kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система включает в себя конспекты экскурсий, которые направлены на формирование экологической грамотности младших школьников обучающихся по УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»










СИСТЕМА ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Образовательная программа «Начальная школа XXI века»

Автор Н. Ф. Виноградова 1 класс













Камышлов, 2016

Система экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников / сост. студентка 41 КП группы Забродина Алена Александровна – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016.










Система включает в себя конспекты экскурсий, которые направлены на формирование экологической грамотности младших школьников обучающихся по УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Данная система может использоваться для проведения экскурсий с выходом в живую природу. Система экскурсий в природу предназначена для учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, для студентов.







© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2016




Содержание

Пояснительная записка

Птицы весной…………………………………………………………

Апрель-водолей………………………………………………………

Жизнь насекомых весной……………………………………………

Экскурсия в весенний лес……………………………………………

























Пояснительная записка

Одним из результатов образования по окружающему миру является формирование целостной картины мира и осознание в нем места человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой; бережного отношения к богатствам природы, формирование уважительного отношения к России, родному краю, культуре, природе нашей страны; элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Задачей педагогов должно стать повышение уровня сформированности активной гуманной позиции обучающихся по отношению к природе.

Несомненно, экскурсии по окружающему миру должны быть направлены на указанный результат. Однако в программе «Начальная школа XXI века» в 1 классе на это отводится очень мало часов. Отсюда возникает необходимость системы экскурсий с целью формирования экологической грамотности у детей, «обеспечив» их необходимыми навыками и умениями взаимодействия с окружающей природой, системы ценностных основ экологической грамотности, позитивного поведения и деятельности в природе.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Система экскурсий в природу как средство формирования экологической грамотности младших школьников – это методическое пособие, предназначенное для педагогов начальных классов, с целью облегчить организацию процесса обучения младших школьников по формированию экологической грамотности.

Система экскурсий позволяет сформировать экологическую грамотность на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различными формами взаимодействия с ними, осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Экскурсии необходимо проводить систематически 2 раза в месяц. Есть причины, по которым экскурсия может не состояться, необходимо экскурсию превратить в виртуальную прогулку.

Цель – разработать и пробировать систему экскурсий в природу, направленных на формирование экологической грамотности младших школьников.

Разработанная система экскурсий в природу посвящена отдельным темам. За основу классификации взята рабочая программа по окружающему миру.

Исследования А. А. Люблинской показали, что у младших школьников встречаются некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Данная проблема заключается в специфике возраста и в организации учителем процесса формирования у младших школьников отношений с окружающим миром.












Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»






Экскурсия

Правила поведения в природе













2016

Класс: 1

Тема: правила поведения в природе

Цель: воспитывать чувство ответственности за свое поведение в природе, формировать знания о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой.

Планируемые УУД:

Познавательные - формирование знаний, что такое окружающий мир, умение отвечать на вопросы по теме наблюдения;

Регулятивные - проявление самостоятельности, инициативы, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий окружающей среды, способность контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные - умение слушать и слышать друг друга; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели и функций участников, способов взаимодействия.

Личностные: формирование ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, умения видеть прекрасное в природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе.

Подготовка к экскурсии:

1.Проговорить маршрут экскурсии

2.Проведение беседы о правилах поведения на дороге

3.Проведение беседы во время экскурсии о правилах поведения на природе

Структура экскурсии

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы, методы

УУД

Организационный этап

-Послушайте небольшое стихотворение:

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

-А теперь скажите о чем это стихотворение?

-Молодцы. Да четверостишие действительно о красоте природы и нужно каждому знать правила поведения в природе.

Слушают учителя.









Ответы детей:

О правилах поведения на экскурсиях.

Фронтальная форма

Словесный метод

Слушание

Беседа

Личностные: сформировано ответственное отношение к природе, как будущих хозяев земли, умеют видеть прекрасное в природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знают основные принципы и правила отношения к природе.

Осмысление

-Давайте подумаем, что нас радует в природе?









-Молодцы. Да природа всегда прекрасна.

-Чтобы эту красоту увидели другие люди, нужно научиться общаться с природой.

-Чем больше всего вы любите заниматься, бывая на прогулках?






-Ребята, а всегда ли при этом вы выполняете правила поведения в природе?

-Кто, из вас идя на прогулку, берет с собой магнитофон?




-А можно ли это делать?



-Н е стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы.

-Ребята, человек много берет от природы – заготавливает дрова, ставит сено для домашних животных.

-А чем он ей платит?


Трудно представить себе землю без леса, деревьев, но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Люди уродуют стволы деревьев рисунками или надписями. Те «любители природы», которые так поступают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят деревьям, да и всему лесу.

-А в лесу можно разжигать костры?




-А где только можно разводить костры?





-Ребята, вы знаете, что место под костром не зарастает травой в течении 5-7 лет. Не делайте новых костровищ.

-А какие дрова нужно использовать для костра?


В: собирая сушняк и валежник вы очищаете участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.


Ответы детей:

Красота, чистота. Цветы красиво цветут. Красиво когда распускаются листья, желтые листья на деревьях тоже очень красиво. Природа всегда красива, в любое время года.

Чистый воздух, пение птиц, шелест травы.






Ответы детей:

Играть, рассматривать цветы, насекомых, рисовать красивые деревья, собирать грибы, ловить с папой и мамой рыбу, купаться летом в речке, отдыхать у костра.

Ответы детей:

Нет, да.


Ответы детей:

Если мы едем на машине, то папа включает музыку очень громко. На телефоне музыку включаем.

Ответы детей:

Нет, так можно напугать животных.








Ответы детей:

Ничем. Садит деревья.












Ответы детей:

Нет. Это может вызвать лесной пожар. Погибнут деревья и птицы, звери, выгорит трава.

Ответы детей:

Вдали от деревьев, на поляне, где есть свободное место, у реки, используя для этого уже старые места от костра.





Ответы детей:

Сухие ветки, которые упали на землю.

Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа











Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа




Фронтальная форма

словесный метод

беседа














Фронтальная форма

Словесный метод










Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа











Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа


Личностные: сформировано ответственное отношение к природе, как будущих хозяев земли, умеют видеть прекрасное в природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знают основные принципы и правила отношения к природе.

Коммуникативные - умеют слушать и слышать друг друга; с достаточно полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели и функций участников, способов взаимодействия.

Игра «Верю-не верю»

-Сейчас мы с вами немного поиграем. Я зачитаю вам утверждения, а вы внимательно слушайте. Отвечаете «верю», если утверждение верное, «не верю», если утверждение не верное.

Мы идет с вами по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю»),

а на деревьях висят ягоды клюквы («не верю»),

сушатся грибы («не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни («не верю»).

Залаяла собака («верю»),

из травы выскочил белый заяц («не верю»),

и пустился бежать через поле к речке («верю»),

при этом он испугал жаворонка («не верю»)

и куропатку, которые поднялись в небо и запели песни («не верю»),

а зайчик в это время прыгнул в воду («не верю»),

нырнул в свой домик («не верю»),

забрался в мягкую постель и только тогда успокоился, уснул на целую зиму («не верю»)

Слушают инструкцию к игре.







Ответы детей:

«не верю»


«не верю»


«не верю»


«не верю»


«верю»


«не верю»


«верю»


«не верю»



«не верю»


«не верю»

«не верю»




«не верю»


Фронтальная форма

Словесный метод


Игра как средство самореализации и самовыражения. Обеспечение эмоционального благополучия, реализация стремления и желаний ребенка, развитие воображения и образного мышления, способность взаимодействовать со сверстниками.


-Продолжаем наш разговор о правилах поведения в природе.

-Ребята, а умеете ли вы ходить по лесу?

-Оказывается очень много растений погибает от вытаптывания.

Дуб доживает до 500-1000 лет, достигая высоты 40 метров, диаметра от1-1,5 метров, начинает плодоносить с 40-60 лет. Молодая поросль погибает из-за неправильного передвижения человека по лесу.

-Так что не прокладывайте новых тропинок.

-Скажите, как нужно ходить в лесу?

-Скажите, сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездушного отношения человека!



-Очень важно во время прогулки в лесу не обижать лесных жителей.

Наблюдать природу нужно уметь, не трогая ее, не разрушая красоты.

-Послушайте небольшое стихотворение:








-К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. Подумайте, почему так сказал поэт:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!



-Поэт призывает нас бороться с бездушным отношением к природе.

-Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода?

Люди, бросающие повсюду мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.



Ответы детей:

Да, нет.




Слушают учителя.









Ответы детей:

Нужно идти по одной и той же тропе, где уже прошел человек.

Ответы детей:

Нельзя топтать несъедобные грибы, ими питаются звери.







Женя рассказывает стихотворение, данное ему заранее:

Я сорвал цветок и он увял.

Я поймал мотылька и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.





Слушают стихотворение.






Ответы детей:

Нужно любить природу, ценить ее красоту. Не быть злым на природу.




Ответы детей:

Нет. Иногда оставляем мусор, не догоревший до конца костер.

Фронтальная форма словесный метод

Беседа

Слушание











Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа










Индивидуальная форма

Словесный метод










Фронтальная форма

Слушание




Фронтальная форма словесный метод

Беседа



Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа

Личностные: сформировано ответственное отношение к природе, как будущих хозяев земли, умеют видеть прекрасное в природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знают основные принципы и правила отношения к природе.

Коммуникативные - умеют слушать и слышать друг друга; с достаточно полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели и функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные – проявляют самостоятельность, инициативу, относительную независимость и устойчивость в отношении воздействий окружающей среды, способность контролировать свое время и управлять им.

Итог экскурсии

-Ребята, давайте сформулируем, запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. Ваши ответы я записываю, затем мы изготовим памятку.






















-Молодцы. Теперь я надеюсь, вы все будете соблюдать эти правила и объяснять взрослым.

-А теперь давайте поиграем.

Формулируют правила поведения в природе.

  1. Никогда не наносить вред природе.

  2. Не убивать зверей и птиц.

  3. Не трогать домики животных и детенышей.

  4. Не трогать птичьи яйца.

  5. Не губить деревья.

  6. Не разжигать костры на новых местах.

  7. Оказывать помощь животным, попавшим в беду.

  8. Подкармливать птиц и зверей.

  9. Убирать за собой мусор.

  10. Не протаптывать новых тропинок.

  11. Уметь слушать голоса природы.

  12. Не засорять рек и родников.

Фронтальная форма

Словесный метод

беседа

Личностные: сформировано ответственное отношение к природе, как будущих хозяев земли, умеют видеть прекрасное в природе, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знают основные принципы и правила отношения к природе.

Подвижная игра «Цветы»

-Один из вас, по желанию будет ведущим. Все остальные «цветы». Ведущий отходит на небольшое расстояние от вас. Ваша задача: придумать себе название любого цветка. А ведущий вслух называет цветок, кто загадал название такого же цветка, убегает. Ведущий должен его поймать. Если кто-то еще загадал одинаковый цветок, тоже убегает.

Слушают инструкцию.

Играют в игру.

Фронтальная форма

Игра как средство самореализации и самовыражения. Обеспечение эмоционального благополучия, реализация стремления и желаний ребенка, развитие воображения и образного мышления, способность взаимодействовать со сверстниками.

Сбор мусора

-Ребята, посмотрите, что такое я нашла вот тут. Это же письмо от лесных жителей:

«Дорогие дети. Помогите, пожалуйста, нам справиться с мусором. У нас нет ничего, куда бы мы могли его собрать, чтоб было чисто и красиво. Огромное спасибо за помощь. Лесные жители »

-Ребята, поможем лесным жителям собрать мусор?

Слушают письмо.










Ответы детей:

Да.

Собирают мусор в пакеты.

Фронтальная форма

Слушание

Практическая работа

Регулятивные – проявляют самостоятельность, инициативу, относительную независимость и устойчивость в отношении воздействий окружающей среды, способность контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные - умеют слушать и слышать друг друга; с достаточно полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели и функций участников, способов взаимодействия.


ПАМЯТКА

Правила поведения в природе:

1. Никогда не наноси вред природе

2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй им жизнь

3. Не трогай домиков животных, их детенышей

4. Не трогай птичьи яйца

5. Не губи деревьев (не ломай, не делай надписей, не режь кору)

6. Не разжигай костры в лесу, не делай новых костровищ. Береги почву

7. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду

8. Подкармливай зверей и птиц зимой

9. Не мусори на месте отдыха

10. В меру бери дары природы

11. Не прокладывай новых тропинок в лесу

12. Находясь на природе, учись наблюдать за ней

13. Учись слушать голоса природы

14. Не засоряй рек, родников, при необходимости расчищай места засоров

15. Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев


Письмо от лесных жителей.

«Дорогие ребята! Безответственные люди оставили за собой весь мусор после пикника. Помогите, пожалуйста, нам справиться с мусором. У нас нет ничего, куда бы мы могли его собрать, чтоб было чисто и красиво. Огромное спасибо за помощь. Лесные жители»










Муниципальное автономное образовательное учреждение

Еланская средняя общеобразовательная школа












Экскурсия

Птицы весной








2016

Тема: птицы весной

Класс: 1

Цель: ознакомить с жизнью птиц весной, гнездованием, прилетом.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилетом, гнездованием); самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Метапредметные:

Регулятивные – учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнение заданий в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные – вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилетом, гнездованием.

Личностные: мотивация обучающихся к познанию; формирование необходимости следовать нормам природоохранного поведения; воспитывать интерес к изучению жизни птиц, бережное отношение к ним.

Место проведения экскурсии: пришкольный участок

Подготовка экскурсии:

1.Проговаривание правил поведения в природе

Необходимое оборудование: фотоаппарат, корм для птиц



Структура экскурсии

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы

УУД

Организационный момент


-Ребята, прежде чем войти в удивительный мир природы и начать нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения в лесу.


-Молодцы. Правила поведения в лесу вы знаете. И теперь я знаю, что вы не нарушите ни одного из этих правил.

Ответы детей:

Не ломать ветки деревьев.

Не шуметь, не бегать, не мешать птицам строить гнезда.

Не рвать цветущие растения.

Не убивать насекомых.

Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа


Личностные: мотивация обучающихся к познанию; формирование необходимости следовать нормам природоохранного поведения; воспитывать интерес к изучению жизни птиц, бережное отношение к ним.

Вводная беседа

-Ребята, а кто знает, какое у нас время года?

-А по каким признакам можно определить, что это весна?


-А тему нашей экскурсии вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно, не кричите, а тихонько отвечайте.

Загадка:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит, плохи дела.

А кого паук боится

Угадали? Это … (птица).

-И так за кем же мы сегодня будем с вами наблюдать?

-Ну конечно, за птицами.

-Ребята, а каких птиц вы знаете?



-Все правильно. Птицы есть домашние, дикие, зимующие, перелетные, оседлые.

Ответы детей:

Весна

Ответы детей:

Снег растаял, появилась маленькая зелененькая травка.




Слушают загадку.


Ответы детей:

Птица.






Ответы детей:

За птицами.


Ответы детей:

Домашние, дикие, перелетные, зимующие, красивые.

Фронтальная форма

Словесный метод

беседа

Регулятивные – учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнение заданий в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Коммуникативные – вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка.


Коллективное наблюдение

-Ребята, посмотрите вокруг, на деревьях, что вы видите?


-Конечно.

-А давайте поиграем в тишину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите?


-Ребята, а какие птицы прилетают к нам весной?

-А какие птицы как вы думаете, строят гнезда на деревьях?



-Ребята, а какие это птицы?



-Да.

-Ребята отгадайте загадку:

Здесь на ветке чей-то дом?

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (Гнездо)

Посмотрите, на это дерево, что вы видите?

-Давайте внимательно рассмотрим его.

Из чего оно сделано?




-А что вы еще можете сказать о гнезде?

-Молодцы. Ребята, а для чего птице гнездо?




-Они откладывают в них яйца, которые потом согревают теплом своего тела. Гнездо защищает и предохраняет яйца от хищников и непогоды. Птицы защищают гнезда по - разному: одни строят их в недоступных для многих врагов местах, другие - хорошо их маскируют. Гнездо также необходимо для того, чтобы в нем жили птенцы, пока они не научатся летать. Форма и местонахождение птичьих гнезд зависят от вида птицы, ее повадок и инстинкта заботиться о потомстве. Птицы строят гнезда на земле и на деревьях, на открытой местности или в укромных от посторонних глаз уголках. Форма гнезд различна, они могут быть похожи на чаши или мешочки или быть почти плоскими, застеленными камешками, травой или птичьим пухом. Некоторые птицы делают гнезда сами, а другие используют уже готовые чужие гнезда.

-Ребята, а как вы думаете, сможет ли птица вывести птенцов в гнезде, построенном человеком?


-Оказывается, птицы могут жить в гнездах, созданных руками человека, для выведения потомства.

Ответы детей:

На деревьях расположены, настроены птичьи гнезда.


Успокаиваются. Молчат. Слушают тишину.

Ответы детей:

Птицы поют.

Ответы детей:

Скворцы, ласточки, грачи.

Ответы детей:

Я видел в гнезде ворону. Еще сороки строят гнезда на деревьях.

Ответы детей:

Оседлые – они живут у нас круглый год.


Ответы детей:

Этот гнездо.




Там сделано гнездо.

Рассматривают гнездо.


Ответы детей:

Оно сделано из веточек, еще птицы добавляют в него глины, выстилают дно перышками, сухой травой.

Ответы детей:

Оно большое

Ответы детей:

Чтоб откладывать яйца и высиживать птенцов. Чтоб устроить свой дом и жить в нем. Это защита для птенцов от хищников, кошек.





























Ответы детей:

Нет. Если человек построит скворечник, только там скворцы выводят птенцов, еще там могут жить воробьи.

Фронтальная форма

Коллективное наблюдение

Предметные: научатся наблюдать и рассказывать по наблюдениям о поведении птиц весной (прилетом, гнездованием); самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Самостоятельная деятельность детей

-Ребята, а где птицы могут найти наши угощения?

-Ребята, посмотрите. Что у нас находится вон на тех деревьях?


-А что лежит у нас с вами в мешочке?

-А как вы думаете, для чего мы их взяли?

-И сейчас вы угостите наших птичек.

-Если мы тихонько постоим и понаблюдаем, может быть нам удастся увидеть птиц, которые прилетят полакомиться нашим угощением.


Ответы детей:

В кормушках.

Ответы детей:

Там развешены кормушки для птиц.

Ответы детей:

Зернышки, кусочки хлеба.

Ответы детей:

Чтоб покормить птиц.

Берут зерна и хлеб и раскладывают в кормушки.



Подвижная игра

У медведя во бору.

Играющие выбирают водящего - медведя. Он прячется в свою берлогу. Когда я скажу: «Идите в лес гулять, грибы и ягоды собирать!» - вы все расходитесь, но не далеко (наклоняетесь, подпрыгивайте, производите различные имитационные движения) и произносите хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь выбегает из берлоги и ловит убегающих домой детей. Того, кого медведь поймает (коснется рукой), он отводит к себе в берлогу. После того как медведь поймает 2-3 играющих, выбирается другой водящий (можно выбрать и двоих).

Играют в подвижную игру.



Сбор материала

-Молодцы. Наигрались, устали. Сейчас немножко поработаем.

-Знаете, что мы с вами будем делать?

-Сейчас мы будем собирать веточки, для того, чтобы изготовить гнездо своими руками.



Ответы детей:

Нет.

Собирают веточки для изготовления гнезда.



Итог экскурсии

-Что сегодня вы узнали нового на экскурсии?


-Почему нужно заботиться о птицах?

-Давайте вспомним и перечислим правила отношения к птицам и их домикам.









-А чтоб зимой птицы могли выжить, что должны делать люди?

-Ребята, знаете как писал замечательный писатель М. Пришвин: «Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – мы будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Ответы детей:

Что у каждой птицы свое гнездо.

Ответы детей:

Птицы наши друзья.

Ответы детей:

Нельзя разорять гнезда птиц.

Нельзя подбирать домой птенцов: мама-птица сама позаботится о них.

Нельзя убивать птиц: птицы полезны для природы и человека.

Зимой надо помогать птицам пережить холод и не дать им умереть от голода.

Ответы детей:

Нужно делать кормушки.




















Муниципальное автономное образовательное учреждение

Еланская средняя общеобразовательная школа







ЭКСКУРСИЯ

АПРЕЛЬ-ВОДОЛЕЙ










2016

Тема экскурсии: апрель-водолей

Класс: 1

Цель: ознакомление с изменениями в природе в середине весны, наблюдения за рекой, появились ли весенние первоцветы - растения и травы.

Планируемые результаты:

Предметные: научить называть изменения в природе в середине весны (изменения на водоеме, появление первоцветов - растений и трав)

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать результат деятельности; предметные – рассматривать изменения в природе в середине весны, какие изменения произошли на реке, появились ли весенние цветущие растения и трава.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения, необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки для игры, схема «Изменения в природе весной», весенние загадки, телеграмма от Весны

УМК: «Начальная школа XXI века», окружающий мир, 1 класс, часть вторая, Н. Ф. Виноградова

Место проведения: экскурсия проводится на школьных буграх.


Подготовка к экскурсии:

1.Проговорили маршрут передвижения к объекту назначения.

2.Обсудили правила поведения на дороге и в природе.























Структура экскурсии

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы

УУД

Организационный момент





Вводная беседа



















Коллектив

ное наблюдение

-Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

На земле живут сестрички,

У сестричек по косичке.

Вот зеленая косичка

Это первая сестричка

Пашет, сеет, поливает

Почкам глазки открывает (времена года)

-Что это за сестрички?

-А что это за первая сестричка? (весна)

-Почему в загадке сказано, что весна – это косичка зеленая?

-Какой признак весны указывается в загадке?


-Что делает сестричка – весна?


-Ребята, поднимите головы, посмотрите наверх. Что вы видите?


-А какого цвета небо?

-Есть ли на небе облака?



-Рассмотрите облака, на что они похожи?


-Ребята, попробуйте посмотреть на солнце.

-Да. Солнце очень яркое и ослепляющее.


-Попробуйте сделать вывод:



-Ребята, а как вы думаете, от чего тает снег?


Слушают загадку







Ответы детей

Месяца, времена года.

Весна

Начинает зеленеть травка


Почкам глазки открывает – деревья пробуждаются ото сна.


Ответы детей

Пашет, сеет, поливает.

Ответы детей:

Синее небо, проплывают небольшие облака.

Небо голубого цвета

Да. Облака есть, но их немного и цвет у них серо-голубой.

Облака похожи на распушенную вату, вот это облако похоже на цветок.

Смотрят на солнце, но не у всех получается его разглядеть.

Оно светит прямо в глаза. Очень яркое.

Делают вывод:

Солнце весной светит очень ярко, чем зимой.

Ответы детей:

Снег тает от яркого солнца.

Фронтальная форма беседа



















Фронтальная форма

Метод

наблюдение

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру; проявляют позитивное отношение к сохранению природы










Предметные: научить называть изменения в природе в середине весны (изменения на реке, появление первоцветов - растений и трав)

Изучение нового материла

-Ребята, а вы любите весну?

Почему?


Весне рады все: и растения, и звери, и птицы, и конечно же люди. О весне поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыкальные произведения, художники создают картины.

-Давайте, отгадаем загадки:

Яростно река ревет,

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (апрель)


Мишка вышел из берлоги

Грязь и лужи на дороге

В небе жаворонка трель.

В гости к нам пришел …(апрель)


В ночь – мороз

С утра – капель

Значит на дворе - … (апрель)


Будит лес, поля и горы

Все полянки и сады

Он во все стучится норы

Напевает у воды

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель

Это будит всех … (апрель)


-Какие приметы весны помогли вам отгадать загадки?






-Ребята, сейчас мы с вами коллективно попробуем составить картину «Апрель». Вы мне называете приметы весны, и постараемся вместе изобразить на нашей картине.








-Ребята, нравится ли вам наша картина? Вы прекрасно справились с заданием. Весне, нашей гостье, тоже очень понравилась картина, а также то, как вы дружно работали, как хорошо знаете приметы весны.

-Кстати Весна приготовила для вас задание:

На карточках написаны слова, их нужно прочитать справа налево – ЬЛЕПАК, ЙЕЧУР, АЖУТС, АЦИЖУЛ.

-Какое слово здесь лишнее? Почему?

-Что объединяет остальные слова?


-Почему второй месяц весны называют «Апрель-водолей»?


-Ребята, весна приходит не сразу, а постепенно, по своим законам. Каждая из этих примет весны отражает какой-то определенный ее период (ранняя весна, средняя весна, поздняя весна). Первый месяц весны – это март, это ранняя весна, апрель – середина, май – поздняя весна. Какой сейчас идет месяц?

-Апрель это середина весны. Послушайте стихотворение С.Маршака «Апрель» расскажет Сабина.











-Какое настроение создается С. Маршаком, рассказавшим нам о пробуждении природы?

-Назовите приметы апреля, о которых говорится в стихотворении?






-Давайте подойдем к дереву. Как называется вот это дерево?

-Посмотрите, есть ли на дереве почки?

-А зеленая травка появляется или нет? Давайте посмотрим на полянку.



-Ребята, посмотрите, на наш водоем, что вы скажите по этому поводу?


-А как вы думаете, какая вода стала в водоеме?



Ответы детей

Да. Все начинает зеленеть, расцветать, становится красиво.








Ответы детей

Апрель




Ответы детей

Апрель




Ответы детей

Апрель



Ответы детей

Апрель



Ответы детей

Апрель





Ответы детей

С утра – капель

Мишка вышел из берлоги

Лед ломается

Скворец вернулся

Жаворонок поет

Дети называют приметы весны:

Изображают приметы весны на листе бумаги

Светит и греет солнышко

Тает снег

Бегут ручьи

Появляются проталины и лужи

Прилетают птицы

Зацветают подснежники.


Ответы детей:

Да







Дети читают слова на карточках: капель, ручей, стужа, лужица.

Ответы детей

Стужа. Она бывает зимой.

Ответы детей

Апрель лужа, вода.

Ответы детей

Снег тает, течет вода, появляются лужи, ручьи, реки разливаются.






Ответы детей

Апрель



Сабина рассказывает стихотворение:

Апрель, апрель, на дворе звенит капель!

По полям бегут ручьи на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.


Ответы детей

Радость, веселье



Ответы детей

Звенит капель, по полям бегут ручьи, пробирается медведь сквозь лесной валежник, расцвел подснежник.

Ответы детей:

Береза.

Да. Почки уже стали набухать.

Ответы детей:

Да. Местами травка уже виднеется.

Ответы детей:

Лед уже растаял, воды стало очень много.

Ответы детей:

Вода очень грязная, ведь весь растаявший снег, стекающий с полей, из леса очень грязный.


Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа






Использование загадок – для овладения новыми мыслительными операциями, установление причинно-следственных связей















Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа














Фронтальная форма

Словесный метод

беседа




фронтальная форма словесный метод беседа













Фронтальная форма

Словесный метод беседа

Коррекция на развитие связной речи:

формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.


Фронтальная форма беседа






Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа






Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа









Предметные: рассматривать изменения в природе в середине весны.
























Метапредметные

Познавательные: рассматривать изменения в природе в середине весны, знать что происходит на водоеме, есть ли снег в парке, появились ли весенние цветущие растения и травы.


Метапредметные

Регулятивные: используют речь для регуляции своего действия
















Предметные:

Научились называть изменения в природе в середине весны




















Эксперимент

-Ребята, признаки апреля мы с вами проговорили, снег растаял, ручьи бегут, появляются почки на деревьях, и пробивается травка, а какая температура воздуха, и с помощью какого прибора ее определяют, вы знаете?

-Сейчас мы попробуем определить температуру воздуха с помощью термометра.

-Положим его вот сюда (термометр ложится на солнечное место, на уровне детей) и через пять минут посмотрим, какова температура воздуха.


Ответы детей:

Температуру определяет термометр.

Если стрелка выше нуля, то на улице тепло.





Выбирают место для термометра

Через пять минут смотрят температуру.

Фронтальная форма

Наблюдение

Экспериментирование


Игра-хоровод «Первая травка»

Три девочки встают в центр круга. Все остальные образуют круг.

Мы с вами водим хоровод, а девочки изображают травку.

Травка, быстрей расти,

Весна уже в пути,

Быстрей расти,

Весна уже в пути.

Ты будешь зеленая,

Будешь пушистая

И шелковистая!

Первая травка,

Травка – муравка!

Поднимается, растет,

Ты кружись, наш хоровод!

Три девочки встают в центр хоровода, все остальные ребята образуют круг и водят хоровод.

Девочки изображают травку.




-Ребята, наступила весна, снег растаял, что же происходит дальше?


-А какую опасность несет в себе весна?











-Молодцы. Вы все правильно сказали.

-А как нужно поступать в таких ситуациях? Вот вы пошли в лес с родителями, развели костер, посидели, поиграли, отправились домой. Ваши действия.

Ответы детей:

Начинает появляться зеленая травка.

Ответы детей:

Когда весь снег растает, старая трава высыхает и нехорошие люди, оставляющие незатушенный костер или брошенную сигарету в траву, все это может привести к лесному пожару. Могут сгореть животные и деревья, а на выжженном месте очень долго не растет трава.



Ответы детей:

Затушить костер, залить водой, забросать землей. Убрать после себя весь мусор. Ничего не разбрасывать, не оставлять.

Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа

Коррекция на развитие связной речи:

формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

Фронтальная форма словесный метод беседа


Закрепление изученного материала

-Ребята, посмотрите что это такое?

Это нам Весна прислала телеграммы, я вам прочитаю, нужно ответить на вопрос: «О какой весне говорится в каждой телеграмме (о ранней, средней или поздней)? Почему.

1.Весна прилетела к нам на солнечных крыльях, у нее строгий распорядок работ, первым делом она освобождает землю, делает проталинки.

2.Весна освобождает из-подо льда воду. Ручейки талого снега дружно сбегают в реки. Вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнет. Зажурчали весенние потоки.

3.Весна начала одевать землю и лес зеленью листьев. Одеваются деревья, легкокрылые насекомые кружат над пестрым лугом. Кругом много ярких красок.

Ответы детей:

Письма






Ответы детей

Ранняя весна, делает проталинки



Средняя весна,




Ответы

Поздняя весна, появляются листья, насекомые кружат над лугом.

Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа



Фронтальная форма словесный метод беседа



Предметные:

Научились называть изменения в природе в середине весны

Подведение итога

-Назовите признаки апреля. Почему апрель называют «водолеем»?

Ответы детей

Тает снег, появились проталинки. Называют водолеем – воду льет. Капель, бегут ручьи.

Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа







Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Еланская средняя общеобразовательная школа










УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Жизнь насекомых весной








2016

Тема экскурсии: Жизнь насекомых весной

Тип: изучение нового материала

Класс: 1 класс

Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, умению описывать насекомых.

Планируемый результат:

Предметные: усвоят, что насекомые – это животные, у которых шесть ног; узнают, о разнообразности животного мира и необходимости бережного отношения к нему; научатся называть представителей насекомых

Метапредметные: умение классифицировать на основе существенного признака.

Познавательные: общеучебные-ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громко речевой и умственной формах.

Личностные: формирование ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; самоопределение – проявляют положительное отношение к природе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.

Оборудование:

- аудиозапись (на телефоне) - звуки природы весной

- раздаточный материал для работы в группах и парах

УМК: «Начальная школа 21 века», окружающий мир, 1 класс, часть вторая. Н. Ф. Виноградова

Место проведения: экскурсия на пришкольный участок.

























Структура экскурсии


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы,

методы

Формирование

УУД

Правила поведения на природе

-Давайте повторим правила поведения в природе.

-Что нельзя делать:

Повторяют правила поведения в природе.

Когда идем на экскурсию не бежать, а идти.

Не ломать веток деревьев.

Не разводить костры.

Не рвать цветов.

Вести себя тихо, не шуметь.

Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа

Коррекция на развитие связной речи:

формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

Личностные: формирование ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; самоопределение – проявляют положительное отношение к природе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.

Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громко речевой и умственной формах.


1.Вводная беседа.

-Дети, посмотрите на наш, оживший после зимней непогоды, сад. Какое у вас это вызывает настроение?



-И так, какое время года пришло в наши края?

Нам радостно, хочется подойти к проснувшимся деревьям, цветам и сказать: «Скорее распускайте свои листочки и цветки».


Весна

Словесный метод: беседа. Сочетание слов учителя и учащихся.

Коррекция на развитие связной речи:

формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

Личностные

Нравственно-этические: развивать доброжелательность,

готовность к сотрудничеству.




















Самостоятельная работа









Коллективное наблюдение












































-Сейчас, я включу вам запись, а вы послушайте:


-Когда можно услышать эти звуки?





-Весной пробуждается природа, всё живое радуется весне. Природа наполняется звуками. Вспомните прошлый урок, какие животные просыпаются весной?


-Сегодня мы продолжим путешествие в мир животных. Кого же первым мы можем встретить у нас в саду:

Отгадайте загадки:

На цветок пахучий, сел цветок летучий,

Шевелились у цветка, все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел

(бабочка)


Посмотрите картинку бабочки:

-А теперь, давайте посмотрим на наши цветы, есть ли там бабочки, посадим ее в нашу волшебную банку и рассмотрим.


-Рассмотрите, как выглядит бабочка?



-А, сколько у бабочки лапок?



-Какие крылья у бабочки?

-Сколько крыльев у бабочки?

-Ребята, что мы с вами будем дальше делать с бабочкой?

-Конечно, отпустим.

-Ребята, теперь представьте, вокруг цветы, а на цветах нет ни одной бабочки, красиво у нас будет?

Давайте назовем тему нашей с вами экскурсии?

-Конечно.


-Молодцы. Тема –Насекомые.

-А теперь, прослушав и выполнив упражнение, мы узнаем, кто к нам прилетел.

На лужайке, на ромашке, жук летал в цветной рубашке,

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, низко с ними наклоняюсь.

Я нашла себе жука, на большой ромашке,

Не хочу держать в руках, пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью,

Улетел зеленый жук, на воздушных крыльях.

- О каком насекомом шла речь в стихотворении?

-Давайте попытаемся отыскать среди травы маленького жучка.

-Посмотрите, сколько ножек у жука?

-Посмотрите внимательнее, что еще есть у жука?

-У жука еще есть нижние крылья, они очень тонкие, прозрачные.

-Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка, пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком, он поделится медком.

-Давайте рассмотрим пчелу, но как мы ее будем рассматривать?

-Молодцы.

-Сколько у пчелы ножек, попробуйте разглядеть?


-А есть ли у нее крылья, и какие?



-Ребята, а все ли насекомые могут летать? Назовите их.


-Где мы можем увидеть паука?

-Найдите паука, и мы его рассмотрим.


-Сколько лап у паука, рассмотрите.

-Верно. Пауки не относятся к насекомым.

-Отгадайте загадку:

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.

-Ребята, бабочки, пчелы, жуки, муравьи, кузнечики – это все насекомые, огромный мир насекомых. Все они украшают нашу землю, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей.

Поделитесь на три группы: я даю вам карточки с картинками, вы должны дорисовать насекомым части тела


Слушают аудиозапись, высказывают свое мнение:

-это весна, поют птицы, жужжат пчелы, пищит комар, весной просыпаются и квакают лягушки.

Весной просыпается медведь, ежик, насекомые: мухи, мошки, комары, пчелы, осы








Бабочка







Рассматривают фото бабочки

Рассматривают цветы, находят бабочку, рассматривают.


Она очень красивая. На крылышках узор.


6 лапок.



Большие, яркие, легкие.

Четыре.

Отпустим.



Ответы детей:

Нет. Когда бабочки летают над цветами это так красиво, а еще бабочки опыляют цветы.



Насекомые






Выполняют упражнение по тексту.






Показывают


Нагибаются

Выпрямляются.


Ответы детей:

О жуке.

Рассматривают траву и находят жука.


6 ног.

Крылья, у него два крыла.

ответы детей

Пчела




Ответы детей

Не трогать руками, а то она ужалит.

Ответы детей

6 ног.


Ответы детей

Крылышки есть, прозрачные.


Ответы детей

Нет, не все. Муравьи, пауки.

Ответы детей

В траве, на паутине.

Находят паука.

8 лап, не 6 как у пчелы



Ответы детей

Кузнечик.



Делятся на группы и рисуют недостающие части тела насекомых.



Словесный метод: беседа: принимает участие весь класс.

Прослушивание -метод развития и коррекции с помощью прослушивания музыки




Использование загадок в системе коррекционной работы.

Цель: уточнение и расширение представлений детей об окружающем их мире (для некоторых детей пополнение словарного запаса). Формирование словесно-логического мышления, анализа, причинно-следственных связей, закономерность ценностно-нравственной ориентации личности ребенка.

Наглядный метод: живая бабочка




























Стимулирование при помощи загадок познавательной активности, речемыслительной деятельности, развитие мотивации к изучению природы




















Регулятивные:

-умеют развивать мотивы учебной деятельности; -освоили правила контроля




Коммуникативные:

умеют планировать учебное сотрудничество со сверстниками






Личностные: умеют развивать познавательный интерес, учебные мотивы


































Познавательные:

общеучебные: умеют строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: умеют задавать учебные вопросы
























Эксперимент

-Ребята, помогите мне найти муравейник?

-У меня есть волшебная вода, которую мы сейчас капнем на муравейник, и понаблюдаем за насекомыми и их поведением.


Идут искать муравейник.


Наблюдают, делают вывод: муравьи любят сладкое и общаются между собой.

Формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, развитие наглядно-образного, прак-тически-действенного, словесно-логического мышления




Познавательные:

Общеучебные: осуществляют поиск и выделение конкретной информации ;

Логические: умеют строить речевое высказывание в устной форме.

Итог экскурсии

-Каких насекомых вы знаете?


-Назовите их отличительные признаки ?


-Как передвигаются насекомые?



-Ребята, если бы не было насекомых, то не было бы ни яблок, ни других вкусных овощей.

Ответы детей

Муравей, пчела, оса, бабочка

У них 6 ног. тело покрыто полосками.

Бабочки, пчелы, мухи летают, муравьи ползают.





Муниципальное автономное образовательное учреждение

Еланская средняя общеобразовательная школа













ЭКСКУРСИЯ

«ЭКСКУРСИЯ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС»











2016

Тема: экскурсия в весенний лес

Класс: 1

Цель: организовать наблюдение за изменениями в живой природе весной, способствовать развитию любви к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование наблюдений за весенними изменениями в природе: растения, животные; уметь называть представителей живой и неживой природы; развитие умения осознавать целостность окружающего мира, обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и самоконтроль – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – применение правил использования инструкций в учебной деятельности; наблюдение за весенними изменениями в природе: растения и животные; называть представителей живой и неживой природы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество –формирование умения ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднения, правила поведения на природе, умение выстраивать правильную монологическую речь в общении со сверстниками и педагогом.

Личностные: самоопределение – проявление ценностное отношение к природному миру.

Оборудование: загадки, блокнот, ручка

Место проведения экскурсии – экскурсия в сосновый лес, маршрут прохождения экскурсии пролегает через село и по мере прохождения наблюдали за нужными нам деревья и объекты.





























Структура экскурсии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы и методы

Вводная беседа

«Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

-Ребята, послушайте, … прочитает вам стихотворение:








-Ребята, смешанный лес – это лес, в котором растут и лиственные деревья – назовите, пожалуйста, какие лиственные деревья вы знаете?

(березы, липы, осины и т.д.) и хвойные вечнозеленые деревья (у которых листья в виде иголок – хвоя), а также есть кустарники и травы. Давайте уточним, какие изменения произошли в природе весной.

Слушают учителя. Один из учеников рассказывает стихотворение, данное ему заранее:

Рябины, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?


Ответы детей:

Береза , осина, липа



Хвойные деревья: ель, лиственница




Ответы детей:

Деревья просыпаются от зимнего сна, на лиственных деревьях появляются почки и листья.

Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе, желание учиться

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Фронтальное обучение. Словесный метод.









Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа, устные ответы.

Коллектив

ное наблюдение















































































































































4.Итог экскурсии

-Давайте отгадаем загадку:

Она весну встречает – сережки надевает,

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску,

Узнаешь ты ….(березку).

-найдите и рассмотрите березку.

-Вот они березки в нашем лесу. Особенно красивы березы во время цветения. Цветут они в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжаются березки в зеленую листву и зеленовато-желтые сережки. Сережки – это соцветия. А плод березы маленький орешек с двумя прозрачными крылышками. Если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Но это очень вредно для дерева. Оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения.

-Ребята, многие люди весной берут березовый сок. Как вы думаете, опасно это для деревьев?


-Если человек взял березовый сок, что нужно сделать чтоб дерево не погибло?







-Молодцы.

Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим. Кроме того, ветер может занести в ранку споры грибов-трутовиков. Это несъедобные грибы, они наносят вред дереву. Есть народная примета: из березы течет много сока – к дождливому лету.

-Давайте ребята потрогаем кору березы, мокрая она от сока или нет? Рассмотрите молодые листочки (набухшие почки), они блестящие, клейкие.

-А теперь послушайте стихотворение, которое вам расскажет вам (один из ребят):










-Давайте попробуем найти ели.

-Вот они наши ели. (учитель показывает ель).

-Какие это деревья? (вечнозеленые).

-Да, это вечнозеленые деревья. Их листья называют игольчатыми, или хвоей. Как и все деревья, весной ели цветут. Цветки, красные и сочно-зеленые, живут недолго. Через несколько месяцев на их месте появляются шишки.

-Ребята, а вы хотите узнать, сколько лет нашим елочкам? Я вам расскажу, как это сделать. Когда еловая семечка прорастает, корешок идет вглубь, а стебелек – тянется вверх, так же как растете вы. Каждый год верхняя почка на стебле дает новый побег. А через 3-4 года стебель одеревенивается, становится стволом, и на нем начинают развиваться боковые веточки. Ель раскидывает их во все стороны. Год прошел – вырос новый «этаж», через год – еще. Давайте посчитаем еловые этажи, прибавим 3-4 года и узнаем возраст ели.

-Какая из наших елей самая старшая?

Какая младшая?


-А теперь мы с вами возвращаемся обратно и по пути нужно рассмотреть еще деревья.

-Ребята, а посмотрите, здесь растут нужные нам деревья. Эти деревья про себя могли бы сказать:

Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень.

Под кроной моей отдыхают,

В безветренный знойный день.

-Как называются эти деревья?

Это липы. У липы мощный корень с множеством ответвлений, уходящих глубоко в землю. Он крепко держит дерево в почве. Обратите внимание как растут ветки на липе: верхние – вверх, средние в стороны, нижние – вниз. Смотрите, почки набухли, и на них появляются плотные, темно-зеленые листья.

-А еще в нашем лесу есть листопадные кустарники, например, акация. Форма кустов – полушаровидная. Посмотрите ребята какие красивые веточки кустарников – изящные, тонкие , красиво изгибаются. Листочки мелкие, но многочисленные, потом появляются желтые цветочки. Сейчас в конце мая, акации еще не цветут, а вот если вы придете сюда в конце мая, то увидите , что у акации появились цветки.

-В смешанном лесу растут и травы. Отгадайте загадку:

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом,

А ему все нипочем,

Хоть ударь кирпичом. (подорожник)


Подорожник – это лекарственное растение.


-А сейчас, я познакомлю вас еще с одним растением, которое меньше травы. Высота его несколько миллиметров – это …(мох).

Назовите мне, пожалуйста, такую траву?

-Ребята, а кто из вас видел мох?

Мхи в лесу живут, как правило, не в одиночку, а скученно, образуя «коврики», «подушечки». Устроены они несложно: у них нет настоящих корней, не бывает цветков и плодов. Есть только стебли и листья. Листья у них настолько мелкие, что порой едва различимы невооруженным глазом. Давайте попробуем рассмотреть листья мха с помощью лупы.

-Ребята, смотрите, а что там, на дереве висит?

-Да это скворечник, в нем наверняка поселились птицы, видимо наш лес стал для них домом.

Рассказ о скворцах.

-Какие изменения произошли в живой и неживой природе?

Каких птиц вы видели?

Какие растения?

Ответы детей:

Березку.






Находят и рассматривают березу.



















Ответы детей:

Это вредно для дерева, потому что оно может засохнуть и погибнуть.

Ответы детей:

Если человек хочет взять сок, дырочку нужно делать маленькую, а не рубить топором большую яму.

А когда сок наберется, нужно срез залепить пластилином или другим веществом, чтоб сок не вытекал.
















Один из детей рассказывает стихотворение, заранее данное ему выучить:

Ели на опушке-

До небес макушки.

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки,

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

Находят ель.



Вечнозеленые.









Ответы детей:

Да













Дети определяют возраст ели.

Считают сколько веток выросло.

Самая большая у нее 7 этажей


Вот эта самая маленькая у нее только 3 этажа








Ответы детей. Липа, береза








Дети рассматривают липу.























Ответы детей. Подорожник.

Рассматривают подорожник.








Ответы детей. Мох






Ответы детей:

Когда папа строил баню, он привозил очень много мха, полную телегу.





Рассматривают листья.

Ответы детей. Объясняют, как выглядит мох.



Ответы детей. Скворечник. В нем живут птицы.






Ответы детей:

Природа проснулась после зимнего сна. Распускаются листочки на деревьях. Прилетели скворцы.

Мох, подорожник, видели ель, сосну, березу, липу.

Коммуникативные:

способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

















Личностные:

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.








































Предметные:

формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.


Коммуникативные: готовность слушать собеседника и уметь вести диалог.


























Предметные:

осознали целостность окружающего мира, обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в обществе; используют полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширяют кругозора и культурный опыт школьника; воспринимают мир не только рационально, но и образно.





Предметные:

осознали целостность окружающего мира, обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в обществе; используют полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширяют кругозора и культурный опыт школьника; воспринимают мир не только рационально, но и образно.

Фронтальное обучение. Метод – беседа, отгадывают загадку.




































Индивидуальное обучение. Словесный метод- рассказывание стихотворения.
























Фронтальное обучение. Наглядный метод-рассматривание дерева.
















Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.





Фронтальное обучение. Наглядный метод - наблюдение, рассматривание дерева.

















Фронтальное обучение. Наглядный метод -наблюдение.




Фронтальная работа














Фронтальное обучение. Наглядный метод-

наблюдение

Фронтальное обучение. Словесный метод – беседа.



















Фронтальная форма

Словесный метод

Беседа


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Забродина Алёна Александровна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства