Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе «Сезонные изменения в природе».
Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе «Сезонные изменения в природе».
Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе
«Сезонные изменения в природе».
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания учащимися начальных классов терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов ребёнка на окружающий мир, психическое и личностное развитие учащегося, формирование его общей культуры и эрудиции.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Курс «Окружающий мир» закладывает основы естественнонаучных знаний и позволяет ребёнку адаптироваться в окружающей среде, воспитывает экологическую культуру и формирует мировоззрение учащихся, воспитывает любовь к родному краю, бережное отношение к природе, помогает детям осознать то, что мы являемся частью природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе «Сезонные изменения в природе». »
Гончарь Любовь Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Борисовская СОШ им. Кирова»
Окружающий мир
Цикл уроков и экскурсий в 1-2 классе
«Сезонные изменения в природе».
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания учащимися начальных классов терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов ребёнка на окружающий мир, психическое и личностное развитие учащегося, формирование его общей культуры и эрудиции.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Курс «Окружающий мир» закладывает основы естественнонаучных знаний и позволяет ребёнку адаптироваться в окружающей среде, воспитывает экологическую культуру и формирует мировоззрение учащихся, воспитывает любовь к родному краю, бережное отношение к природе, помогает детям осознать то, что мы являемся частью природы.
Урок – игра во 2 классе, проведённый после осенней экскурсии на огород, с целью ознакомления с овощами.
Цели и задачи:
ознакомление с овощами, растущими в родном крае, расширение знаний о труде людей, живущих в сельской местности, организовывать сотрудничество со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, развивать умение учащихся воображать, представлять, творчески мыслить, сочинять, прививать любовь и уважение к людям, трудящимся на земле, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любовь к родному краю.
Оборудование: выставка овощей, собранных на огороде, картинки овощей, картины, где изображён труд взрослых на огороде, рисунки учащихся, овощные блюда, приготовленные дома.
Осенью с учащимися была проведена экскурсия на огород. Знания об овощах, полученные на экскурсии, закреплялись в виде небольшого театрализованного представления «Волшебный огород».
Девочка Маша (её роль исполняет ученица 4 класса) пришла на огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Чёрный Носик.
Бабушка Загадушка отвечает:
- Мой огород богатый. Растут в нём капуста, и морковь, и лук, и зелёный огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика Чёрного Носика стеречь огород.
Маша опечалилась:
- Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.
- А ты ребят попроси, они смышлёные, живо отгадают! - посоветовала ей бабушка Загадушка.
Дети с радостью соглашаются помочь Маше.
И бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.
1 Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
Наступает осень, выдернут….(морковку).
2 Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки. (Морковь).
3 Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю. (Лук).
4 Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
5 Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук).
Закутан ребёнок в сорок пелёнок. (Капуста).
6 Кругла да гладка, откусишь – сладка,
Засела крепко на грядке…(репка).
7 Кругленькие братцы в домике ютятся,
В домике зелёном им совсем не плохо,
Варят их в бульоне и зовут…(горохом).
8 И зелен, и густ на грядке куст,
Покопай немножко – под кустом…(картошка).
В заключение бабушка Загадушка похвалила детей за то, что отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку то, что ей надо было.
На дом дети получили задание: найти другие загадки об овощах.
Итог урока. Рефлексия.
-Что вы узнали на уроке? Чему научились? Что запомнили?
На столе у вас три рожицы. Покажите, какое у вас было настроение на уроке.
По типу был проведён урок после экскурсии в осенний лес с целью знакомства с изменениями в природе с приходом осени, с дарами осени в лесу, птицами и животными нашего леса; с целью привития любви к природе, родному краю, бережному отношению к растениям, животным, умению видеть красоту осеннеголеса.
Знания детей об осенних изменениях в природе проверял Ёж Ежович. Ёж был сделан из картона, а на его иголках были наколоты картинки, листочки, яблоки, грибы. Дети снимали их и читали (с помощью учителя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне.
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший жёлтенький…(листок).
Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
Задаю детям вопросы:
- Назовите съедобные грибы и найдите их на картинке.
- Какие грибы вы собирали с мамой?
-Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Почему? Каким животным они полезны?
- Какие птицы улетают от нас осенью? Кто остаётся зимовать?
- Какой зверёк летом серый, а зимой белый?
-Кто осенью готовит корм к зиме?
Дети рассказывают небольшие рассказы Н. Сладкова и Э. Шима, прочитанные на уроках чтения или с родителями дома.
Сценка «Всегда ем».
Диалог белки и медведя.
- Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?
- Я-то? Да ем.
- А днём?
- И днём ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну а вечером?
-И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- А когда сыт бываю.
- А когда ты сыт бываешь?
- Да никогда…
Как на уроке подводились итоги?Рефлексия. У каждого на столе было нарисовано на листе бумаги дерево. За каждый правильный ответ учитель даёт листик (жёлтый, красный, зелёный, в зависимости от правильности и полноты ответа). Выиграл тот, у кого получилось самое красивое дерево.
-Какое у вас настроение было на уроке? Нарисуйте своё настроение.
Продолжили наблюдения за изменениями природы осенью прогулкой на луг.
Один из главных путей изучения природы в разные времена года – прогулки и экскурсии в лес или парк, на луг. Многое удаётся наблюдать с детьми, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.
Так, вначале зимней экскурсии предлагаю детям загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
«Конечно, зима»,- ответили дети.
- Во время экскурсии будем искать отгадки на загадки зимы. А загадок у зимы много – и про снег, и про мороз, и про лёд на реке. Дети не только отгадывали загадки, но и наблюдали, какие изменения происходят в природе зимой
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
Эту загадку про дерево дети услышали уже в лесу. Затем они учились различать лиственные и хвойные породы деревьев.
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Обязательно надо хвалить детей за их активность и наблюдательность.
Как подводились итоги? Рефлексия. За правильный ответ учитель даёт снежинку. Дети из снежинок делают горку. У кого горка получилась больше? Довольны ли вы собой? Оцените свою работу выражением лица.
На следующем уроке продолжили тему зимы, закрепили и расширили знания о природе зимой.
Учитель:
- Ребята, у каждого из вас на столе рисунок кормушки. За правильный ответ и активную работу на уроке вы будете получать по птичке. Выиграет тот, на чьей кормушке будет их больше.
А нам Почемучка прислал письмо. Давайте откроем его и прочитаем, что он нам пишет. Там, где живёт Почемучка, нет зимы. И он просит вас рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вот какие вопросы в письме Почемучки:
-Что такое зима?
-Какие месяцы считаются зимними?
-Как объяснить пословицы?
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль полетели.
По подготовленным заранее картинкам дети рассказали о медведе, лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном были подобраны маленькие стихотворения, которые рассказали дети.
1 Белка спряталась в дупло:
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
2 У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
3 Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её лиса.
4 Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный ёж.
5 Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
6 Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был кабан.
7 Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это снегири!
По картинкам дети вспомнили и о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключение дети рассказали Почемучке о своих зимних забавах, о весёлом празднике – встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, ребята нарисовали картинки о зиме и сделали в классе выставку рисунков.
На дом дети получили задание: сделать вместе с папой кормушки для птиц и принести с собой корм для них: просо, семечки, зерно, сало.
Следующую экскурсию мы совершим в парк, где повесим кормушки и покормим птичек.
Цель: раскрыть связи между живыми существами и окружающей средой.
Задачи: 1. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
2. Обогащать знания детей о природе.
3. Воспитать любовь к природе.
Дети с удовольствием выполнили домашнее задание и на следующем уроке мы отправились в парк, где с помощью старших ребят повесили кормушки и стали кормить птиц. Дети внимательно наблюдали, какие птицы остались зимовать, кто стал подлетать к кормушкам. Мы услышали знакомый стук по дереву. Многие ребята узнали дятла.
Учитель:
Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
-Почему так говорят про дятла? Как ещё называют дятла?
Дети нашли в парке шишку, побывавшую в «кузнице» дятла.
- Часто можно видеть там, где кормится дятел, стайку синичек. Падают кусочки коры, а вместе с ними упадёт иногда на снег жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синички.
Дети увидели и узнали и других птиц: воробья, сороку, ворону, клеста.
Учитель:
- Зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились об их корме.
Дети читают стихи:
Воробьи в окошко тук,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Я для них надёжный друг,
Крепкий друг, прочный друг.
Насыпаю им пшена,
Хлебных крошек тоже,
И клюют они с утра
В лютые морозы.
В холодные дни и зимние вьюги
Мы вас не забудем, родные пичуги!
На дом дети получили задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к их кормушке дома, не забывать насыпать для них корм.
Урок в классе после весенней экскурсии на озеро и в парк.
Ребята, к нам в гости пришёл старичок Лесовичок, а в руках у него корзинка с шишками (футляры от киндер – сюрприз), а в шишках – сюрприз. Каждый сейчас возьмёт такую шишку, откроет и посмотрит, что же там внутри.
Дети открывают, а в них – листочки с вопросами и загадками о весне. По очереди читают и отвечают (можно отвечать всем классом).
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Узнайте, о каком месяце говорится в каждом отрывке:
Дует тёплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
- Какой снег быстрее тает: грязный или чистый?
- О чём рассказал на экскурсии ручеёк?
- Какие птицы открывают весну?
- Какое дерево «плачет» весной?
- Какие цветы появляются первыми?
Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя или гриба.
Рефлексия.
-Считаете ли вы, что хорошо поработали на уроке? Почему?
-Кого из товарищей вы можете похвалить за работу? За что?
При проведении обобщающего урока по теме: «Времена года» подсчитываем по фигуркам, у кого было больше правильных ответов. Победитель получает на память книжку о природе, о животных. Об этом учитель сообщает вначале изучения данной темы
. Урок «Окружающий мир». 1 класс.
Тема:«Где зимуют птицы?».
Цели:
Познакомить учащихся с перелетными птицами и птицами, зимующими в наших краях.
Развивать познавательную активность и любознательность.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: учебник окружающего мира 1 класс (часть 2), рабочая тетрадь к учебнику для первого класса, карточки с изображением птиц перелетных и зимующих у нас.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые зимуют с нами или улетают в теплые края.
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть, и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Есть птицы, которые живут только в пустыне или в горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Итак, птицы бывают разные… И сегодня мы поговорим о птицах.
Отгадайте загадки, о ком идет речь?
В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух). 3. Красные лапки,
Мальчишка в сером армячишке Длинная шея,
По дворам шныряет, Щиплет за пятки,
Крохи подбирает, Беги без оглядки. (Гусь).
По полям ночует,
Коноплю ворует. ( Воробей).
-На доске рисунки птиц.
- Ребята, а вам не кажется, что среди них одна лишняя? Какая? (воробей, петух и гусь домашние).
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаются в природе – диких птицах.
2. Повторение.
- Скажите, где живут белые медведи?(северный полюс).
- А где живут пингвины?(Антарктида, южный полюс).
- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( нет, живут в разных краях света).
- Африканский слон живет в Саванне, а где живет Индийский слон? ( в тропических лесах).
3. Новая тема.
А теперь вернемся к птицам!
Трещала с самого утра: 2. В лесу под щебет, звон и свист,
«Пора! Пора!» А что - пора? Стучит лесной телеграфист:
Такая с ней морока, «Здорово, дрозд -приятель!»
Когда трещит… (сорока). И ставит подпись …(дятел).
3.И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы).
На доске рисунки этих птиц.
- Что общего у этих птиц?(они никуда не улетают, живут у нас).
-Этих птиц называют оседлыми.(на доске слово).
Каких еще оседлых птиц вы знаете? (работа с выставкой в классе).
А теперь откроем учебник и посмотрим на птиц зимующих у нас. Как называют этих птиц?(оседлые). С.12
Каких птиц вы видели зимой? Закрасьте кружки возле них.
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны. Чаще птицы погибают не от холода, а от голода.
-Как мы можем им помочь?
Что за весенняя черная птица Угадайте, что за птичка-
Любит за плугом ходить и кормиться? Темненькая, невеличка,
Что за весенняя черная птица Беленькая с живота,
Прямо на трактор чуть не садится? (грач). Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей).
На доске рисунки птиц.
-Что объединяет этих птиц? Они умеют перелетать за тысячи километров, в теплые края на зиму.
Их называют? – перелетные птицы. На доске слово – перелетные.
Посмотрите в учебнике на перелетных птиц. Каких птиц вы встречали в природе? Закрасьте кружки рядом с ними.
Подумайте, почему зимой птицы улетают от нас в теплые края?(с.13 уч-ка).
- Для них нет пищи.
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как они это сделали? (с.13 уч-ка).
Ученые надевали на лапки кольца, на которых был номер и адрес места, где окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученые узнали, где зимуют птицы.
-На странице 13 учебника находятся карты, которые показывают, где зимуют ласточки и журавли.
Итак, зеленым цветом места, где они проводят лето, желтым – зиму.
Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в теплые края.
Физминутка.
Совушка – сова, большая голова
На суку сидит, головой вертит.
Крыльями – хлоп-хлоп, Ножками – топ-топ.
Закрепление.
А) Откройте тетрадь на с.32. найдите задание №1.
Читаю сама задание.
Выполняют индивидуально. Проверить коллективно.
Б) Я буду читать описание птицы, а вы должны угадать о какой птице идет речь.
- Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая верхней половинкой о нижнюю. (Аист).
- Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подкладывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица, она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. ( Кукушка).
На доске рисунки этих птиц.
Самостоятельная работа в парах.
Учащиеся работают в парах. Каждой паре дается тест. После выполнения – коллективная проверка.