kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе «Сезонные изменения в природе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                          

 Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе

«Сезонные изменения в природе».

      На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.

       Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания учащимися начальных классов терминов и понятий.

       Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов ребёнка на окружающий мир, психическое и личностное развитие учащегося, формирование его общей культуры и эрудиции.

       Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

       Курс «Окружающий мир» закладывает основы естественнонаучных знаний и позволяет ребёнку адаптироваться в окружающей среде, воспитывает экологическую культуру и формирует мировоззрение учащихся, воспитывает любовь к родному краю, бережное отношение к природе, помогает детям осознать то, что мы являемся частью природы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе «Сезонные изменения в природе». »

Гончарь Любовь Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Борисовская СОШ им. Кирова»


Окружающий мир

Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе

«Сезонные изменения в природе».


На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.

Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания учащимися начальных классов терминов и понятий.

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов ребёнка на окружающий мир, психическое и личностное развитие учащегося, формирование его общей культуры и эрудиции.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Курс «Окружающий мир» закладывает основы естественнонаучных знаний и позволяет ребёнку адаптироваться в окружающей среде, воспитывает экологическую культуру и формирует мировоззрение учащихся, воспитывает любовь к родному краю, бережное отношение к природе, помогает детям осознать то, что мы являемся частью природы.


Урок – игра во 2 классе, проведённый после осенней экскурсии на огород, с целью ознакомления с овощами.

Цели и задачи:

ознакомление с овощами, растущими в родном крае, расширение знаний о труде людей, живущих в сельской местности, организовывать сотрудничество со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, развивать умение учащихся воображать, представлять, творчески мыслить, сочинять, прививать любовь и уважение к людям, трудящимся на земле, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любовь к родному краю.

Оборудование: выставка овощей, собранных на огороде, картинки овощей, картины, где изображён труд взрослых на огороде, рисунки учащихся, овощные блюда, приготовленные дома.

Осенью с учащимися была проведена экскурсия на огород. Знания об овощах, полученные на экскурсии, закреплялись в виде небольшого театрализованного представления «Волшебный огород».

Девочка Маша (её роль исполняет ученица 4 класса) пришла на огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Чёрный Носик.

Бабушка Загадушка отвечает:

- Мой огород богатый. Растут в нём капуста, и морковь, и лук, и зелёный огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика Чёрного Носика стеречь огород.

Маша опечалилась:

- Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.

- А ты ребят попроси, они смышлёные, живо отгадают! - посоветовала ей бабушка Загадушка.

Дети с радостью соглашаются помочь Маше.

И бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.

1 Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут….(морковку).

2 Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зелёные прядки. (Морковь).

3 Никого не огорчаю,

А всех плакать заставляю. (Лук).

4 Скинули с Егорушки золотые пёрышки,

5 Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук).

Закутан ребёнок в сорок пелёнок. (Капуста).

6 Кругла да гладка, откусишь – сладка,

Засела крепко на грядке…(репка).

7 Кругленькие братцы в домике ютятся,

В домике зелёном им совсем не плохо,

Варят их в бульоне и зовут…(горохом).

8 И зелен, и густ на грядке куст,

Покопай немножко – под кустом…(картошка).

В заключение бабушка Загадушка похвалила детей за то, что отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку то, что ей надо было.

На дом дети получили задание: найти другие загадки об овощах.

Итог урока. Рефлексия.

-Что вы узнали на уроке? Чему научились? Что запомнили?

На столе у вас три рожицы. Покажите, какое у вас было настроение на уроке.


По типу был проведён урок после экскурсии в осенний лес с целью знакомства с изменениями в природе с приходом осени, с дарами осени в лесу, птицами и животными нашего леса; с целью привития любви к природе, родному краю, бережному отношению к растениям, животным, умению видеть красоту осеннего леса.


Знания детей об осенних изменениях в природе проверял Ёж Ежович. Ёж был сделан из картона, а на его иголках были наколоты картинки, листочки, яблоки, грибы. Дети снимали их и читали (с помощью учителя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне.

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший жёлтенький…(листок).

Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Задаю детям вопросы:

- Назовите съедобные грибы и найдите их на картинке.

- Какие грибы вы собирали с мамой?

-Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему? Каким животным они полезны?

- Какие птицы улетают от нас осенью? Кто остаётся зимовать?

- Какой зверёк летом серый, а зимой белый?

-Кто осенью готовит корм к зиме?

Дети рассказывают небольшие рассказы Н. Сладкова и Э. Шима, прочитанные на уроках чтения или с родителями дома.

Сценка «Всегда ем».

Диалог белки и медведя.

- Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

- Я-то? Да ем.

- А днём?

- И днём ем.

- А утром?

- Тоже ем.

- Ну а вечером?

-И вечером ем.

- А когда же ты не ешь?

- А когда сыт бываю.

- А когда ты сыт бываешь?

- Да никогда…

Как на уроке подводились итоги? Рефлексия. У каждого на столе было нарисовано на листе бумаги дерево. За каждый правильный ответ учитель даёт листик (жёлтый, красный, зелёный, в зависимости от правильности и полноты ответа). Выиграл тот, у кого получилось самое красивое дерево.

-Какое у вас настроение было на уроке? Нарисуйте своё настроение.

Продолжили наблюдения за изменениями природы осенью прогулкой на луг.


Один из главных путей изучения природы в разные времена года – прогулки и экскурсии в лес или парк, на луг. Многое удаётся наблюдать с детьми, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.

Так, вначале зимней экскурсии предлагаю детям загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

«Конечно, зима»,- ответили дети.

- Во время экскурсии будем искать отгадки на загадки зимы. А загадок у зимы много – и про снег, и про мороз, и про лёд на реке. Дети не только отгадывали загадки, но и наблюдали, какие изменения происходят в природе зимой

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Эту загадку про дерево дети услышали уже в лесу. Затем они учились различать лиственные и хвойные породы деревьев.

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Обязательно надо хвалить детей за их активность и наблюдательность.

Как подводились итоги? Рефлексия. За правильный ответ учитель даёт снежинку. Дети из снежинок делают горку. У кого горка получилась больше? Довольны ли вы собой? Оцените свою работу выражением лица.


На следующем уроке продолжили тему зимы, закрепили и расширили знания о природе зимой.

Учитель:

- Ребята, у каждого из вас на столе рисунок кормушки. За правильный ответ и активную работу на уроке вы будете получать по птичке. Выиграет тот, на чьей кормушке будет их больше.

А нам Почемучка прислал письмо. Давайте откроем его и прочитаем, что он нам пишет. Там, где живёт Почемучка, нет зимы. И он просит вас рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вот какие вопросы в письме Почемучки:

-Что такое зима?

-Какие месяцы считаются зимними?

-Как объяснить пословицы?

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

Вьюги да метели под февраль полетели.

По подготовленным заранее картинкам дети рассказали о медведе, лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном были подобраны маленькие стихотворения, которые рассказали дети.

1 Белка спряталась в дупло:

В нём и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

2 У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

3 Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её лиса.

4 Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный ёж.

5 Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

6 Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был кабан.

7 Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это снегири!

По картинкам дети вспомнили и о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключение дети рассказали Почемучке о своих зимних забавах, о весёлом празднике – встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, ребята нарисовали картинки о зиме и сделали в классе выставку рисунков.


На дом дети получили задание: сделать вместе с папой кормушки для птиц и принести с собой корм для них: просо, семечки, зерно, сало.


Следующую экскурсию мы совершим в парк, где повесим кормушки и покормим птичек.

Цель: раскрыть связи между живыми существами и окружающей средой.

Задачи: 1. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.

2. Обогащать знания детей о природе.

3. Воспитать любовь к природе.


Дети с удовольствием выполнили домашнее задание и на следующем уроке мы отправились в парк, где с помощью старших ребят повесили кормушки и стали кормить птиц. Дети внимательно наблюдали, какие птицы остались зимовать, кто стал подлетать к кормушкам. Мы услышали знакомый стук по дереву. Многие ребята узнали дятла.

Учитель:

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

-Почему так говорят про дятла? Как ещё называют дятла?

Дети нашли в парке шишку, побывавшую в «кузнице» дятла.

- Часто можно видеть там, где кормится дятел, стайку синичек. Падают кусочки коры, а вместе с ними упадёт иногда на снег жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синички.

Дети увидели и узнали и других птиц: воробья, сороку, ворону, клеста.

Учитель:

- Зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились об их корме.

Дети читают стихи:

Воробьи в окошко тук,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Я для них надёжный друг,

Крепкий друг, прочный друг.

Насыпаю им пшена,

Хлебных крошек тоже,

И клюют они с утра

В лютые морозы.

В холодные дни и зимние вьюги

Мы вас не забудем, родные пичуги!

На дом дети получили задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к их кормушке дома, не забывать насыпать для них корм.


Урок в классе после весенней экскурсии на озеро и в парк.

Ребята, к нам в гости пришёл старичок Лесовичок, а в руках у него корзинка с шишками (футляры от киндер – сюрприз), а в шишках – сюрприз. Каждый сейчас возьмёт такую шишку, откроет и посмотрит, что же там внутри.

Дети открывают, а в них – листочки с вопросами и загадками о весне. По очереди читают и отвечают (можно отвечать всем классом).

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Узнайте, о каком месяце говорится в каждом отрывке:

Дует тёплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май.)

- Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?

- О чём рассказал на экскурсии ручеёк?

- Какие птицы открывают весну?

- Какое дерево «плачет» весной?

- Какие цветы появляются первыми?

Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя или гриба.

Рефлексия.

-Считаете ли вы, что хорошо поработали на уроке? Почему?

-Кого из товарищей вы можете похвалить за работу? За что?

При проведении обобщающего урока по теме: «Времена года» подсчитываем по фигуркам, у кого было больше правильных ответов. Победитель получает на память книжку о природе, о животных. Об этом учитель сообщает вначале изучения данной темы



. Урок «Окружающий мир». 1 класс.

Тема:«Где зимуют птицы?».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с перелетными птицами и птицами, зимующими в наших краях.

  2. Развивать познавательную активность и любознательность.

  3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: учебник окружающего мира 1 класс (часть 2), рабочая тетрадь к учебнику для первого класса, карточки с изображением птиц перелетных и зимующих у нас.

             Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые зимуют с нами или улетают в теплые края.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Есть птицы, которые живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Итак, птицы бывают разные…      И сегодня мы поговорим о птицах.

Отгадайте загадки, о ком идет речь?

  1. В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода.   (Петух).        3.  Красные лапки,

  1. Мальчишка в сером  армячишке        Длинная шея,

По дворам шныряет,         Щиплет за пятки,

Крохи подбирает,         Беги без оглядки. (Гусь).

По полям ночует,

Коноплю ворует. ( Воробей).

-На  доске рисунки птиц.

- Ребята, а вам не кажется, что среди них одна лишняя? Какая? (воробей, петух и гусь домашние).

- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе – диких птицах.

2. Повторение.

- Скажите, где живут белые медведи?(северный полюс).

- А где живут пингвины?(Антарктида, южный полюс).

- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( нет, живут в разных краях света).

- Африканский слон живет в Саванне, а где живет Индийский слон? ( в тропических лесах).

3. Новая тема.

А теперь вернемся к птицам!

  1. Трещала с самого утра:                                                 2. В лесу под щебет, звон и свист,

«Пора! Пора!» А что - пора?                                                           Стучит лесной телеграфист:

Такая с ней морока,                                                                          «Здорово, дрозд -приятель!»

Когда трещит… (сорока).                                                                 И ставит подпись …(дятел).

3.И в лесу, заметьте, дети,

    Есть ночные сторожа.

    Сторожей боятся этих

   Мыши,  прячутся дрожа!

   Очень уж суровы

   Филины и … (совы).

На доске рисунки этих птиц.

- Что общего у этих птиц?(они никуда не улетают, живут у нас).

-Этих птиц называют оседлыми.(на доске слово).

Каких еще оседлых птиц вы знаете? (работа с выставкой в классе).

А теперь откроем учебник и посмотрим на птиц зимующих у нас. Как называют этих птиц?(оседлые). С.12

Каких птиц вы видели зимой? Закрасьте кружки возле них.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны. Чаще птицы погибают не от холода, а от голода.

-Как мы можем им помочь?

Что за весенняя черная птица                                                      Угадайте, что за птичка-

Любит за плугом ходить и кормиться?                                      Темненькая, невеличка,

Что за весенняя черная птица                                                      Беленькая с живота,

Прямо на трактор чуть не садится? (грач).                          Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка).

        Кто без нот и без свирели

        Лучше всех выводит трели?

        Голосистее, нежней,

        Кто же это? (соловей).

На доске рисунки птиц.

-Что объединяет этих птиц? Они умеют перелетать за тысячи километров, в теплые края на зиму.

Их называют? – перелетные птицы. На доске слово – перелетные.

Посмотрите в учебнике на перелетных птиц. Каких птиц вы встречали  в природе? Закрасьте кружки рядом с ними.

Подумайте, почему  зимой птицы улетают от нас в теплые края?(с.13 уч-ка).

- Для них нет пищи.

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

- Как они это сделали? (с.13 уч-ка).

Ученые надевали на лапки кольца, на которых был номер и адрес места, где окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную  птицу,  сообщал об этом по данному адресу. Так ученые узнали, где зимуют птицы.

-На странице 13 учебника находятся карты, которые показывают, где зимуют ласточки и журавли.

Итак, зеленым цветом места, где они проводят лето, желтым – зиму.

Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в теплые края.

Физминутка.

Совушка – сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит.

Крыльями – хлоп-хлоп, Ножками – топ-топ.

  1. Закрепление.

А) Откройте тетрадь на с.32. найдите задание №1.

Читаю сама задание.

Выполняют индивидуально. Проверить коллективно.

Б) Я буду читать описание птицы, а вы должны угадать о какой птице идет речь.

- Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая верхней половинкой о нижнюю. (Аист).

- Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подкладывает их  в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица, она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. ( Кукушка).

На доске рисунки этих птиц.

  1. Самостоятельная работа в парах.

Учащиеся работают в парах. Каждой паре дается тест. После выполнения – коллективная проверка.

  1. Итог урока.

С какими птицами мы сегодня познакомились?

Каких оседлых птиц вы знаете?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Домашнее задание: С.12-13 учебника – устно.







12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе «Сезонные изменения в природе».

Автор: Гончарь Любовь Алексеевна

Дата: 11.08.2014

Номер свидетельства: 111648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства