III.Открытие детьми нового знания | | Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.) - Что называется сезонными явлениями? (Природные явления, связанные со сменой времен года) - Назовите все то, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д.) - Как много вы назвали предметов, но вы забыли, что природа не сделана руками человека. Предлагаю исправить ошибки и назвать объекты природы. (Облака, небо, солнце, растения, животные) - То, что вы назвали, можно разделить на две группы. Назовите их. (Неживая и живая природа) - Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите, о какой природе в них идет речь. • Не зверь, а воет. (Ветер) • Шел долговязый, и в землю увяз. (Дождь) • Без огня горит. (Солнце) - Итак, в этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце. - Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? (Тепло) - Вспомните, как мы чувствовали солнышко летом? (Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.) - Какое положение занимало солнце на небе летом? (Оно было высокое.) - Как расположено сегодня? (Ниже, поэтому и греет слабо.) Кто-то открыл на небе душ, Полно на земле луж. И на нас водица льется. Как это явление зовется? (Дождь) - Что это? (Дождь) - Два дня назад прошел первый осенний дождь. Сравните с длительностью и температурой летний и осенний дожди. (Осенью он длинный и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.) - Посмотрите на небо. Почему не видно солнца? - Что вы видите? (облака.) - Часто плыли облака по летнему небу? (Нет, редко.) - Кого они вам напоминают? - Сделаем вывод, какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.) - А сейчас поиграем! я буду читать загадки о природе. Кто догадается, о ком они, тот должен бежать к своей отгадки. - Стоят в поле сестрицы, платьица белые, шапочки зеленые (белый ствол, листья зеленые). - Не съест ту ягодку человек, Горькая и невкусная... (рябина-они горькие, поэтому люди их не едят) - Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Зимой и летом - одним цветом. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год (ель: признак - иглы, которые являются листьями; они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое) - Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете прытко! Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом их можно определить? (Деревья) - Какой одинаковый признак вы увидели? (Один главный ствол) - Слушайте внимательно следующую загадку. Как была молодая - была белая, А как постарела - то покраснела. Ребенок отвечает, что это калина; весной она цвела белым цветом, а сейчас на ней висят красные плоды. Красная кожица, внутри витаминка. (Шиповник) Ребенок отвечает, что это шиповник; у нее сейчас красные плоды, а на стебельках - острые шпильки. - Каким общим словом назовем калину, шиповник? (Кусты, потому что у них несколько стеблей растут из земли.) - Сейчас будем собирать листочки, упавшие с растений. Посмотрите на их окраску, форму, выемки по краям пластинки. Старайтесь выбрать, по вашему мнению, самые красивые из них. Мы положим листья в газеты, а затем - в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру «С какого растения эти листочки». Согласны? Тогда к работе! Важно заложить хорошо разложить листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербария можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу мы выполним в классе, собрав листья в букеты, а потом отберете лучшие. В таком случае целесообразно собирать в конце экскурсии, поскольку листья будет мешать дальнейшей работе. Динамическая пауза - А сейчас поиграем! Представьте, что вы листочки. Когда я скажу, что дует ветер, вы будете бегать, а когда скажу: «Тихо» - вы остановитесь. - Ребята, а как изменилась жизнь людей с наступлением осени? (Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях собирают урожай.) - Да, правильно! Почему листья осенью опадают? (Ответы детей.) - Дети, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля длительное время сохраняет влагу растаявшего. Опавшие листья - не мусор: оно очень нужно грунту и растениям. Осенью растения, готовясь к зиме, не только сбрасывают листья, но и прекращают рост и цветение. Они также готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветвях деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. - Давайте теперь подойдём тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков? (Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.) - Это цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле? (Усики, ножки, красивая расцветка.) - Каким общим словом назовем этих животных? (Это насекомые) - А теперь понаблюдаем за странным животным. Что она делает? Посмотрите внимательно в лупу! (Паук плетет паутину.) - Зачем он это делает? (У него ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их ест.) - К какой природе относятся увиденные нами животные? (Это живая природа. Они двигаются, едят, плетут паутину или сооружают домики.) - Присмотритесь к зеленой травки. Кто там прыгает? Маленький мальчик в серой армячишке По дворам прыгает, крошки собирает (воробей; он покрыт серым оперением, живущая во дворе рядом с человеком) - Назовите признаки, которые хорошо заметны у воробья. (Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост.) - Что он делает? (Клюет семена травы.) - Почему мы не слышим соловья? Куда он исчез? (С похолоданием птицы поселяются ближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края.) - С чем связан отлет пернатых птиц? (Он связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшие листья, мох. Птицы остаются без корма, поэтому они переселяются в теплые края.) - Как другие животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды? (С наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, лягушка, жаба), другие переселяются туда, где находят себе питание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). С наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех)) | Отвечать на вопросы учителя. Определять что относится к природе. Отгадывать загадки учителя и определить это-живое или неживое. Сравнивать солнышко летом и осенью. Отвечать на вопросы учителя. Отгадывать загадку учителя. Отвечать на вопросы учителя. Сравнивать летний и осенний дождь. Отвечать на вопросы. Смотреть на небо. Отгадывать загадки учителя и указывать признаки по которым отгадали загадку. Отвечать на вопросы учителя. Собирать листочки для гербария. Отвечать на вопросы учителя. Слушать учителя. Наблюдать кто сидит на сирени. Отвечать на вопросы учителя. Наблюдать за животным и определять к какой природе относится животное. Отвечать на вопросы учителя. |