы отправимся в зоопарк.
Ребята, найдите и назовите животных: 1 – с жёлтыми зонтиками животных
со звуком [з] в начале слова; 2 – с оранжевым животных со звуком [з] в середине
слова; 3-с красным зонтиком со звуком [з] мягким. Работа с компьютером.
Скажите, пожалуйста, чем отличаются звуки [з] и [з]? А чем они похожи?
Молодцы!
– Устали? Давайте с вами поиграем.
Игра с мячом:
Я начну, а вы кончайте,
Часть любую добавляйте,
Можно «- за», а можно «- зы»
Зано-, стреко-, ро-, ко-, бирю-, гла-, ва-, мимо-, глюко-, грё-.
– Сейчас волшебный зонтик приглашает нас на волшебную поляну.
– Догадайтесь, как называется эта полянка? (звуковая). (Обозначить полянку
знаками звуков-кружочками). Присаживайтесь на то место, где цвет цветочка соответствует цвету вашего зонтика.
Вам надо выбрать звуковую схему, которая подходит к названию предмета
на цветочке.
На жёлтых цветах – задание простое (слово состоит из 4-х звуков), на оранжевых – потруднее (слово состоит из 5-ти твёрдых и мягких звуков), на красных –
самое трудное (слова состоят из более 5-ти звуков в середине слова).
– Присядьте, рассмотрите предметы на картинках, про себя произнесите их
название. Сколько вы слышите звуков, какие это звуки? А теперь подберите звуковые схемы к вашим словам. Молодцы!
Зонтик просит нас пройти за столы.
– А теперь скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима). Какой
чаще всего бывает погода зимой? (морозная). Слова ЗИМА и МОРОЗНАЯ тоже
содержат уже знакомые нам звуки.
Ребята, скажите какой звук [з] в слове ЗИМА твёрдый или мягкий? Разделите это слово на слоги: назовите первый слог (часть), назовите второй слог (часть).
Какой звук звучит первым в первом слоге? Какой во втором?
Выложите звуковую схему к слову ЗИМА.
Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения про зиму.
– Что это? (рассказ).
– Из чего он состоит? (из предложений).
– С чего начинается и чем заканчивается предложение? (с заглавной буквы,
точкой).
Молодцы! А зонтик зовёт нас дальше в путь.
– Ребята, скажите звук, мы можем увидеть? (нет, только слышать и произносить).
– А что мы можем увидеть и написать? (букву).
Пройдёмте сюда. Посмотрите, где мы оказались? (на поляне букв). Кто здесь
живёт? (буквы). (Выставить знакомые детям буквы и букву З). Найдите букву,
которая обозначает звуки [з-з]. Назовите. Рассмотрите её. На что похожа буква З?
В звезде найдёшь ты букву З
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, зиме, в морозе.
Ребята, вам понравилось путешествовать? Путешествие нам помог организовать Оле Лукойе (изображение Оле Лукойе на доске). И ещё он прислал нам
волшебную коробочку, посмотрите что там? Как вы думаете, зачем эти предметы? Что можно с ними сделать? Оле Лукойе предлагает нам сконструировать из
этих предметов букву З. (В коробочке – ленты, проволока, пластилин и др.) (Кто
сделает быстрее можно предложить другой материал)
И ещё Оле Лукойе дарит вам на память букву З и предлагает дома заштриховать её (превратить в какой либо предмет).
– Волшебный зонтик побывал сегодня у нас в гостях и многому научился.
А чему научились вы? С какими звуками и буквами мы сегодня с вами познакомились?
Правильно, сегодня мы познакомились с буквой З, которая обозначает на
письме согласный, звонкий, твёрдый звук [з], и согласный, звонкий, мягкий
звук [з].
Молодцы!
Давайте опять возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и с таким хорошим
настроением я говорю вам, до свидания!
Благодарю вас за хорошую работу! Спасибо.