Урок разработан на основе первообразов искусства по современным технологиям развития творческих способностей. Таже в работе представлен примерный анализ и оценивание детских работ, по данной системе обучения.
Главной целью в проведении урока - развитие у учащихся творческого потенциала и сохранение у них эксперементальных условий в творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Царевна-лягушка, или Целый мир в квадрате" »
Тема урока: «Ковер Царевны – лягушки, или Целый мир в квадрате».
2 класс
Пояснительная записка
Главной целью в проведении урока - развитие у детей творческого потенциала и сохранения у них экспериментальных условий в их творческой деятельности.
Учащиеся приобретают навыки самостоятельно выбирать сюжет из предложенной темы, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к работе, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжета.
Изучение новых композиционных закономерностей, знакомит учащихся с особенностями симметричной и ассиметричной композицией, на данном уроке они узнают о новых средствах художественной выразительности: динамика, статика, доминанта - необходимые для передачи художественно-творческого выражения.
Учащиеся учатся проводить сравнительный анализ на основе своих работ и работ одноклассников.
Данной теме посвящается 2 урока: 1урок - композиционное построение, 2 урок – работа над цветовым решением.
Конспект урока
Цель урока:
- Развитие фантазии, творческого мышления, воображения.
- Формирование умения компоновки сюжета в квадрате.
- Развитие умения использования в композиции выразительных средств: выделения главного (композиционный центр); цветовое решение в зависимости от поставленных задач и т.д.
Текст русской народной сказки «Царевна – лягушка».
Этапы урока
I урок
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока (1 мин.)
Беседа. Просмотр видеосюжета (15 мин.)
Выбор сюжета (5-6 мин.)
Выполнение композиционного эскиза (15 мин.)
Анализ характерных ошибок и наиболее удачных решений (5 мин.)
II урок
Организационный момент.
Контроль, коррекция, работа над ошибками в рисунке (5-8 мин.)
Обсуждение цветового решения (5 мин.)
Работа в цвете (20 мин.)
Коллективная выставка и обсуждение работ (5-10 мин.)
Ход I урока
- Ребята - вы, наверное, все читали русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Давайте вместе вспомним сюжет этой сказки.
Учащиеся рассказывают сюжет и параллельно рассматривают репродукции к сказке «Царевна – лягушка» И. Билибина, В.Васнецова.
Учитель подводит итог всему пересказанному. Итак, мы узнали, о том, что сказка волшебная и там происходили невероятные волшебства: Василиса Прекрасная, обычные вещи, превращала в самые красивые и прекрасные на свете, в том числе и ковер.
«Изукрашен ковер златом и серебром, вышито на нем все царство с городами и деревнями, с горами и лесами. С реками и озерами» - это образ чудесного ковра Василисы Прекрасной.
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Царевна-лягушка», о том как же она создавала волшебный ковер (просмотр отрывка мультипликационного фильма Михаила Цихановского ).
- Ребята, а какую форму Царевна-лягушка взяла за основу для своего ковра?
- Дети (квадрат).
- А какое обозначение в орнаменте несет в себе квадрат, прямоугольник, ромб?
- Дети (землю).
- А теперь ребята, возьмем за основу квадрат и представим себя волшебниками, создающими самый прекрасный ковер на свете. Звучит спокойная музыка ансамбля «Мещеренна» - «Царевна – лягушка».
Затем ребята развешивают свои рисунки на доску, рассматривают их, выделяют ошибки, сравнивают.
Ход II урока
Начинаем урок с правки и коррекции рисунка.
Затем мы обращаем внимание на колористическое решение нашей композиции. Говорим о роле цвета в композиции, о том какие цвета являются волшебными (необычными).
Как цвет способен вызвать разные пространственные ощущения, как он может выделить главное в композиции (доминанта), как передать движение с помощью цвета или наоборот спокойствие, статику.
Работа над ковром в цвете.
В конце урока проводится выставка работ, обсуждение, оценивание.
Анализ детских работ
Анализ работ учащихся второго класса на изученную тему «Ковер Царевны – лягушки, или Целый мир в квадрате».
Шипков Саша.
Саша нарисовал «ковер в ковре». Три квадрата по вертикали, объединенные в единую композицию и большие ели по бокам, больше похожи на орнамент - создают единый гармоничный ансамбль. Каждый квадрат в работе имеет собственную композицию, а вместе они похожи на рассказ из волшебной сказки. Масштаб листа с рисунком соотнесен равномерно.
Четко прослеживается иерархия в композиционном решении. В нижнем квадрате нарисовано море с использованием символа воды (волнистая линия) и корабль, на парусе которого изображено солнце с треугольными лучиками (символ добра и тепла, дальних странствий). Центральный квадрат украшен «домом» царевны-лягушки –красным замком с позолотой, крыша которого переходит в верхний квадрат, на шпиле, в третьем квадрате, сидит волшебная (золоченая) птица и смотрит в сторону моря, как будто ждет новостей. Смотря на работу Саши, четко понимаешь, что главной фигурой во всей композиции является центральный квадрат, он украшен рамочкой, выделен цветом и композиционным объемом.
В своей работе Саша использовал различные техники – живопись (гуашь), графика, аппликация. Не смотря на столь разнообразные приемы, работа смотрится цельно и лаконично, это достигалось с помощью тщательного подбора цветов и подчинению одного цвета другому. Это говорит о присутствии в его работе собственной программы реализации задуманной идеи, и ее решение.
Саша хорошо освоил стилистику древнерусской культуры, все в его работе говорит о присутствии «русского духа»: подобранные цвета, замок похожий на двухэтажный терем, завиточки, креульки. Прослеживается присутствие архетипов и мифологем. В центральном квадрате замок делит композицию на правую и левую сторону, на день и ночь с солнцем и луной, что свидетельствует на отделение света и тьмы, сторон света, ночи от дня, развертывании временных границ.
При выполнении данного задания Саша проявил не стандартное художественное, креативное, мышление, отличное от шаблонных. Его работа заслуживает похвалы и высокой оценки.
Сысоева Саша.
С заданием Саша справилась хорошо, масштаб рисунка соответствует формату листа. На ее ковре рассыпались белоснежные ромашки. Ковер, по периметру, украшен красивой геометрической рамкой. Цвет фона - небесно- голубой, на нем ромашки смотрятся как парящие в небе облака.
В композиции присутствует динамика и в тоже время рисунок смотрится уравновешенно. Задумка композиции не отличается особой оригинальностью, но цветовое решение и раставление акцентов повышает уровень работы.
Изобразительными средствами Саша выбрала живопись гуашью и аппликацию бисером. С помощью аппликации она украсила серединки ромашек, они стали похожи, на далекие планеты - сиреневые, голубые, фиолетовые, а также желтым бисером выложила пчелку, летающую между стебельками - этим акцентом она повысила динамику в своей работе и расширила смысловой уровень.
Стилистика русской культуры передана в орнаменте рамочки. Тут присутствуют - линии, ромбы с точками, треугольники, квадраты – орнамент ассоциируется с мезенской росписью.
Нестандартность художественного решения, перекрывает в работе слабые, не осознанно выраженные архетипические образы и мифологемы космоса.