С помощью этого интерактивнрого урока-экскурсии мы закрепим имеющиеся знания, научимся проводить сравнительный анализ времен года, пронаблюдаем за изменениями в живой и неживой природе осенью, обсудим влияние человека на природу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по окружающему миру во 2 классе»
ЭКСКУРСИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ
Тема. Разнообразие природы (живая и неживая природа); осенние изменения в природе; охрана природы.
Практическая работа: высаживание деревьев, кустов; сбор плодов и семян для подкормки птиц зимой.
Цели: расширить представления учащихся о разнообразии природы, об осенних изменениях в природе; формировать целостное представление о природе; конкретизировать и обобщать знания учащихся об охраняемых объектах природы; показывать роль охраняемых объектов в природных процессах и значение в жизни человека; создать благоприятные условия для работы в группах: установить тесную взаимосвязь между учениками, вызвать у учащихся желание работать вместе; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету. Оборудование: папки для гербария, спичечные коробки, бумажные пакеты для сбора плодов и семян, карточки с заданиями, гномон. Тип урока: интерактивный урок-экскурсия. Место проведения. Парк.
Ход экскурсии
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. 1.Вступительное слово учителя. ‒ Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу. Но прежде, чем выйти со школы, давайте вспомним правила поведения на экскурсии. Правила поведения на экскурсии
Быть внимательными, дисциплинированными.
Слушать, что говорит экскурсовод.
Не отделяться от группы.
Не ломать веток деревьев, не рвать цветы.
2.Мотивация учебной деятельности. ‒ Дети, послушайте внимательно стихотворение и попробуйте отгадать, о чем пойдет речь на нашем уроке. Что значит человек без трав и птиц Садясь на камень под сосну, И без любви к пчеле жужжащей? Лесную слушай тишину: Без журавля над хвойной чащей, Журчит, лепечет ручеек Без миловидных лисьих лиц? О том, что путь далек-далек. Когда поймет он, наконец, Упала шишка, скрипнул сук, Врубаясь в мертвые породы, Жужжит, жужжит тяжелый жук, Что человек - венец природы Листва рассказывает сны ... И без природы нам конец? Ты слышишь голос тишины.
СООБЩЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ОЖИДАЕМЫХ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. 1.Фронтальная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся. Метод «Микрофон» ‒ О чем это стихотворение? Что такое природа? Какая она бывает? Назовите предметы живой и неживой природы, прозвучавшие в стихотворении. Отличительные особенности живой природы.
‒ Природа и человек - вот извечная тема, волновавшая и волнующая людей. Природа близка и дорога каждому. Это тот окружающий мир, где мы родились и живем. В наш век - век стремительного развития техники, век открытий - природа становится для нас еще более желанной. То ласковая и солнечная, то пасмурная и грустная, то снежная и морозная, она всегда нас манит своей неувядающей красотой. ‒ А теперь нам осталось определить тему урока. Кто догадался, о чем будет идти речь? 2.Представление темы и ожидаемых учебных результатов. Тема нашей экскурсии - «Разнообразие природы (живая и неживая природа), осенние изменения в природе, охрана природы». Сегодня на уроке мы закрепим имеющиеся знания по теме, научимся проводить сравнительный анализ времен года, пронаблюдаем за изменениями в живой и неживой природе осенью, обсудим влияние человека на природу. А также будем собирать образцы для гербария и семена для подкормки птиц зимой.
ПОЛУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ. 1.Работа в группах: «Неживая природа осенью», «Растения осенью», «Птицы осенью», «Животные осенью», «Труд людей осенью». Метод «Пять слов - три слова»‒ Расскажите о природных изменениях в неживой природе, в жизни растений и животных, в жизни людей, с которыми вы познакомились на уроках окружающего мира. 2.Фронтальное наблюдение за объектами неживой природы. ‒ Посмотрите вокруг себя. Назовите объекты неживой природы. Вспомните, в какой последовательности проводятся наблюдения в неживой природе. (Сначала необходимо посмотреть вверх u пронаблюдать за Солнцем, небом, тучами. Потом ‒ впереди себя u определить, есть ли ветер. Далее - себе под ноги и выяснить, в каком состоянии находятся вода, почва.) - Посмотрите на небо. Устно опишите его по плану:
Цвет неба.
Наличие облаков и туч, их цвет.
Высота облаков по отношению к земле.
Сравнение состояния неба весной и осенью. (Изменилось ли оно с наступлением осени? Как светит и греет Солнце? Вспомните, как светило и грело оно весной?)
Подведение итогов. 3.Практическая деятельность учащихся. Определение температуры воздуха. - С помощью какого прибора можно измерить температуру воздуха? - Какой была температура утром? - Какой она стала днем? Сравните температуру утреннюю с дневной. Какой вывод можно сделать? - Почему днем температура воздуха повысилась? Вспомните свои наблюдения. Метод «Мозговой штурм» Утром Солнце ходит низко на небосклоне, поэтому оно посылает мало тепла, и температура воздуха была +… . В полдень Солнце стоит высоко, посылая больше тепла, и температура воздуха + ... . Следовательно, главной причиной является высота Солнца на небосклоне. Чем оно выше - тем больше посылает тепла, чем ниже - тем тепла меньше. Вот от чего зависит количество тепла, которое Солнце посылает на Землю. Определение высоты Солнца на небосклоне по длине тени от гномона.
ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ. Метод «Работа в малых группах»
Вводный инструктаж
Объединение учащихся в группы и распределение ролей.
Группа 1
Измерьте температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летними измерениями. Как повлияла температура на жизнь животных?
Соберите опавшие листья и определите: с каких деревьев они опали?
Группа 2
Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?
Найдите 3-4 цветущих травянистых растения, определите их названия.
Группа 3
Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?
Проведите наблюдения за кустарниками. Какой окраски на них листья? На каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды, а также листья кустарников различной окраски.
Группа 4
Понаблюдайте за тем, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?
Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.
Группа 5
Понаблюдайте за тем, какой дует ветер на экскурсии (холодный, теплый; слабый, сильный).
Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
Группа 6
Посмотрите, что произошло с почвой с приходом осени. Почему?
Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Пронаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где чаще всего встречаются - на солнце, в тени? Почему?
Группа 7
Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?
На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетики для подкормки птиц зимой.
Группа 8
Понаблюдайте за тем, какие растения остались зелеными, на каких много желтых, красных листьев. Почему?
Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите их в папку. Сделайте гербарий.
Группа 9
Отметьте, какие работы выполнили люди в парках, садах, поле, на лугу. Почему?
Соберите опавшие плоды деревьев. Определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте из плодов деревьев коллекцию.
Группа 10
Понаблюдайте за тем, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему?
Соберите в пакетики семена травянистых растений для подкормки зимующих птиц.
3.Презентация результатов выполненной работы .
4.Экологический спектакль «Незнакомый цветок».
Действующие лица: бабушка, мама, дочь, сын. Мама. На земле исчезают цветы, Беззаботно топтали мы их С каждым годом заметнее это. И бездумно, безжалостно рвали. Меньше радости и красоты В нас молчало безумное «Стой!». Оставляет нам каждое лето. Нам казалось, все мало, все мало. Откровенье цветов луговых А потом в толчее городской Нами понято было едва ли. Мы охапки тащили устало ... Дочь. Мама, смотри, какой странный цветок! Мы нашли его в саду. Сын. Пойдем, мамочка, мы тебе его покажем. Может, ты его узнаешь. Я не стал его срывать! Мама. Да! Действительно, странный. Дочь. Сосед говорит, что его инопланетяне занесли к нам. Сын. А другие думают, что его занесли ветры из дальних жарких стран. Мама. Давайте спросим у бабушки, ей все-таки 95 лет, она нам поможет! Дети. Бабушка, бабушка, помоги нам!
Бабушка. О! Это очень древний цветок. Он рос на земле еще во времена моей юности. Его название - ромашка. Видите, он, как солнышко, желтый. Его так и называли - маленькое солнышко.
Давным-давно люди знали все секреты этого цветка. На ромашке в шутку загадывали судьбу. Ромашка утешала в беде, помогала больному, радовала своим сиянием в букете. Когда-то ромашек было очень много, но потом люди стали срывать их без всякой надобности. Ромашек становилось все меньше и меньше, и вскоре они почти исчезли. Теперь ромашку трудно найти. Так что это не инопланетяне и не ветры постарались, а сама природа напомнила нам о забытом цветке. Мама. Чтобы растения не исчезли с лица земли, люди, любящие природу, создают заповедники и ботанические сады. 5.Рассказ учителя. ‒ Что необходимо делать, чтобы сохранить удивительный мир растений? Дерево, цветок, трава и птица Нор звериных, птичьего гнезда Не всегда умеют защититься. Разорять не будем никогда. Если будут уничтожены они, Пусть птенцам и маленьким зверятам На планете мы останемся одни. Хорошо живется с нами рядом.
‒Природа гибнет и просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.
6. Выступление экологов. 1-й ученик. «Беречь природу ‒ значит беречь жизнь»,‒ в этих словах заложен глубокий смысл, потому что каждый из нас ‒ это частица всего живого на Земле, а Земля ‒ наш общий дом. 2-й ученик. Природа, как раненая птица, кричит, просит о помощи. Мы должны знать, как сохранить богатства для тех, кто живет и будет жить после нас. 3-й ученик. Помните: если вы что-то взяли у природы, то обязаны ей вернуть. Посадите деревце, почистите родник, накормите птиц. Только так сохранится неповторимая красота природы. Учитель Давайте, ребята, Нас много, ребята, Везде, где живем, Пусть каждый из нас Деревья посадим, Хоть кустик для сада Сады разведем! Посадит сейчас.
7. Высаживание деревьев, кустов.
РЕФЛЕКСИЯ 1.Подведение итогов.
‒ С какой целью мы оправились на экскурсию?
‒ Что нового узнали?
‒ Какие умения и навыки приобрели на экскурсии?
‒ Что больше всего понравилось или запомнилось во время экскурсии?
2.Оценивание работы учащихся.
3.Домашнее задание.
Составить рассказ об экскурсии по вопросам:
С какими изменениями в жизни растений вы познакомились?
По каким признакам различают деревья, кустарники и травы?
Опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми вы познакомились на экскурсии.