Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников
Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников
Курсовой проект Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников. В данном проекте идет описание формирования экологической грамотности посредством экскурсий в природу. Также есть методики направленные на выявление экологичекой грамотности младших школьников. Проект затрагивает тему экологической грамотности человека, в настоящее время эта проблема очень актуальна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Курсовой проект
по ПМ 01.01.
Преподавание по программам начального общего образования
Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников
Специальность: 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Исполнитель:
Забродина А.
студентка 41 «КП»
группы
Камышлов, 2015
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………….
Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников…………………………………..
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………………
3
33
53
55
Пояснительная записка
«..Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету».
Я.Аким
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница. Природа влияет на наше духовное развитие. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений. Единственным непосредственным соприкосновением с природой для детей являются немногочисленные школьные прогулки и экскурсии. Но никакой учебник, не смотря на большое количество в нем рисунков и фотографий, текстов и практических заданий не сможет заменить живого общения ученика с природой.
Окружающий мир необходимо изучать на природе. Угасание интереса к получению каких-либо знаний у учащихся возникает под влиянием требований учителя, по воспроизведению написанных в учебнике, зачастую не интересных, незанимательных и сухих текстов. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического образования подрастающего поколения, которое должно проводиться, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической грамотности как качества личности, в части общей культуры человека.
Авторы Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский , К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев, подчеркивали, что общение с природой в школьные годы и последующее изучение естественных наук необходимы для воспитания у детей основ естественнонаучного мировоззрения, формирования картины мира [9, с. 196].
В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической грамотности младшего школьника, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире.
Согласно ФГОС, предусматривается формирование и развитие экологической грамотности личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. В нем отмечается необходимость усиления экологической грамотности в обучении окружающего мира. Содержание учебно-методических комплектов по окружающему миру обладает значительными возможностями в плане формирования у учащихся прочных осознанных знаний в области рационального природопользования, что, в свою очередь, требует усвоения учащимися элементов экологических знаний уже в младшем звене общеобразовательной школы [15].
Проанализировав Федеральный Государственный образовательный стандарт для начальной школы в области окружающего мира, выделяем следующие требования о проявлении экологической грамотности младшего школьника:
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации от родителей, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
И вследствие этого выделяются противоречия с которыми мы сталкиваемся в ходе педагогической работы, и которые требуют разрешения:
-между потребностью школьной практики в формировании экологической грамотности младших школьников как основы экологического образования и недостаточной разработанностью традиционных и нестандартных форм экологического образования учащихся, начиная с начальной школы
- между необходимостью формирования экологической грамотности младшего школьника и недостаточно системным использованием экскурсий в природу по программе Виноградовой Н. Ф.
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, мы пришли к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической грамотности младших школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
На сегодняшний день возникает проблема в недостаточной разработанности материалов для организации и проведения экскурсий в природу, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников.
Форма проектирования – экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников.
Целью данного проекта является разработка и обоснование экскурсий в природу как средства формирования экологической грамотности первоклассников при изучении курса «Окружающий мир» по программе Виноградовой Н. Ф.
Объект проектирования – процесс формирования экологической грамотности младших школьников при изучении курса «Окружающий мир», 1 класс.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи проектирования:
Рассмотреть особенности становления экологической грамотности в начальной школе.
Раскрыть понятие экскурсия, ее функции, технологию организации в начальной школе.
Разработать экскурсии в природу, способствующие формированию экологической грамотности младших школьников.
Практическая значимость экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников в курсовом проекте могут быть использованы учителем начальных классов в работе для проведения экскурсий в 1 классе.
Проблема сожительства общества и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте. Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Таким образом, сочетая личный пример учителя и родителей, младшие школьники должны сформировать особенное отношение к природе, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к природе.
В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.
А.Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической грамотности [5, с.422].
И.Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления [13]. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.
Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) [3, 16] отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира, который включает:
- эмоциональную сторону восприимчивости к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения.
- деловую готовность, возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
- интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Но, просматривая программу по окружающему миру в начальной школе, возникает вопрос, почему мало времени уделяется детям на образование экологической грамотности младшего школьника. Важнейшим средством развития экологической грамотности младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, как мы считаем, а в дальнейшем попытаемся это представить в экскурсиях в природу. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому образованию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической грамотности детей.
Вместе с тем, как показывает практика, все более обнаруживает себя противоречие между объективно растущими требованиями общества к личности в контексте отношений «человек — природа» и уровнем формирования экологически грамотной личности.
На наш взгляд, необходимо личностное принятие учеником базовых экологических ценностей. Поэтому к экологической грамотности учащихся нужен подход, где сделана установка на личность ученика, на личностное присвоение им экологических ценностей и ориентиров.
Можно сделать вывод, что усвоение экологической грамотности младшего школьника остается проблемой номер один в педагогической действительности школы. В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической грамотности личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Человек будущего — это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости.
Ведущую роль в обучении ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической грамотности, включающий в себя две стороны: учебную и внеурочную деятельность.
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения». При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней [4, с. 29].
Наша школа уже много лет работает по программе Н. Ф. Виноградовой, УМК «Начальная школа 21 века». Программа разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-Концепции духовно—нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования.
- с требованиями учебника по окружающему миру 1 класс «Начальная школа 21 века» авт. Н. Ф. Виноградова. (авторская программа курса «Окружающий мир» 1 класс Н.В. Виноградова, Г. С. Калинова).
Изучение данного раздела программы направлено на достижение главной познавательной цели:
-формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательной:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
Развивающей:
-развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
-развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)
Воспитательной:
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-формирование чувства уверенности в себе, умение работать в коллективе;
-формирование бережного отношения к окружающей среде, интерес к предмету окружающего мира;
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, он оценивал природу как “вечный источник мысли” и добрых чувств детей, придавая особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Учёные-педагоги уделяют большое внимание проблеме развития экологической грамотности младших школьников. Её методологические и теоретические основы раскрыты в трудах Н.Ф. Виноградовой, И.Н. Пономарёвой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.М. Кудрявцевой, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачёва, В.В. Николиной, И.Т. Суравегиной, Л.В, Тарасова, О.Г. Максимовой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др. Главной целью экологической грамотности, на наш взгляд, является формирование экологической культуры. Под которой следует понимать совокупность экологически развитой, эмоционально – чувственной, нравственной, деятельностной сфер личности человека [13].
Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.
Учебный курс «Окружающего мира» начинается с 1 - го класса. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, дети впервые вводятся в мир научных понятий. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета окружающий мир состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами живой и неживой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим воспитанием бережного отношения к ней. Таким образом, природа познается детьми, как единое целое, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Дети на уроках окружающего мира узнают много о природе, но любить и интересоваться ею начинают все меньше и меньше. Почему так происходит? Почему уроки окружающего мира оказываются неспособными сохранить творческого, радостного, заинтересованного отношения детей к природе? Прежде всего, особенно сказывается на отношении детей к природе сокращение живого общения с ней. Ведь единственным непосредственным соприкосновением с природой для детей являются немногочисленные школьные прогулки и экскурсии. На уроках же учитель чаще всего использует материалы учебника и иногда «Дневника наблюдений над природой». Но никакой учебник, не смотря на большое количество в нем рисунков и фотографий , текстов и практических заданий не сможет заменить живого общения ученика с природой.
Окружающий мир необходимо изучать на природе. Угасание интереса к получению каких-либо знаний у учащихся возникает под влиянием требований учителя по воспроизведению написанных в учебнике, зачастую не интересных, незанимательных текстов, которые трудно воспринимать ученику первого класса на слух, а, как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Таким образом, только лишь содержание учебника без использования других средств и дополнительных материалов не способствует формированию познавательного интереса к природе. Из всего выше сказанного можно заключить, что от 1 класса к 4 классу творческая активность у младших школьников снижается, так как отсутствует система заинтересованной творческой деятельности каждого ученика на уроках окружающего мира. Природа наиболее близка и понятна человеку, ребенку присущи интуитивное стремление к близости с природой. Но сама природа не воспитывает, воспитывает активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства нужно прививать эти чувства с раннего возраста. Воспитанная у детей действенная любовь к растениям, к животным способна положить начало многим познавательным и практическим интересам. Прежде всего, чтобы достичь сознательного отношения к изучению природы, учителю следует раскрыть перед детьми значение природы для человека, показать на конкретных примерах, необходимость ее изучения. И, конечно же, во многом этому способствуют экскурсии в природу.
Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края.
Формы, методы и средства организации экологической грамотности подразделяются на традиционные, активные и инновационные. Урок, как традиционная форма – вводные и тематические уроки, уроки-беседы, уроки-лекции и т. д.; специальные уроки – самостоятельная работа учащихся, проблемная беседа, ролевые игры; внеклассная и внешняя работы – исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач.
Многообразие определений экологической грамотности ещё раз свидетельствует о том, что данная проблема затрагивалась многими людьми. Вот лишь некоторые из них:
С.Д. Дерябо определяет экологическую грамотность, как экологические знания в области взаимоотношений природы и общества, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил эколого-ориентированного поведения [4].
Н.Е. Яценко определяет экологическую грамотность, как «уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности» [19].
Американский физик Ф. Капра в своих статьях утверждает, что экологическая грамотность – это одновременно и контекст и процесс, помогающий школьникам стать экологически грамотными – то есть осознать «взаимосвязанность всех вещей», жить и действовать согласно этому принципу.
Ф. Капра определяет экологическую грамотность, исходя из трех положений: знание принципов экологии, системное мышление, практическое следование экологическим ценностям, говоря о том, что наша безграмотность в отношении принципов экологии – главная причина того, почему мы разрушаем природную среду. Эта безграмотность в значительной степени ответственна за нынешний экологический кризис и будет продолжать его усугублять до тех пор, пока мы и наши дети не станем экологически грамотными.
Однако мы считаем, что экологическая грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, позволяющих осознанно и компетентно участвовать в природоохранной деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе деятельностью человека. В данном определении экологическая грамотность складывается из следующих компонентов: понимания природы как среды обитания человека, его дома; естественнонаучных знаний и знания закономерностей взаимодействия природы и человека; способности к природоохранной деятельности.
Так как нас интересует младший школьник, то здесь стоит отметить, что Л. П. Симонова говорит о том, что детство – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, формирования многогранных отношений к природе, к людям. Учитывая всё вышесказанное, Л. П. Симонова и С. Н. Николаева считают, что именно школа оказывает наибольшее влияние на процесс формирования экологически грамотной личности.
Одним из средств формирования экологической грамотности младших школьников являются экскурсии в природу в урочное время, экологические занятия, «Экоколобок» («Сохранение среды обитания»), экологические акции – «Покормите птиц зимой», проектная деятельность и т. д.
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней помогут экскурсии в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с педагогом вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.
В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения в природе.
Если рассматривать педагогический словарь Коджаспировой Г.М., в подобной трактовке, «экскурсии (в педагогике) – это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а так же изучению различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отличии от уроков экскурсии проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся» [9, с.168].
Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И. – это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия – научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.[2]
Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими).
На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема (пруда)».
Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
Они позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки как «В гости к березке», «К древнему валуну», «На бабочкину лужайку», «К птичьей столовой» и т.п. способствуют чувственному восприятию детьми мира природы [1, с. 16].
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Учащиеся знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если педагог предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ученик в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях младшие школьники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Решению задач экологической грамотности в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь». В педагогической литературе эти игры называются по-разному – сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.
При разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу.
Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Многогранный мир природы пробуждает у школьников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могучий толчок для стремительного потока мысли» [12; с.139].
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне школьного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними [1, С.84].
Экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся. Она является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить учащихся с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.
Знакомясь с жизнью растений, ученики усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести школьников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.
Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем педагог обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого школьники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят ему пользу.
Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, ученики делают заключение о том, что муравьи являются еще и санитарами леса.
Экскурсия на луг помогает сформировать у младших школьников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих между животным и растительным миром.
Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения школьниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Так, наблюдая за птицами, белками, насекомыми, земноводными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску (благодаря которой осуществляется маскировка), характер выполняемых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, полет) или прекращение их (затаивание).
Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Младшие школьники благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края, узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).
По мнению, Петросовой Р.А. «Велико педагогическое значение экскурсии. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся».
Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского. Рекомендации о проведении экскурсий появились в "Уставе народных училищ" (1786), в "Школьном уставе" (1804) [9].
Экскурсия в природу развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.
В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 1-2 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта.
Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.
В сборнике «Естествознание в школе» учитель, а впоследствии известный методист К.П. Ягодовский широко пропагандировал экскурсии с целью изучения местной природы. «Мы можем познакомить учеников на своих уроках и со строением организмов..., дать им ряд сведений биологического характера..., но научить их хоть немного разбираться в окружающей природе – в классе мы не можем. Для этого нужно идти в природу» [18, с. 129].
Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно хорошо раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др. На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения объектов. При разработке содержания экскурсий в природу необходимо исходить из программных требований и природного окружения, а также наметить объем знаний, которые должны усвоить дети. Исходя из этих условий, определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. Важно чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечение их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, парке и т.д.). Результативность экскурсий в природу во многом определяется тем, на сколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.
Структура экскурсий:
Вводная беседа
Коллективное наблюдение
Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
Сбор материала
Игры детей с собранным материалом
Заключительная часть, во время которой педагог подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где педагог, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами, дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно, педагог не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Подготовка учителя заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает учитель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
К экскурсии учителю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Подготовка учащихся начинается с сообщения цели экскурсии. Ученики должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Ученики должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Напомнить детям правила поведения на улице.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
Классификация экскурсий:
По содержанию
По составу и количеству участников
По месту проведения
По способу передвижения
По продолжительности
По форме проведения
Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование – сделать содержание экскурсий интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу» [14]. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.
Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность детей на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии младших школьников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе – «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка». Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.
Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особые задания. В ходе наблюдений по этим заданиям дети приходят к каким-то своим выводам. Бывают случаи, когда эти выводы оказываются ошибочными. В таких случаях учитель дает дополнительные задания для наблюдений, которые помогут получить достоверные знания. Например, в III классе по программе Клепининой З.А. на осенней экскурсии учащиеся знакомятся с отличительными признаками деревьев, кустарников и трав. Очень часто дети отмечают такие отличительные признаки этих групп растений: деревья высокие, кустарники поменьше, а трава совсем маленькая. Нужно показать на молодое деревце. Дети знают, что это дерево, но оно ниже кустарника. Среди травянистых растений можно найти деревья первого года жизни. Они будут ниже некоторых трав. Так путем дополнительных заданий и сравнений будут опровергнуты неверные выводы учащихся, и дети будут подведены к правильным знаниям. Добытые таким образом знания отличаются большей прочностью, доказательностью, чем полученные при простом рассказе учителем об отличии этих групп растений.
По материалам проведенных наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: учитель дает задание, дети выполняют его, сразу говорят о результатах своих наблюдениях. Иногда можно давать сразу несколько заданий, учащиеся выполняют их, затем через определенное время по сигналу учителя собираются в указанном месте, где и проводится беседа.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
В конце каждой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 40 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.
Педагогическая эффективность наблюдений на экскурсиях существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность [1, 82].
Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников по окружающему миру имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Экскурсия в природу - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе, освоить доступные способы изучения природы и общества, освоение основ экологической грамотности, сформированность уважительного отношения к природе нашей страны. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
В содержании экскурсий в природу должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, это значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы.
Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения того знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.
Экскурсии в природу могут проводиться в форме игры:
-Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой.
-Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.
-Ролевая игра - играя, младший школьник приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти [11].
-Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая план путешествия в рамках урока обобщения по окружающему миру.
Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Очень интересны и целесообразны игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились в лесу заяц с белкой и разговорились...»; « Собрались животные на полянке и стали рассказывать, как каждый готовится к зимовке». Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности.
Таким образом, экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями, научатся бережному отношению к природе. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у младших школьников интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств - своей Родины.
Экскурсии в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников.
Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными явлениями. На экскурсиях учащиеся имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством педагога.
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у обучающихся навыки изучения своего края, формирования экологической грамотности, эстетические чувства.
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у учащихся полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; формирование экологической грамотности младших школьников, а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания, бережного отношения к природе.
Нами для определения экологической грамотности младших школьников были подобраны следующие методики:
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП». В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо «Методики диагностики отношения к природе».
Методика Серебряковой Т.А.. которая включает задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы.
Данные методики позволят определить уровень сформированности экологической грамотности младших школьников через проведение экскурсий в природу.
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ
Тема: экскурсия в весенний лес
Цель: формирование представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научится наблюдать за весенними изменениями в природе: растения, животные; называть представителей живой и неживой природы; использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль и самоконтроль – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями в учебной деятельности; осуществлять наблюдения за весенними изменениями в природе.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю в случае затруднения; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.
Личностные: формирование ценностного отношения к миру природы.
Оборудование: загадки, блокноты.
Структура экскурсии
Этап урока
Деят-сть учителя
Деят-сть учащихся
УУД
Формы и методы
1.Орг. момент. Сообщение темы экскурсии
«Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
-Ребята, смешанный лес – это лес, в котором растут и лиственные деревья – назовите пожалуйста какие лиственные деревья вы знаете?
(березы, клены, дубы, липы, осины и т.д.) и хвойные вечнозеленые деревья (у которых листья в виде иголок – хвоя), а также есть кустарники и травы. Давайте уточним, какие изменения произошли в природе весной.
Слушают учителя. Один из учеников рассказывает стихотворение, данное ему заранее:
Рябины, елки, березы, клены… Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет И в прохладную тень зовет. А вы знаете, что для вас Он загадки свои припас?
Береза, тополь, дуб, ответы детей.
Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе, желание учиться
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Фронтальное обучение. Словесный метод.
Фронтальное обучение. Словесный метод –беседа, устные ответы.
2.Изучение нового материала
4.Итог урока
-Давайте отгадаем загадку:
Она весну встречает – сережки надевает,
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску,
Узнаешь ты ….(березку).
-Вот они березки в нашем лесу. Особенно красивы березы во время цветения. Цветут они в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжаются березки в зеленую листву и зеленовато-желтые сережки. Сережки – это соцветия. А плод березы маленький орешек с двумя прозрачными крылышками. Если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Но это очень вредно для дерева. Оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения. Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим. Кроме того, ветер может занести в ранку споры грибов-трутовиков. Это несъедобные грибы, они наносят вред дереву. Есть народная примета: из березы течет много сока – к дождливому лету.
-Давайте ребята потрогаем кору березы, мокрая она от сока или нет? Рассмотрите молодые листочки (набухшие почки), они блестящие, клейкие.
-А теперь послушайте стихотворение, которое вам расскажет … (один из ребят):
-Вот они наши ели. (учитель показывает ель).
-Какие это деревья? (вечнозеленые). Да, это вечнозеленые деревья. Их листья называют игольчатыми, или хвоей. Как и все деревья, весной ели цветут. Цветки, красные и сочно-зеленые, живут недолго. Через несколько месяцев на их месте появляются шишки.
-Ребята, а вы хотите узнать, сколько лет нашим елочкам? Я вам расскажу, как это сделать. Когда еловая семечка прорастает, корешок идет вглубь, а стебелек – вверх. Каждый год верхняя почка на стебле дает новый побег. А через 3-4 года стебель одеревенивается, становится стволом, и на нем начинают развиваться боковые веточки. Ель раскидывает их во все стороны. Год прошел – вырос новый «этаж», через год –еще. Давайте посчитаем еловые этажи, прибавим 3-4 года и узнаем возраст ели.
-Какая из наших елей самая старшая? Какая младшая?
-Ребята, а посмотрите, в нашем лесу кроме березы и ели есть еще лиственные деревья. Эти деревья про себя могли бы сказать:
-Как называются эти деревья?
Это липы. У липы мощный корень с множеством ответвлений, уходящих глубоко в землю. Он крепко держит дерево в почве. Обратите внимание как растут ветки на липе: верхние –вверх, средние в стороны, нижние – вниз. Смотрите, почки набухли, и на них появляются плотные, темно-зеленые листья.
-А еще в нашем лесу есть листопадные кустарники, например, спирея. Форма кустов – полушаровидная. Посмотрите ребята какие красивые веточки кустарников – изящные, тонкие , красиво изгибаются. Листочки мелкие, но многочисленные. Сейчас в конце мая, спиреи еще не цветут, а вот если вы придете сюда в конце мая, то увидите , что у спиреи цветки собраны в соцветия. А какой запах они распространяют.
-В смешанном лесу растут и травы. Отгадайте загадку:
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом,
А ему все нипочем,
Хоть ударь кирпичем. (подорожник)
-А сейчас, я познакомлю вас еще с одним растением, которое меньше травы. Высота его несколько миллиметров – это …(мох).
Назовите мне пожалуйста такую траву?
Мхи в лесу живут, как правило, не в одиночку, а скученно, образуя «коврики», «подушечки». Устроены они несложно: у них нет настоящих корней, не бывает цветков и плодов. Есть только стебли и листья. Листья у них настолько мелкие, что порой едва различимы невооруженным глазом. Давайте попробуем рассмотреть листья мха с помощью лупы.
-Ребята, смотрите, а что там, на дереве висит?
-Да это скворечник, в нем наверняка поселились птицы, видимо наш лес стал для них домом.
Рассказ о скворцах.
-Какие изменения произошли в живой и неживой природе? Каких птиц вы видели? Какие растения?
Ответы детей:
Березу.
Рассматривают березу, листья, почки.
Один из детей рассказывает стихотворение, заранее данное ему выучить:
Ели на опушке-
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
Вечнозеленые.
Дети определяют возраст ели.
Один из детей читает заранее приготовленное стихотворение:
Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень.
Под кроной моей отдыхают,
В безветренный знойный день.
Ответы детей. Липа, береза
Дети рассматривают липу.
Рассматривают листья спиреи.
Ответы детей. Подорожник.
Рассматривают подорожник.
Ответы детей. Объясняют как выглядит мох.
Ответы детей. Скворечник. В нем живут птицы.
Коммуникативные:
способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.
Личностные:
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.
Предметные:
формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и уметь вести диалог.
Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Фронтальное обучение. Метод – беседа, отгадывают загадку.
Фронтальное обучение. Наглядный метод - наблюдение, рассматривание дерева.
Фронтальное обучение. Наглядный метод -наблюдение.
Фронтальная работа. Словесный метод беседа.
Фронтальное обучение. Наглядный метод-
наблюдение
Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.
Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ
Тема: Берегите воду
Цель: формирование представлений об огромной роли воды в природе и хозяйственной деятельности человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать и объяснять роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека; формировать представления об экологической связи и взаимосвязи природы, отвечать на вопросы по теме наблюдения.
Метапредметные:
Регулятивные:
-Планирование – составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
– ориентироваться в системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; : строят понятные для себя и для партнера высказывания
Личностные:
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; проявление ценностное отношение к природному миру.
Место проведения: река Ница, с. Елань.
Время проведения: сентябрь
Подготовительная работа: учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии осматривает и определяет маршрут от школы до реки Ницы. Объекты наблюдений на экскурсии за изменением состояния воды. Составление плана проведения экскурсии, где учитывает: какие объекты знакомы детям и они сами могут рассказать о них; а с какими необходимо обязательно познакомить учащихся. Сопровождение детей в лице двоих взрослых.
Ход экскурсии
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Формы, методы
1.Вводная беседа
2.Коллекти-ное наблюдение
3.Сбор материала
4.Заклю-чительная часть
-Мы с вами на берегу реки Ницы. Тема нашей экскурсии, вы, наверное уже догадались.
-но сначала давайте отгадаем загадки:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем не найдем.
(роса)
Говорю я брату
-Ох, с неба сыплется горох.
-Вот чудак, ведь это …(град)
Седой дедушка у ворот,
Всем глаза заволок (туман)
Зимнее стекло, весною потекло.
(лед)
На дворе – горой,
А в избе – водой. (снег)
-Да, молодцы, тема «Берегите воду». Мы поговорим о воде, о ее значении для растений, животных и человека. О том, как надо охранять и беречь воду. Беречь воду – это значит … давайте подумает как можно продолжить предложение.
Ваша задача на экскурсии понаблюдать загрязнена вода в нашей реке или нет, быть очень внимательными.
-Огромное значение имеет вода и для животных. Какое?
-А какую роль играет вода для человека?
-Кажется, что воды на земле много и ее должно хватить всем. Но это не так. С каждым годом чистой воды становится все меньше и меньше, так как люди загрязняют ее.
-Обратите внимание на нашу реку, чистая она или грязная?
-А какие вы знаете источники загрязнения воды?
-А что нужно делать , чтобы не загрязнять воду?
Молодцы.
-Ребята, а как быть с заводами и фабриками? Да. Вы правы, закон об охране природы требует строить на всех заводах и фабриках специальные очистные сооружения и фильтры для очистки воды.
-А еще реки и озера сильно мелеют, если около них вырубают деревья. Закон об охране природы запрещает вырубать леса вокруг водоемов и рек.
-А откуда берется вода в нашем кране, вы знаете?
-Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она плавала в реке, затем человек направил эту воду в трубы, где ее специально очищают и после очистки вода попадает к нам в кран.
-Молодцы ребята, итак нужно ли нам беречь воду?
-Почему?
-А теперь давайте возьмем немного воды в баночку и проведем эксперимент в классе. Посмотрим чистая у нас в реке вода или нет.
Один из взрослых набирает в баночку воды.
-Ребята, какой вывод можно сделать о наших наблюдениях?
На этом наша с вами экскурсия завершается, пора возвращаться в школу.
-Понравилось?
Ответы детей. Наша река.
Ответы детей.
Роса.
Град.
Лед
Снег.
Ответы детей. Для рыб вода – это среда обитания, и если вода будет грязная рыбы могут погибнуть. Вода нужна растениям. Человек не может прожить без воды. По воде человек передвигается на лодке, пароходе.
Ответы детей.
Вода нужна для питья, приготовления пищи, чтоб дома было чисто.
Грязная.
Машины моют люди на берегу, заводы сливают грязь, нечистоты, проливается нефть. Люди, которые отдыхают у реки, оставляют мусор на берегу или бросают в реку.
Люди не должны бросать мусор в реку, они должны забирать его с собой домой. Не мыть машины у реки.
Должны быть специальные очистные сооружения.
Она бежит из реки или из скважины водонапорной башни.
Да
Вода нужна не только человеку, но и животным и растениям. Без воды на земле погибнет все и даже человек не сможет долго прожить на земле.
Воду надо беречь.
Ответы детей.
Очень
Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.
Коммуникативные: строят понятные для себя и для партнера высказывания;
Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.
Предметные: формирование представлений об экологической связи и взаимосвязи природы, отвечать на вопросы по теме наблюдения.
Личностные: проявляют ценностное отношение к окружающему миру. Оценивают поступки человека по отношению к природе.
Проявляют позитивное отношение к сохранению природы
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к окружающему миру. Оценивают поступки человека по отношению к природе.
Проявляют позитивное отношение к сохранению природы
Фронтальное обучение. Словесный метод- беседа.
Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.
Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.
Фронтальное обучение. Метод – наблюдения. Словесный метод.
Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.
Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.
По приходу в класс проводят эксперимент и рассматривают, сколько грязи содержится в воде.
Ход эксперимента: изготовление из салфеток фильтра в виде воронки, фильтр вставляется в пустой стакан, затем наливается вода и протекает через изготовленный фильтр. По истечению некоторого времени, достают фильтр из стакана и оценивают загрязнение воды.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
2. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». – М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М: Педагогика, 1986г. - 240с. Стр 8
4. Дерябо С. Д, В. А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996
5. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования. -М.: Педагогика, 1981.
6. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2010. С. 34
7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание 2007. № 7 с. 31-34
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. А.Ю. Коджаспиров / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176с.
9. Крупская Н. К. Пед. соч. М., 1980, т. 6.
10. Мухина, В.С. Младший школьник [Текст]/ В.С. Мухина.– М.: Новая школа, 2009.
11. Сайдакова 1993: 40-42
12. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1.
13. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит.- М.: Новая школа, 1994.
14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981.
15. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. Стр.8
18. Ягодовский К.П. К материалам по методике экскурсий. // Естествознание в школе, 1912. – №1. – С. 129.
19. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих
терминов. М.,1999. 345 с
20. www.i-gnom.ru
21. Капра Ф, Организация проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир», как средство формирования экологической грамотности у младших школьников, www.newloiro.ru
22. Методическая рекомендация по организации и проведения учебных экскурсий в природу. www.teacherjournal.ru
23. Герасимова Т. П. Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу. www.area7.ru
24. Флерина Е. А. Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу. www.xreferat.ru
25. Экскурсии в природу. http://sci-book.com/ekologicheskoe-obrazovanie/lichnostno-orientirovannyiy-podhod-obucheniyu-27725.html.
Приложение 1.
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП». В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо«Методики диагностики отношения к природе» - М.
ЭЗОП – это «эмоции» - «знания» - «охрана» -« польза».
Цель данной методики: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы детей младшего школьного возраста.
Условно выделяют 4 типа таких установок:
-Личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка);
-Личность воспринимает природу как объект изучения знаний (когнитивная установка);
-Личность воспринимает природу как объект охраны (этическая установка);
-Личность воспринимает природу как объект пользы (прагматическая установка).
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциации. Методика проводится в устной форме. На бланке учащегося фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 предложенных слов, которое «больше всего к нему подходит» (четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – «мусорное»).
Слова предъявляются в высоком темпе, испытуемый выбирает тот вариант, который первым пришел в голову. Этот вариант и характеризует доминирующую экологическую установку. Количество выборов того или иного типа предъявляется в процентном соотношении от максимально возможного, а затем присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4.
Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривать как ведущий у данной личности (обычно существует 2 преобладающих типа установок)
Инструкция:
Детям будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выбирают из 5 слов то, которое для них лучше подходит к нему. В качестве ответа педагог записывает выбранное слово. Дети отвечают быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает выбор.
Природа: красота (к), изучение (и), польза (п), охрана (о).
Обработка результатов:
К – природа, воспринимаемая как объект красоты (эстетическая установка)
И – природа, воспринимаемая как объект изучения (когнитивная установка)
О – природа, воспринимаемая как объект охраны (этическая установка)
П – природа, воспринимаемая как объект пользы.
Ответы учащихся записываются в графу соответствующего типа установки:
Тип
Количество
Доля в %
Ранг
К
И
П
О
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном соотношении от максимально возможного, а затем присваиваются соответствующие ранги 1, 2, 3, 4.
Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова".
Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.
Интерпретация
В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты ("эстетическая" установка), а установка на природу как объект охраны ("этическая") не проявляется вообще.
Интересную информацию может дать сопоставление доминирующей установки, полученной по первым 11 пунктам, и выбором в 12 пункте. В последнем пункте исследуемые установки даны "открытым текстом", и экспериментальная ситуация является практически получением ответа испытуемого на прямой вопрос "Природа есть ... (красота, изучение, охрана, польза)".
Приложение 2
Методика Серебряковой Т.А.
Она включает задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы. Эту методику мы сочли возможным применить в младшем школьном возрасте. Данная методика направлена на определение общего уровня отношения к природе и выявляет три уровня: высокий, средний, низкий. В данной методике детям предлагаются три игровые ситуации, в каждой из которых ребёнок должен сделать определённый выбор и объяснить мотив своего выбора. При этом оценивается, на сколько устойчив интерес у ребёнка к заданию, внимательно ли он рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы.
Высокий уровень – ребёнок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы.
Средний уровень – ребёнок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.
Низкий уровень – ребёнок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы
Уровни ценностного отношения к природе у младших школьников
по методике Серебряковой Т.А.
Высокий
Средний
Низкий
Методика Серебряковой Т.А. Задания, направленные на выявление характера отношения к миру природы
Ситуация 1
Детям предлагается решить игровую задачу: Представь, что вы с мамой на прогулке увидели двух котят: одного – сытого, довольного, толстого, а другого – худого, взъерошенного, грустного. Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котёнка, но только одного. Какого бы ты выбрал? Почему?
Ситуация 2
Детям предлагается выслушать начало рассказа и придумать его окончание: Однажды Петя (для девочек - Катя) отправился в лес. Он шёл по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это мухоморы…
Ситуация 3
Материалы – картинка, изображающая красивый цветущий луг.
Детям демонстрируется картинка и предлагается игровая задача: решить, что они хотели бы взять с собой, если бы пошли гулять на этот луг. Взять можно только одно из предложенного:
Лупа
Сачок
Банка
Кисточка и краски
Необходимо объяснить свой выбор.
Протокол обследования детей по методике Серебряковой Т.А.