Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Словесный. Слово учителя | Приветствие Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку | Приветствует учителя. Организует свое рабочее место, проверяет наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляет эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Словесный. Фонетическая зарядка | – Как воздух выходит из шарика? | – С-с-с | Готовит артикуляционный аппарат к чтению | Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Словесный. Слово учителя | – Какой звук ты произнес? – Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с] | – С-с-с. Слушают учителя | Принимает учебную задачу | Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45) | Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Учитель показывает рисунки с изображением леса, лося. – Что изображено на рисунках? – Найди на с. 45 схемы-модели данных слов и выполни слого-звуковой анализ слов лес, лось. – Охарактеризуйте звук [с]. – Гласный или согласный звук [с] | Рассматривает рисунки. – Лес, лось. Выполняет слого-звуковой анализ слов. – В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’]. –Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду | Выполняет слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяет звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдает над особенностями произнесения новых звуков. Характеризует выделенные звуки, доказывает, что звуки согласные, сравнивает их. Слышит и различает звуки [с], [с’] в словах. Обозначает твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях | Выделение звуков, устные ответы |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Словесный. Дидактическая игра | – Я буду называть слова, если ты слышишь в слове твердый согласный [с], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [с’] – зеленую карточку. – Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина | Поднимает синюю карточку, если слышат твердый согласный [с], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [с’] | Определяет твёрдость и мягкость согласных в словах | Игра |
3. Знакомство с буквой С | Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс). – На что похожа буква С? Шел конь, Подковами звеня. Как буква С Следы коня. | Находят букву С на «ленте букв». Высказывает свои предположения. | Распознаёт букву С на «ленте букв». | Устные ответы, |
Физкультминутка | Практический | «Строители» – А теперь представь себя строителем. – У тебя ведро краски в руках, поднимаем его вверх. Опускаем вниз | «Поднимают ведро с краской» (напряжение) и «опускают его» (расслабление) | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
4. Чтение слогов и слов. Составление предложений (учебник, с. 45) | Словесный, практический. Объяснение, чтение, беседа | – Прочитай слоги-слияния. – Посмотри на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным | читает слоги. Слушает объяснение учителя и смотрит на слова. | Соотносит новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдает работу буквы | Чтение слогов, слов, составление предложений. Устные ответы |
| | – Обрати внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна – сосны. – Что заметил? – Одно – единственное число; много – множественное число – Придумай с этими словами предложения. – Прочитай текст. Продолжи рассказ | – Одна – много Придумывает предложения со словами осина, осины; сосна, сосны. – Нина у осины. Инна у сосны. – Ау, Ни-на! Ау! | гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируется на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читает предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдает над изменением формы слова | |
5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь» (учебник, с. 45). Дифференцированное задание | Словесный. Чтение, беседа | – Прочитай стихотворение. – Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»? – В какое время года лес «…лиловый, золотой, багряный»? – Выучи стихотворение | Читает стихотворение, отвечает на вопросы, заучивают наизусть стихотворение | Понимает смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читает стихотворение | Чтение, устные ответы |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 44) | Словесный. Беседа | – Как ты понимаешь смысл пословицы: «Старый друг лучше новых двух»? | Отвечает на вопрос учителя | Объясняет смысл пословицы, высказывает свое мнение | Устные ответы |
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44) | Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ | – Что изображено на картинке? Расскажи – Назови слова со звуками [а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’]. – Какие деревья растут в лесу? – Что девочки делают в лесу? – Что с ними случилось? – Прочитай предложения | Рассматривает картинку, рассказывает по ней, отвечает на вопросы, называет слова с названными звуками; перечисляет известные деревья. – Нина! Ау! Ау! | Составляет рассказ по сюжетной картинке. Привлекает информацию, полученную ранее из собственного наблюдения, жизненного опыта. Читает предложения, соблюдая интонацию | Рассказ по картинке, устные ответы |
8. Отгадывание загадок. Дифференцированное задание | Словесный. Отгадывание загадки, беседа | – Отгадай загадку: Зимой и летом одним цветом. – Что вместо листьев у этих деревьев? – Как называются такие деревья? | – Сосна, ель. – Хвоя. – Хвойные | Анализирует загадку, устанавливает причинно-следственные связи; привлекает имеющиеся знания из собственных наблюдений | Устные ответы |
Физкультминутка | Практический | | Выполняет движения по тексту под руководством учителя | Осуществляет профилактику утомления. Ориентируется на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицами (учебник, с. 44) | Словесный, практический. Беседа, поиск букв | – Найди в пословицах буквы С. Сколько их? – Почему так говорят..? – В какой части слова стоят буквы С? | Находит буквы, считают. – В начале и в середине слов | Осуществляет взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц. Объясняет смысл пословиц | Распознание буквы С. Устные ответы |
2. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46) | Словесный, практический. Беседа, чтение | – Какие слова спрятались в схемах? – Прочитай предложение. Объясните правописание буквы С | – Оса, сани, насос, сосна. – Заглавные буквы в начале предложения и в имени девочки | произносит слова отчетливо, внимательно слушает ответы товарищей | Чтение, устные ответы |
3. Дидактическая игра «Покорение вершин» (учебник, с. 46) | Практический. Игра | – Кто больше составит слов из слогов? | Составляют слова из слогов | Осуществляет самопроверку; оценивает правильность ответов | Устные ответы |
4. Игра «Что изменилось?» | Словесный, практический. Беседа, чтение | – Прочитай предложения. Сравни слова. Что меняется в словах, когда обозначается один или много предметов? – Поменяй буквы местами, прочитай новые слова | – Нина! Осы! Осы! – Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывает новые слова | Наблюдает над изменением формы слова. Осуществляет словообразование | Чтение, устные ответы |
5. Чтение стихотворения В. Берестова. Дифференцированное задание | индивидуальная. Чтение, беседа | – Прочитай стихотворение. – Назови слова, в которых есть буква с | Читает стихотворение, называет слова с буквой с | Понимает смысл прочитанного стихотворения, распознаёт букву с в словах | индивидуальный Чтение, устные ответы |
6. Дидактическая игра (учебник, с. 47) | Практический. Дидактическая игра | – Прочитай слова. – Продолжи перечисление | Читает слова. – Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок | Наблюдает за изменением формы слова | Чтение, устные ответы |
7. Работа с рисунками, со словарем (учебник, с. 46) | Словесный, практический, наглядный. Беседа, работа с рисунками | – Рассмотри рисунки. Прочитай слова. – Знаешь ли ты, что такое ось? Посмотри в словаре | Рассматривает рисунки, читает слова. Высказывает свое мнение | Учится пользоваться словарем для решения учебной задачи | Устные ответы |
8. Разбор анаграмм (учебник, с. 46) | Словесный, практический. Разбор анаграмм | – «Анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова. – Составь новое слово, переставив буквы согласно цифрам | Слушает объяснение учителя. – Сосна – насос. – Насос – сосна | Осуществляет словообразование | Устные ответы |
9. Работа с «лентой букв» | Индивидуальная. Словесный. Беседа | – Где на «ленте букв» расположена буква С? Почему? | – На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы | Определяют место изученной буквы на «ленте букв» | Индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы | Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |
| | – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? | | урока. Оценивают свою работу на уроке | |