Просмотр содержимого документа
«Эксперементальная деятельность с учащимися»
МБУДО ДДТ « Репортёр»
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка.
Городская экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение.
Вместе с тем возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов.
По сути, экологическая тропа – это лесной массив,находящийся радом с жилым микрорайоном. При выборе маршрута учитывалось доступность и эмоциональная насыщенность, и информационная емкость.
Продолжительность экскурсии от 1 до 2.5 часа в зависимости от возраста учащихся посещающих экологическую тропу.
Учащиеся на данной тропе овладевают частью учебно-программного содержания, а именно: изучение объектов и явлений природы, приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями.
Само название «учебная тропа природы» можно понимать ,как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит».
Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.
По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников - научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду.
Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди молодежи. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы . Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви». Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания подростком, а затем и, взрослым состава нарушения, в своём поведении в окружающей природе. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль над посещаемостью и выполнением установленных правил. Отдельные учебные тропы можно объединять в системы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.
. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт.
Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где проводится экологический практикум и организуется природоохранная деятельность учащихся, то ее использование настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в природе.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
1.Название эко-тропы: « Лесной массив на ул .Курчатова»
2. Цели и задачи эко-тропы :
Цели:
организация работы и активное участие местного населения в развитии экологического туризма в нашем крае.
Привлечение молодежи к улучшению материального положения через туризм и прикладным к нему направления.
Разумное использование природных ресурсов.
научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи:
экологическое обучение и воспитание;
отдых посетителей;
сохранение природы в прилегающей зоне.
Создание развитого современного экологического туризма с привлечением в его организации молодежи села.
Воспитание любви к природе, животному и растительному миру нашего края.
Разработка туристического маршрута
Направление проекта:
Познавательное.
Здоровьесберегающее.
Практическое.
3. Местонахождение, расстояние от школы: Димитровград Ульяновска обл , ул Курчатова Расстояние от школы №13 - 400м.
5.Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками прохождения маршрута.
Начало маршрута – Храм Луки Крымкого
Первая стоянка « Осиновый лес ». Расстояние
Вторая стоянка «Смешанный лес » Расстояние
Третья стоянка » Сосновый лес» уникальный и красивый ландшафт этой местности, произрастают травы, лесные цветы и стелющим ковром цветёт бадан. Расстояние
Пятая стоянка «» конец маршрута экологической тропы. Это самое красивое и с загадками природы место.
6.Режим использования: Во время весенних, зимних , осенних экскурсий по предметам окружающий мир, география, экология, биология. В летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха, детской площадки, волонтеры, туристы.
7.Допустимая нагрузка на экотропу ( максимальное количество посетителей в неделю). Нагрузка на экотропу- 50 человек.
Особенности создания учебной экологической тропы
Учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
педагогов
учащихся школ
прочих граждан.( туристов)
При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников и взрослых(примерно 2-2,5 часа). Этому соответствует оборудованный маршрут длиной около 2 километров.
Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов, студентов. Для детей младших возрастов могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные на 40-50 мин. Дети старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы, но выбор представляемых объектов более полный; продолжительность маршрута около 2,5 часов.
Информацию, получаемую на тропе, можно условно разделять на познавательную и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют определенные объекты на тропе.
Наибольшей популярностью у детей пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Изучение видового многообразия природы прямо отвечает требованиям учебных программ по биологии.
Внимание посетителей любого возраста привлекают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся создавали микро-заказники для насекомых, площадки с искусственными гнездами и кормушками для птиц.
Такие объекты используются для проведения школьниками исследовательской работы.
8.Описание экскурсионных объектов:
Вступительное слово учителя: Мы сейчас совершим путешествие по экологической тропе «Лесной массив на ул .Курчатова».
Ее маршрут проложен по самым интересным уголкам нашей местности, и мы с вами выбрали удивительные объекты для исследования и изучения и просто для отдыха. На экологической тропе произрастает достаточно много лекарственных, дикорастущих растений. Среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья. Мы порой знаем о растении только лишь их название, да и то не всегда точное. А ведь каждая травинка – это целый мир – удивительный, на первый взгляд простой и в то же время необычайно сложный. Очень хочется, чтобы вы на время забыли о сотовых телефонах, а посмотрели вокруг себя и открыли для себя удивительный, неповторимый мир родной природы, сделали, пусть небольшое, но открытие. Вы почувствуете как стали добрее мудрее. Удивительное оно рядом, стоит только приглядеться. А теперь отправляемся в чудесный мир природы.
Начало маршрута:
. В какую сторону не посмотришь всюду лес, деревья , хвойными и лиственными деревья. Места эти издавна славятся ягодой, грибами, животными.
Объект 1« Осиновый лес »
3 ОБЪЕКТ «Бадан» Бада́н толстоли́стный, или Камнело́мка толстоли́стная, или Монго́льский чай, или Салай (лат. Bergenia crassifolia) — многолетние травянистые растения, вид род Бадан (Bergenia) семейства Камнеломковые (Saxifragales). Бадан толстолистный – обладает кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным и противомикробным свойствами, укрепляет стенки сосудов.
4 ОБЪЕКТ «Рододендрон даурский »
Рододендрон даурский (лат. Rhododendron dauricum) — вид листопадных либо вечнозелёных кустарников из рода Рододендрон семейства Вересковые. В Российской Федерации это растение нередко ошибочно называют багульником. Сильноветвистый, среднерослый, вечнозеленый кустарник до 2-4 м высотой. Цветки малиново-розовые (редко белые), яркие, 2,5—4 см в диаметре, в виде широкой воронки, с 10 тычинками и чешуйчатой завязью. Цветение раннее, в зависимости от региона может быть от января-февраля до апреля-мая. Плод в виде коробочки, содержащий 6 коричневых трёхгранных семян.
6 ОБЪЕКТ «дятел Желна»
9.Список оборудования экотропы.
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников.
1.Информационные доски
2.Скамьи
3.Знаки и указатели
4. Питьевой источник
5. Место под кострище
6. Площадка для палаток.
7. Укрепление дорожно - тропиночного полотна.
10.Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и противопожарные требования.
Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
по той же причине не стоит брать с собой собак;
после себя не оставлять никакого мусора. Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.
Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.
Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их ствол и корни являются важным звеном в цепи всех компонентов экосистемы.
Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до Вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.
Не делайте надписей на камнях и деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.
С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.
По этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. Дикие и домашние животные вряд ли поймут друг друга.
Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему – это опасно для Вас. И не делайте попыток кормить диких животных – это опасно для них.
Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите больше и услышите больше.
По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука – и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. Единственное исключение – чрезвычайные обстоятельства.
Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только Вас, но и тех, кто придет после.
Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.
11.Необходимые мероприятия по уходу за экотропой. (Информационные доски, символические экологические знаки и указатели). Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
14.Приложение.
А) карта-схема маршрута
Б) описание практических работ на объектах
В) путеводитель или буклет для самостоятельного прохождения тропы